Вы здесь

Обзор продовольственного рынка Узбекистана

Как развиваются основные сегменты продовольственного рынка Узбекистана

Молоку — зеленый свет

Производство молока в Узбекистане находится в фокусе внимания государства. Ставится задача к 2021 году произвести более 11,9 млн тонн, обеспечить стабильность цен, удовлетворить потребительский спрос.

Планируется в каждом районе создать не менее двух предприятий. Уже сейчас молокоперерабатывающие заводы при оптовой и розничной реализации освобождаются от НДС (как ранее производители мяса, рыбы, картофеля, лука, яиц, риса, сахара и хлебобулочных изделий). При этом цена сырого цельного молока в Узбекистане выше, чем в России и Беларуси. Так, в Ташкентской области при жирности 4 % литр стоит около 40 центов (как в Европе), в России — 35–40 центов, в Беларуси — 30–35 центов. При таких высоких ценах на сырье производители склонны искать альтернативу, например, сухое молоко, НДС по которому можно брать в зачет.

Но и на этом фоне переработка молока достаточно быстро развивается. Если в 2010 году средняя длина молочной полки была 2 м, то сейчас — более 10 м. Значительный рост заметен в сегменте кисломолочной продукции. В регионах появилось много мелких производителей, которые благодаря меньшей налоговой нагрузке выпускают более дешевую продукцию. Но они в основном ориентированы на местные рынки и не являются прямыми конкурентами тем, кто работает в крупных городах.

Сегмент пакетированного молока стал быстро развиваться, когда в Узбекистане появились молочные фермы, способные поставлять до 10 тонн молока в день. Вместе с тем почти 96 % продукта по-прежнему производится на личных подворьях. Молоко продается с рук на розлив, конкурируя по цене с пакетированным. Тем не менее каждый год рынок пакетированного молока увеличивается на 10−20 %.

Несмотря на то, что молоко — низкомаржинальный продукт, крупные сети хотят больших скидок и отсрочек по выплатам. С небольшими торговыми точками производителям работать проще, но у них и объемы заказов небольшие, соответственно, доставка туда обходится дороже. В регионах значительные объемы продаж приходятся на «традиционную» торговлю, а не на супермаркеты, как в Ташкенте. Местные производители молока работают и с кондитерскими цехами, и с другими компаниями, которые используют молочные ингредиенты. Этот сектор составляет 6 %, но показатель постепенно увеличивается.

Главная сложность работы с молочной продукцией — короткое время реализации. Узбекские стандарты не позволяют производить масло со сроком годности более четырех месяцев, тогда как у импортной продукции, например, у марок Anchor, President, этот показатель — один год. А прибалтийские глазированные сырки приходят в Узбекистан со сроками хранения девять месяцев.

С изменением налоговой политики иностранным компаниям будет легче заходить на рынок Узбекистана, потому что система налогообложения уравняла местных и зарубежных производителей. При нулевой маржинальности на узбекскую продукцию (а именно к этому приводит существующее налогообложение) конкурировать с зарубежными компаниями очень сложно.

Рынку птицы — личные подворья в помощь

В 2012 году была проведена реформа, которая снизила налоговую нагрузку для фермеров и сняла некоторые таможенные платежи. По данным узбекской ассоциации «Птицепром», производство мяса птицы с 2011 по 2016 год выросло более чем в 2,5 раза — с 48,5 до 132,0 тыс. тонн. В 2017-м яиц произведено 7 млрд штук, мяса — более 163 тыс. тонн.

Согласно официальной статистике, в 2015 году в Узбекистане насчитывался 61 млн голов птицы, из них около 40 млн голов (или 65 %) — в личных подсобных хозяйствах, более 14 млн — в специализированных сельскохозяйственных организациях (птицефабриках) и 7,2 млн голов — в фермерских хозяйствах.

На внутреннем узбекском рынке мясо птицы и яйца дороже, чем в соседних странах. В Казахстане десяток яиц продается за один доллар, хотя по количеству произведенных яиц Узбекистан опережает Казахстан (4719,4 млн штук). Годовое потребление продуктов птицеводства в Узбекистане на человека: яиц — 121 штука, куриного мяса — 9,648 кг.

Эксперты ассоциации «Птицепром» считают птицеводство перспективной отраслью. Проводится политика стимулирования дыкханских хозяйств, которые взялись за разведение птиц в домашних условиях, им помогают кредитами, племенными цыплятами и курами.

В Хорезмской области планируется построить одно из самых крупных и современных птицеводческих комплексов Узбекистана. В год на предприятии станет заготавливаться 51 млн штук яиц, выводиться 1,4 млн цыплят. Кроме курятины, упор будет делаться и на выращивание индейки. В Ташкентской области при участии зарубежных инвесторов создадут крупнейшее предприятие по разведению племенных индюшат. Планируется ввоз в страну индюков голландской породы Биг-6, масса которых может достигать 25–35 кг.

Пока же птицеводство Узбекистана полностью зависит от импорта яиц эмбрионов, суточных цыплят, молодняка, а также от некоторых компонентов кормовых добавок, ветеринарных препаратов и вакцин. Хотя птицеводческим хозяйствам предоставлены льготы по налоговым и таможенным платежам, однако, как считают эксперты, им также нужно разрешить конвертацию валюты для импорта необходимых ресурсов, технологий и оборудования.

Сейчас для птицеводческой отрасли главная задача — наращивать экспортный потенциал. Птицеводческим хозяйствам разрешено экспортировать 20 % от производимого товарного яйца. В прошлом году значительный объем яиц отправлен потребителям Кыргызстана и Афганистана.

Рынок птицы Центральной Азии достаточно конкурентный, однако более дешевая продукция из России, Беларуси и даже США находит своего потребителя. Наряду с традиционной бараниной, курица и индейка благодаря конкурентной цене считаются здесь перспективными. Кроме того, такие нишевые отрасли, как выращивание уток, гусей, страусов, тоже имеют потенциал.

Развивается переработка птицы в полуфабрикаты, холодные нарезки, в заготовки для фастфуда. Что касается рынка куриного фастфуда, то он растет. Так, только в Ташкенте функционирует более 32 куриных фастфуд-компаний.

Кондитерка: спрос превышает предложение

В 2019 году производство кондитерских изделий и пищевкусовой продукции выросло по сравнению с соответствующим периодом 2018-го на 121,4 % в натуральном исчислении, а в стоимостном — на 219,8 %.

В Узбекистане в январе 2018 года (в сравнении с этим же периодом 2017-го) импорт кондитерки увеличился на 413 млн долларов — завезено шоколада на 23 млн долларов. В связи с чем было принято решение выпускать свой шоколад. Так, в Ташкенте откроется уникальный для СНГ промышленный комплекс по производству кондитерских изделий. Инновационная фабрика будет оснащена современным оборудованием из Германии, Нидерландов, Австрии, Швейцарии, Дании, Италии. Она станет выпускать на внутренний и внешний рынки шоколадные конфеты, карамель, мучные изделия, диетические крекеры, а также более 100 видов продуктов под брендом Amilov. Всего планируется выпуск более 150 товарных позиций кондитерских изделий. Предполагаемая производственная мощность 12 высокотехнологичных линий — 76 000 тонн в год. На реализацию масштабного проекта уже затрачено почти 80 млн долларов.

В сегменте кондитерских изделий работает один из лидеров пищевой промышленности Узбекистана Группа компаний под единым брендом NMEDOV. Заметное место также занимает торговая марка MAVIS, чьи шоколад, сладкое печенье, воздушный зефир, суфле, мармелад и конфеты пользуются неизменным успехом не только в Узбекистане, но и за его пределами. В целом в Узбекистане функционирует порядка 22 заводов, выпускающих кондитерскую продукцию. Но этот объем тоже недостаточен для страны с населением более 34 млн человек.

В Ташкенте ежедневно производится более 850 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий. В системе Ассоциации производителей хлеба «Тошкент нон» — 59 предприятий, которые в день выпускают 56 видов хлеба и кондитерских изделий. Основной вид деятельности — изготовление формового хлеба общим объемом 530–550 тонн в сутки.

В столице в день производится около 200 тонн национального хлеба и более 100 тонн кондитерских изделий. В данную сферу постоянно внедряются новые технологии, и тем не менее проводимая работа требует еще большего совершенствования. Модернизация технологий необходима для расширения ассортимента продукции, увеличения объемов производства и повышения уровня и качества экспорта.

С 1 января 2020 года в Узбекистане повысились ставки импортных пошлин на кондитерские изделия и шоколад. Импортная пошлина на кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад), не содержащие какао, увеличена до 30 % с минимальным порогом 0,35 доллара за килограмм (ранее — 20 %, но не менее 0,25 доллара за килограмм). Ставка на импорт шоколада и прочих готовых пищевых продуктов, содержащих какао, выросла до 30 % с минимальным порогом 0,35 доллара за килограмм (ранее — 15 %, но не менее 0,30 доллара за килограмм). Следует отметить, что в 2018-м импортные пошлины на кондитерские изделия и шоколад были на уровне 10 %. 

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Чем помогут мясные полуфабрикаты?В прошлом номере категорийный менеджер сети «Виталюр» Максим ГУРИКОВ обозначил важный...
ПРОДУКТ.BY провел видеоинтервью с бизнестренером из Риги Александром ФРИДМАНОМ о рабочих методиках управления,...
По данным компании GfK, в России домашнее потребление мяса и мясных продуктов за последние недели выросло на фоне мер...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.