Осенний праздник для дегустаторов

Выставка «ПРОДЭКСПО-2014» и финальный этап дегустационного конкурса «Чемпион вкуса», проходившего там же, стали поводом для того, чтобы написать… об ОАО «Криница». Начнем с того, что столичное предприятие самое активное участие приняло в обоих мероприятиях. Гости «ПРОДЭКСПО» получили возможность попробовать новинки компании, переживающей сегодня вторую молодость. Во всяком случае, именно так можно сказать, посмотрев на нынешнего генерального директора «Криницы» — Александра КИЖУКА.

Наиболее активно «Криница» на выставке предлагала свое совершенно новое пиво Urban Beer и квас «Лето 988». Оба эти продукта, если и не завоевали сходу рынок и миллионы поклонников (такие обороты оставим для непрофессиональных рекламных текстов), то уж во всяком случае захватили внимание многочисленной аудитории своими телевизионными рекламными промороликами.

Продвижение нового «городского» пива (Urban Beer) на ТВ лично мне очень понравилось. Это одна из первых попыток сделать что-то не пафосное, а легкое, ироничное, где-то на грани самопародии и стеба по отношению к масштабной, серьезной современной рекламе как таковой.

Ну, а ролик про квас «Лето 988» с мультяшным князем Владимиром в главной роли, может быть, и вызвал вопросы у профессиональных историков, заявлявших о крутом нраве киевского князя Красное Солнышко, жесткости в отношении завоеванных земель, если вчитаться в те же летописи... Тем не менее они запомнились — и князь, и квас. А значит, с точки зрения маркетинга задача оказалась выполненной. Дальше уже дело за специалистами по продажам, экспертами по качеству, торговыми предприятиями, в конце концов. Но это — другая история.

ЧТО ЗА НОВОСТИ ТАКИЕ

А сейчас можно сказать, что оба новых напитка были продегустированы в рамках конкурса «Чемпион вкуса» как новинки и завоевали звания победителей. Уточним. Оба образца, накануне купленные в обычном магазине, оценивались по пятибалльной шкале и получили в среднем около 4,5 балла от простых людей — гостей выставки. Так что все было по-честному. Как можно не отметить вкусный продукт, который реально нравится?..

Если кто-то спросит, с какой стати к разряду новинок отнесли квас, выпущенный более года назад, ответим. Несколько месяцев назад квас «Лето 988» на «Кринице» стали выпускать не только в привычных полуторалитровых ПЭТ-бутылках, но еще и в жестебанке, а также в компактных стеклянных бутылочках емкостью 0,33 литра. Именно продукт в пол-литровой жестяной банке и предлагался всем народным экспертам «Чемпиона вкуса» в качестве новинки.

Пользуясь случаем, о квасе поговорим подробнее. Лето в промозглую ноябрьскую пору всегда вспоминать приятно.

СЛАВЯНСКИЙ НАПИТОК № 1

В отличие от пива, которое варили везде и всегда, вплоть до каких-нибудь Аппалачей, квас — напиток сугубо славянский. Он был известен в Киевской Руси явно до ее крещения. В качестве доказательств сообщу, что в классической древнерусской энциклопедии «Повесть временных лет» черным по белому выведено: в 988 году по случаю того самого крещения киевлян князь Владимир приказал раздать народу еду и напитки — мед в бочках и хлебный квас. Надо сказать, в классической славянской кухне существовали два напитка — для холодного и теплого времени года соответственно. Квас был летним напитком, зимним считался сбитень (если кому интересно — что-то вроде безалкогольного грога). Но сбитень впоследствии вчистую проиграл китайскому чаю, а вот квас заменить долго было нечем.

Но где-то к началу XIX века в образованных кругах империи, плотно усвоивших от всяческих гувернанток и гувернеров французскую и английскую культуру, квас начали считать напитком, выражаясь современным языком, немодным. Короче, квас накануне революции стал символом еды и питья человека грубого, необразованного и т. д. Однако в советские времена произошел своеобразный квасной ренессанс. А сегодня квас — один из топовых безалкогольных напитков. Кто-то говорит, что его целесо-образно готовить в домашних условиях… Ну-ну…

ПОЧЕМУ МЫ ЗА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ?

Чтобы приготовить самый что ни на есть настоящий квас, нужно предварительно получить ржаной и ячменный солод, приготовить и развести затор, требующий больших емкостей, много муки, отрубей, а также дрожжей, а в зависимости от рецептуры — меда, патоки, мяты. Где все это возьмет городской житель? То-то и оно. Вот почему издаваемые порой сборники квасных рецептов не находили применения. Квас, естественно, предпочитают покупать готовым, а не возиться с его приготовлением самостоятельно.

Хорошим подспорьем для более-менее домашнего приготовления считался в теории выпуск промышленностью полуфаб-риката — концентрата квасного сусла или солода. Но кто из вас будет возиться с концентратами, положа руку на сердце? Вот-вот. Когда есть готовый продукт, концентраты отдыхают и используются разве что армейскими соединениями — для поддержки солдатского рациона на должном уровне.

ЧТО ВСЕГДА ДЕМОНСТРИРОВАЛИ «КРИНИЦА» И ЖИЗНЬ

Если кто-то помнит советские времена и классические бочки с надписью «Квас» на их желтом боку в Минске, то мы должны раскрыть тайну. Квас этот, натуральный, хлебный, пользовавшийся бешеной любовью минчан и пресловутых гостей столицы, выпускался сугубо на «Кринице». Нынешний квас «Лето 988» взял все самое лучшее от своих предшественников. Неслучайно ведь люди среднего и старшего возраста, пробуя его на выставке «ПРОДЭКСПО», сразу же начинали говорить о вкусе и приятной кислинке того, настоящего бочкового кваса. Так что следующее лето покажет, чей квас в Беларуси натуральнее.

Что касается профильного направления пивоваренной компании «Криница», то о потребительских свойствах пива нам не позволяет говорить законодательство. Хотя это тоже странная и непонятная мне история. В стране объявлена борьба за деалкоголизацию. А это то, что до конца никто не понимает — что ж оно означает-то. Все повально запретить? Проходили США и Советский Союз — результаты известны. Ввести талоны? Тоже было, и не так уж давно… Не хочется даже вспоминать.

Европа показала другой, достаточно разумный путь противостояния зеленому змию: высокая культура пивоварения завязана на не менее высокую культуру потребления пива — два в одном. Германия, Чехия, Бельгия, Голландия, Литва, наконец, — абсолютно пивные державы, к тому же состоявшиеся и с точки зрения развития экономики, и уровня жизни, и трудовой дисциплины. И никто там не пугает людей громкими словами «пивной алкоголизм», не запрещает рекламу пива, не требует покупать только свое, оте-чественное. И все с большего довольны. Та же уютная и очень небедная Бельгия прекрасно развивается, несмотря на наличие в среднем магазине до 100 сортов импортного пива.

Ну, а мы идем своим путем, точнее, российским: пытаемся приравнять пиво к водке, объявить крестовый поход и тому, и другому и дождаться всенародного одобрения. Очень странная стратегия.

Поэтому можно лишь сказать, что новый продукт — Urban Beer — люди принимали на «ПРОДЭКСПО» очень хорошо. Есть надежда, что этим напитком технологи и маркетологи «Криницы» смогут отчасти переломить высокомерное, «снобовское» отношение определенных потребителей, уверенных: то, что делают у нас, заведомо хуже любого, самого лядащего европейского пива. Поверьте моему скромному опыту — это не так.

И НЕМНОГО «ПОТЕМНИМ»

Напоследок остается сказать: итогом приватного общения с генеральным директором ОАО «Криница» Александром Кижуком на «ПРОДЭКСПО» и после стала такая странная, «двухъ-ярусная, таинственная» новость. Во-первых, в ближайшее время компания может реализовать один серьезный инвестиционный проект с крупной европейской фирмой. Имя ее называть пока преждевременно. Кроме того, уже в этом году у нас имеется возможность ознакомиться с абсолютно новой пивной торговой маркой от «Криницы», выпущенной в соответствии с немецкими стандартами. И здесь мы больше пока сказать ничего не можем. Ну, рано раскрывать карты, хотя очень хочется.

Остается сказать что-то запоминающееся в финале. Ну вот хотя бы. Архимед в свободное от погружения тела в жидкость и открывания своего знаменитого закона как-то сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Надеюсь, именно такой рычаг у минского предприятия вот-вот появится. Со своей стороны, выражаем надежду, что полноценно о новых свершениях и достижениях «Криницы» напишем именно мы.