Однако, тенденция

О последних течениях на кондитерском рынке в республике и за ее пределами рассказывает инвестор фабрик «Спартак» и «Коммунарка» Марат Новиков

Александр БЕЛОВ

Первое

До недавнего времени глобальные интересы «Спартака» и «Коммунарки» лежали в основном в Беларуси и России. Но создание нового таможенного союза между этими странами, к которому присоединился Казахстан, открывает блестящие возможности. Это не просто красивые слова.

Серьезную заинтересованность казахских ритейлеров мы наблюдали на последних международных продовольственных выставках в Москве и Кельне, в которых принимали активное участие.

Казахи отмечали высокое качество товаров ведущих белорусских кондитерских предприятий, но сетовали на то, что таможенные пошлины до последнего времени затрудняли выход белорусских сладостей на перспективный рынок их страны. С созданием нового таможенного союза этот барьер можно считать пройденным этапом.

Мощности «Коммунарки» и «Спартака» все последние годы позволяли выпускать больше продукции, чем они производили еще лет 5–7 назад. Техническое перевооружение этих двух предприятий за последние полтора-два года, существенный рост объемов выпускаемой ими продукции лишь увеличивают привлекательность рынка Казахстана.

Второе

Как известно, в России интересы ведущих белорусских кондитерских предприятий представляет компания «Белкондитер». Но это не означает, что все проблемы решены и рынок там давно и беспредельно наш. Проблем хватает, но отрадно то, что они решаются и достаточно людей, которые идут нам навстречу. Например, наше недавнее общение с одним из совладельцев крупных калининградских розничных компаний «Вестер», «СемьЯ» и «Виктория» вызвало у него много эмоций. Он сказал примерно следующее: «Я часто бываю в Беларуси, с огромным уважением отношусь к вашей кондитерской продукции. Но она удивительно слабо представлена на полках наших магазинов в России».

Для него не является большой тайной, что одно лишь появление на полках крупных сетей (а тот же «Вестер» к таким китам российского ритейла и относится) стоит в России серьезных денег. И поэтому наша продукция становилась малодоступной для рядового покупателя.

Однако с нынешнего года в России действует новый Закон о торговле. Трудно сказать, насколько он способен повлиять на ситуацию в целом. Но представитель «Вестера» нам лично обещал содействие в продвижение продукции, которую сегодня представляет на российском рынке «Белкондитер».

Третье

До недавнего времени белорусский рынок был абсолютно «продавлен» другими производителями. Все российские компании, начиная от малоизвестных и заканчивая «Нестле» и «Марс», работали на комиссионных, напрямую заинтересовывая местных товароведов. Отсюда победы российских кондитеров на белорусском рынке в последние годы. И никакое, даже самое крутое маркетинговое исследование не объясняло специфики всех наблюдающихся на нем подводных течений. Хотя и здесь не было тайны.

Все издержки такого плана у россиян были «вбиты» в себестоимость. У «Нестле», например, они доходили до 30 %.

К сожалению, лишь только в последний год в Беларуси стали пытаться защищать своего производителя не только на словах и все активнее заявлять: доля отечественных товаров (кондитерских в том числе) в белорусских магазинах должна быть как минимум на уровне 70 %.

И еще одна печальная тенденция последних лет — неплатежи со стороны торговли за даже проданную продукцию. В этой сфере не один год лидировали предприятия райпотребкооперации.

Я связываю большие надежды с приходом нового руководителя в структуру Белкоопсоюза. С его новым председателем правления Сергеем Сидько просто приятно иметь дело. Он настоящий профессионал, который способен за отдельными деревьями видеть лес. Искренне верю, что у этого человека получится изменить очевидно печальные тенденции во взаимоотношениях производителя и оптово-розничного звена, находящегося под контролем потребкооперации.

Сегодня в Беларуси нет сложностей с получением деловой аналитический информации. Изучить рынок, оценить какие-то его срезы, получить нужные данные в том же концерне «Белгоспищепром» — не проблема.

Сложнее с дистрибуцией. В который раз должен отметить блестящие успехи в этом направлении у компании «Санта Бремор». Не секрет, что во многом благодаря отменной дистрибуции брестчане могут работать по 24 часа в сутки, без выходных, при этом практически не иметь проблем со сбытом. Мы идем по этому же пути.

Справка «Продукт.BY»

Марат Новиков. Родился в Минске. В 1976 году окончил нархоз.

Работал в ЦУМе, в системе «Интуриста». Последнее место работы до вынужденной эмиграции из БССР в США — 3-й «Советский» магазин, ныне универсам «Паўночны».

В США стал вице-президентом крупной финансовой компании. Сегодня владелец 42 % акций фабрики «Спартак».

Что мы знаем о Казахстане?

Плохо продуманная приватизация в промышленности привела к тому, что Казахстан в большой степени потерял свое промышленное производство, известное во времена СССР. (Похожая ситуация наблюдается сейчас в Украине или Литве.) Хорошо это или плохо, сказать трудно. Но если бы МТЗ или «Горизонт» находились в Казахстане, то были бы давно закрыты, приватизированы, а потом поделены между частными компаниями на определенные сектора. Это факт.

В Алма-Ате из советского прошлого сохранились лишь высоко оборачиваемые продовольственные предприятия (молочные комбинаты). При этом очень мощно развились малые и средние частные предприятия по переработке молока. Сохранила свой имидж и статус кондитерская фабрика в Алма-Ате, которая гремела когда-то по стране Советов не хуже «Коммунарки». И все же больших производств в Казахстане, по сути, нет. В итоге максимально возможная доля малого и среднего бизнеса вовлечена у них в торговлю.