Одно из условий успешной конкуренции — это инновации

Оценку ситуации на российском рынке консервации и тенденции в отрасли представила Дарья Бакушина, начальник отдела маркетинга компании "Пиканта".

Ситуацию на российском рынке консервации сегодня трудно назвать однозначной: она провоцирует множество самых разных, порой противоречивых, комментариев и прогнозов.

Чтобы разобраться, что к чему, мы попросили одного из наших экспертов дать свою оценку тем или иным утверждениям о рынке.

О ситуации в отрасли и об актуальных тенденциях рассказывает Дарья Бакушина, начальник отдела маркетинга компании «Пиканта». Консервная отрасль России ввиду национальных особенностей нашей страны и менталитета отечественных потребителей развита очень хорошо.

В России в основном производятся консервы на старых заводах советских времен по технологиям, которые подразумевали обработку высокими температурами, чтобы на всякий случай «убить» все, в том числе витамины. Новые щадящие технологи консервирования не развиты в России, так как требуют серьезных инвестиций. Среднедушевое потребление гораздо ниже, чем в Европе и США, но и структура консервного рынка отличается. Например, у нас не развита культура потребления готовых блюд и супов в жести. Некоторые продукты не произрастают в России в силу климатических особенностей, но прижились на российском рынке (например, маслины и ананасы). В России в среднем полгода длятся холода, и фруктово‑овощная консервация — это один из доступных способов запастись витаминами.

Сегодня мы наблюдаем увеличение объемов производства консервации на территории России, а также Белоруссии и Казахстана.

Да, в том числе благодаря западным производителям, которые открывают на территории этих государств свои заводы.

Самыми динамично растущими сегментами специалисты считают овощные закуски и готовые блюда.

В общем объеме рынка их доля относительно таких крупных ниш, как кукуруза и горошек, невелика, но эти сегменты развиваются.

В борьбе за покупателя производители овощной консервации вынуждены постоянно придумывать новые рецепты, расширять ассортимент, учитывать вкусовые предпочтения россиян. В числе условий успешной конкуренции находятся инновации, и, конечно, производители ищут возможности выделиться, в том числе посредством поиска оригинальных рецептур. Коллектив компании «Пиканта» любит экспериментировать с продуктами, искать новые неожиданные сочетания, пробовать производить продукты, характерные для других стран. Например, под маркой «Пиканта» в России хорошо продаются такие блюда, как «Пинджур» и «Рататуй». Но, к сожалению, полки в магазинах не резиновые, и возможность выставить широкую линейку для производителя ограничена. Как правило, основное место занимают традиционные рецептуры, имеющие массовый спрос: горох, кукуруза, оливки, грибы, фасоль, помидоры и огурцы, икра, лечо.

Определенная категория потребителей заинтересована в готовых продуктах, произведенных по сложным, необычным рецептам, самостоятельное приготовление которых является слишком трудоемким и затратным.

Есть категория таких людей, и это подтверждает, например, наличие в магазинах отделов кулинарии, в которых продаются готовые блюда и салаты. Ритм жизни в мегаполисах ускоряется с каждым годом, растет занятость на работе, расширяются варианты досуга. В таких условиях женщинам труднее находить время для консервирования, тем более если дело касается сложных, трудоемких рецептур. Кроме того, большая часть продуктов, пригодных для заготовок, созревает в период с июля по сентябрь. И тут перед хозяйкой возникает выбор: провести отпуск с семьей или простоять это время у плиты. Большинство выбирает первый вариант. Этим частично и обусловлено увеличение спроса на готовую консервацию. Кроме того, в наших квартирах нет погребов, где бы мы могли в достаточном количестве хранить заготовки на весь холодный период.

Если икра производится из натурального продукта, то, как правило, она отличается высоким качеством. А тот товар, что сделан из концентрата, обычно относится к экономсегменту, и его качество значительно ниже среднего.

Да, это так, поэтому мы производим икру только летом. Икра может быть приготовлена методом уваривания или обжаривания. Икра под марками «Пиканта», «Ресторация Обломов» и «Угощение Славянки» приготовлена только методом обжаривания из свежих кабачков или баклажанов, лука, чеснока, зелени. Это дорогой и трудоемкий метод, который обеспечивает качественный, вкусный продукт. Икра, приготовленная этим способом, не может стоить на полке магазина 15–30 рублей. Например, кабачки и баклажаны для «Икры из молодых баклажанов» и «Икры из молодых кабачков» под маркой «Ресторация Обломов» рубятся кубиками. Это позволяет лучше сохранить вкус продукта. Поэтому то, что вы называете икрой из концентратов, стоит называть не икрой, а овощным пюре.

У каждого игрока сегмента своя вариация на тему овощной икры. Результаты дегустаций показывают, что ни у одного производителя икра не схожа с продукцией других игроков ни цветом, ни вкусом, ни консистенцией.

Утверждение правдивое. Это результат того, что каждый делает, как хочет: по ГОСТу, по ТУ, методом ужаривания или уваривания. В случае с ТУ используют различные добавки, которые меняют вкус, такие как специи, тыквенное и морковное пюре, сушеные лук, чеснок и зелень. Классическая же икра производится по ГОСТу.

На рынке фасоли проходит четкий «водораздел» между гарнирной продукцией и продукцией с различными добавками.

С точки зрения цены и способа употребления — да. Фасоль в собственном соку чаще используется как ингредиент для приготовления салатов и супов, а фасоль с добавками — как готовый гарнир.

На современном рынке фасоли не так-то просто прорваться через «заслон» таких хорошо узнаваемых традиционных торговых марок, как Bonduelle, Heinz, «Зеленый великан», Eko, «Булгарконсерв».

Безусловно, сложно соревноваться с международными гигантами, которые раньше вышли на рынок и имеют больше опыта и возможностей, но как раз они стимулируют нас более активно искать эффективные способы продвижения и развития, соответствовать мировым стандартам качества. По данным за первое полугодие 2011 года, наши усилия по продвижению не остались незамеченными. Выросли показатели M'Index знания и потребления, а также лояльности по отношению к марке «Пиканта». Например, в Москве в группе «Женщины 35–50 с доходом выше среднего» по лояльности мы не уступаем маркам Heinz, Corrado, Dausy.

Рынок фасоли сформирован. Все большее предпочтение потребитель будет отдавать фасоли с добавками.

Как я уже говорила, у фасоли с добавками и фасоли в собственном соку разное применение. Гарнирные блюда дают производителю больше простора для фантазии. Например, «Пиканта» производит фасоль с кукурузой, с грибами, с овощами, в различных соусах.

На сегодняшний день рынок маринованных огурцов редко находится в состоянии равновесия. Для него характерны либо дефицит, либо переизбыток.

Как это ни странно, такой простой продукт, как огурец, который на 70% состоит из воды, в России продается в виде маринованных огурцов, выращенных в странах Азии. Так что данный рынок в первую очередь зависит от успехов китайских и индийских аграриев и от природных и политических катаклизмов в данных странах.

Рынок огурцов очень любопытен. Интересен он тем, что на рынке присутствуют около 100 различных торговых марок и только порядка 20 из них можно считать сложившимися брендами.

На мой взгляд, это связано с отсутствием продвижения марок и нестабильностью качества. Сегодня марка сделана по заказу на одном заводе, а завтра — на другом. Лишь некоторые производители обес­печивают более стабильное качество и позиционируются в сознании потребителей в данном сегменте.

Жестяная и стеклянная банки по-прежнему являются основными типами упаковки на российском рынке овощной и фруктовой консервации, в то время как на развитых рынках в этом сегменте применяются и другие, в том числе картонная и асептическая упаковки.

Сила привычки, а также такой факт, как прозрачность стекла, делают данный вид упаковки самым массовым. Как я уже говорила, большинство российских производителей используют оборудование советских времен, которое работает только на стеклянных и жестяных банках. Конечно, асептика и картон более удобны и экономичны по многим показателям, однако для переоборудования производства нужны серьезные вложения. Большинство производителей к ним пока не готовы.

Если в прошлые годы производители предлагали дешевую продукцию, то сейчас они стараются действовать сразу в двух направлениях: расширяют линейку консервации среднего ценового сегмента и начинают работать в сегменте премиум.

Потребитель становится все более разборчивым и имеет совершенно нормальное желание питаться вкусными и здоровыми продуктами. Именно это стимулирует развитие среднеценового и премиального сегментов.

Грамотно продвигать марку — это всегда рентабельно.

Безусловно.

Наряду с известными брендами на рынке овощ­ной консервации появилось множество «проходных» марок с невнятным неймингом, жизненный цикл которых продолжается сезон-два. Основной принцип таких производителей — брать ценой, не особо заботясь о качестве.

Такие марки периодически всплывают на рынке со «штампами» про пользу, качество и домашние рецептуры. Они представлены, как правило, в среднем и низком ценовых сегментах и реализуются в неорганизованной рознице. Категорийный же менедж­мент сетей настолько развит, что однодневкам пробиться на полку очень сложно. Привлечь внимание покупателя к новому продукту дорого, и если качество недостойное, то потребителю достаточно попробовать его хотя бы раз, чтобы вынести свой приговор.

Низкая цена — это самая эффективная реклама. И те, у кого есть возможность предлагать продукцию по низкой цене, получают вал продаж.

Такое возможно, только если разливать товар из одной бочки в одинаковые банки.

В ближайшие три-пять лет темпы роста рынка овощ­ной консервации будут достигать 20–25% в год.

Такие цифры вряд ли возможны. Для этого должны снизиться темпы инфляции, расти уровень благосостояния граждан, а женщины должны активнее отказываться от домашних заготовок.

Группа компаний «Пиканта».

На начальном этапе компания производила майонезы, соусы и кетчупы по собственным рецептурам. С 2004 года стартовало производство овощной консервации на предприятии в Астрахани из сырья, выращенного преимущественно на собственных полях. Продукция ГК «Пиканта» представлена во всех крупных федеральных сетях России.Компания производит продукцию в трех ценовых сегментах. Одним из новых направлений ГК «Пиканта» стало производство продукции под частными марками сетей.

Источник: my-gb.ru