Вы здесь

Остерегаться коронавируса, повышать качество, внедрять инновации

Марина ПЕТРОВА
генеральный директор Petrova 5 Consulting

Как известно, прогнозы — вещь неблагодарная, но «угадать», как будет развиваться рынок, выделить из потока случайностей процессы и события, которые станут определяющими, — значит, получить определенное преимущество. ПРОДУКТ.BY обратился к экспертам-аналитикам с просьбой рассказать, каким им видится ближайшее будущее продовольственной отрасли, какие явления зададут динамику и направление движения, какие продукты будут востребованы, чего стоит опасаться. Предлагаем вниманию наших читателей мнения трех специалистов, профессионально занимающихся изучением рыночных трендов.


Коронавирус как спусковой крючок для глобального кризиса

Об итогах 2019 года

— В 2019 году молочная отрасль развивалась разнонаправленно. Рынок сыра и сырных продуктов вырос на 5 %, при этом поставки сыра из Беларуси увеличились на 15 %. Рынок творога впервые за последние четыре года показал отрицательную динамику, сократившись на 6 %, российские производители снизили объемы производства на 7 % по сравнению с 2018-м. При этом стоит отметить рост импорта, а ключевой страной-импортером творога остается Беларусь, объемы поставок из которой выросли на 17 %. Потребление кисломолочных продуктов в России снизилось на 1 %, но объем импорта на рынке увеличился на 9 % за счет белорусских производителей. Также стоит отметить рост российского рынка сухой сыворотки: в 2019 году он вырос на 17 %, а поставки белорусских производителей увеличились на 18 %.

 

 Марина ПЕТРОВА — генеральный директор Petrova 5 Consulting, заместитель председателя Комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК

Марина ПЕТРОВА,

генеральный директор Petrova 5 Consulting, заместитель председателя Комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК

 

 Наступило время сегментации и формирования новых брендов и новых продуктов для различных целевых аудиторий. Это то, чего не хватает и российским, и белорусским производителям.




Об успехах белорусских молочников

— Даже на падающих российских рынках белорусские производители показывают существенный рост объемов поставок. Ключевую роль в этом играет соотношение цены и качества белорусских молочных продуктов, а также восприятие россиянами белорусских производителей как родных и дружественных.

На мой взгляд, успех белорусских молочных компаний на российском рынке — это в первую очередь сочетание грамотной государственной поддержки молочной отрасли Беларуси, непрерывной работы над повышением качества выпускаемой продукции и доступной цены для потребителей.

Успех белорусских молочных компаний на российском рынке — это в первую очередь сочетание грамотной государственной поддержки молочной отрасли Беларуси, непрерывной работы над повышением качества выпускаемой продукции и доступной цены для потребителей.

О проблемах белорусских молочников

— Белорусские производители достаточно активно развиваются, но, безусловно, стоит обратить внимание на проблему однотипности ассортимента, присутствующего на рынке, и развивать его в условиях растущей конкуренции, а также заниматься позиционированием для различных целевых аудиторий.

Потребитель продолжает меняться и предъявлять более высокие требования к продукту, и соотношение цены, качества, удобства и вкуса играет здесь ключевую роль. Становится все сложнее создать универсальную линейку, которая подходила бы для всей семьи. Наступило время сегментации и формирования новых брендов и новых продуктов для различных целевых аудиторий. Это то, чего не хватает и российским, и белорусским производителям.

Угрозы 2020 года

— Ключевой угрозой для молочной отрасли в 2020 году остается мировой финансовый кризис. Китайский ВВП теряет в первом квартале около 1 % в связи с эпидемией коронавируса, а замедление экономики уже привело к снижению цен на нефть. Для России такое развитие событий означает потерю экспортных доходов.

Быстрое распространение коронавируса через Китай может резко ограничить способность Пекина выполнять условия торгового соглашения с Вашингтоном, заключенного в начале января 2020 года. Китай обязался в течение двух лет закупить у США дополнительно товаров на 200 миллиардов долларов. Однако вспышка коронавируса привела к снижению цен на сырье и блокированию огромных участков китайской территории. Цены на соевые бобы, торгуемые на рынках США, в конце января 2020-го упали до самого низкого уровня, зафиксированные с мая 2019 года. Также снизились цены на кукурузу, пшеницу и масличные. Сложность ситуации заключается в распространении коронавируса и на другие страны, а также в замедлении экономики США и Евросоюза в связи с нарушением производственных цепочек с Китаем. Таким образом, коронавирус с высокой долей вероятности послужит спусковым крючком для глобального кризиса.

Для России и Беларуси замедление экономики Китая означает уменьшение спроса в одной из ключевых стран-экспортеров, что может привести к снижению цен на сухое молоко и сухую сыворотку и необходимости перераспределения поставок.

 

Потребитель хочет получить альтернативный продукт животноводства

  Максим ФАСТЕЕВ — ведущий аналитик «Инфагро»

Максим ФАСТЕЕВ,
ведущий аналитик «Инфагро»

 

Насколько еще снизится потребление молока? Это будет зависеть от потребителей, которые станут либо доверять, либо нет тому, что слышат. А, может, молочники объединятся в одном контрпорыве и докажут, что в потреблении молока ничего плохого нет? И тут появится новый тренд. Я бы хотел в это верить, но пока сложно.


 

 

— Рассуждая о прогнозах, нужно одновременно говорить и об экологии производства — как о тренде, который все больше набирает мощь: лимитирование использования воды, требования по уменьшению фосфатов и так далее. Подобных ограничений будет становиться все больше в связи с настойчивыми пожеланиями общественности, и прежде всего, в развитых странах. Речь именно о требованиях большинства, а не экологически настроенного меньшинства.

В 2019 году в Европе и США продолжило снижаться потребление цельномолочной продукции, в частности, питьевого молока. Отчасти это происходит вследствие его замещения молочными продуктами с различными вкусовыми добавками, безлактозным молоком. Также молоко вытесняется немолочными напитками — рисовым, миндальным молоком. И эта тенденция укрепляется. Нужно отметить, что замещение молока немолочными напитками происходит уже и на рынках СНГ. В ближайшие три-пять лет этот тренд будет актуальным. Объяснений может быть несколько. Первое — потребитель хочет получить альтернативный продукт животноводства. Второе — «зеленые» настроения. Есть еще мнение селебрити, которые провозглашают те или иные моды.

Насколько еще снизится потребление молока? Это будет зависеть от потребителей, которые станут либо доверять, либо нет тому, что слышат. А, может, молочники объединятся в одном контрпорыве и докажут, что в потреблении молока ничего плохого нет? И тут появится новый тренд. Я бы хотел в это верить, но пока сложно. В любом случае, то, что сегодня проис-ходит с замещением цельномолочной продукции, является вызовом, на который нельзя не реагировать.

С другой стороны, растет потребление сыра, сывороточных продуктов. Молоко модифицируется в другие продукты, а традиционные — трансформируются. Переработчикам на постсоветском пространстве нужно быть к этому готовыми.

Посмотрим, какое влияние окажет коронавирус на молочный рынок. Может произойти снижение потребления молочной продукции в Китае — это риск для всего молочного рынка, поскольку КНР является глобальным импортером молочной продукции.

 

Молоко превратилось в продукт-конструктор

Юлия КОЛЕСНИКОВА — директор по продажам Polish Dairy


Юлия КОЛЕСНИКОВА,
директор по продажам Polish Dairy

 

За прошедший год доля экспорта и импорта сухого цельного молока на растительном жире значительно выросла — спрос увеличился очень ощутимо. По сути, зеленый тренд сделал из молока некий комбинированный продукт с более полезными составляющими, чем натуральный молочный жир, — такой продукт-конструктор.




— Действительно, прогнозы — дело неблагодарное, тем более, когда по одним источникам прогнозируется рост цен, а по другим — спад, вызванный снижением объема производства и спроса на молочную продукцию. Хотя мы, как экспортеры, не ощущаем падения спроса, поскольку география наших поставок довольно широка. Спрос в ближневосточных странах, в Китае по-прежнему высокий, как и в СНГ. Поэтому не могу сказать, что интерес к молочным сырьевым продуктам стал пропадать — он более-менее стабилен. Меняется пропорция: скажем, Китай два года назад импортировал в основном сухую сыворотку, но сейчас страна закупает больше сухого молока.

В сегменте потребительских товаров увеличивается спрос на продукты с высоким содержанием белка и функциональные, предназначенные для конкретных групп потребителей, а также на продукты, в которых молочный жир замещен растительным. Спортивное питание достаточно активно выходит на полки магазинов — появляется все больше продуктов для людей, ведущих спортивный образ жизни.

Сейчас в СМИ муссируется информация, что молочные продукты не совсем полезны, в отличие от своих аналогов на растительной основе. За прошедший год доля экспорта и импорта сухого цельного молока на растительном жире значительно выросла — спрос увеличился очень ощутимо. Объяснением может быть то, что этот продукт более дешевый, практически не уступающий по качеству молочным изделиям с натуральным жиром. Кроме того, технология также стала гораздо совершеннее. А это позволяет изготавливать продукт, обладающий отличными качествами, необходимыми для производства кондитерских и хлебобулочных изделий, мороженого.

Здесь, безусловно, нужно отметить грамотную работу маркетологов, которые продвигают молочную продукцию на растительном жире: они активно позиционируют ее, как натуральную, утверждая, что растительный жир полезнее молочного. По сути, зеленый тренд сделал из молока некий комбинированный продукт с более полезными составляющими, чем натуральный молочный жир, — такой продукт-конструктор.

И, конечно, очень беспокоит ситуация с коронавирусом. Китайские партнеры просто парализованы! Все, что они готовы покупать, — это маски и костюмы. Именно об этом спрашивают сейчас наши клиенты, которые еще совсем недавно приобретали молоко. 

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Чего больше всего не хватает управленцам в моменты неопределенности, нестабильности, в условиях надвигающегося кризиса...
ПРОДУКТ.BY вместе с digital-консультантом, директором и учредителем Digital-агентства 5S Александром ЧЕРНУХО продолжает...
«Апимондия» (Apimondia) — Всемирная федерация пчеловодческих организаций со штаб-квартирой в Риме, основана в 1895 году...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.