Вы здесь

Обыкновенная торговая история от первого лица

Зинаида Поборцева
экс-директор ЗАО «Универсам «Первомайский»

В мае 2018 года знаменитый минский универсам «Первомайский» официально сменил собственника (им стала одна полоцкая компания, активно выходящая на рынок столицы). По нашей информации, отдельно стоящих универсамов в Минске сегодня не осталось.  Логичным, к сожалению, выглядит и тот факт, что знаковый для всей белорусской розницы директор ЗАО «Универсам «Первомайский» Зинаида ПОБОРЦЕВА ушла на пенсию. Предлагаем вам разбитый на смысловые тематические блоки монолог одного из наиболее авторитетных белорусских торговых работников — за последние четверть века.

О положении дел в нынешней рознице

«К моему сожалению, наши магазины стали какими-то одинаковыми. Заходишь в один, другой. Где-то чуть лучше, где-то хуже. Но души в них нет. И ассортимент, кстати, тоже не отличается разнообразием. Одни и те же поставщики, один и тот же продукт. Причем по «неслабым» ценам.

Выбор для покупателя однообразен. Я сама сегодня вынуждена в этих типовых магазинах брать не то, что хочу, а что дают. Это касается и куриного яйца, и масла, и творога, и мороженого. И вот еще что печально. Белорусская продукция сегодня не в почете у сетей. Меня лично это оскорбляет.

Для сравнения. В ассортименте «Первомайского» доля белорусского продукта всегда находилась на уровне 80 %. Минимум. Я не буду анализировать и рассказывать, почему у сетей так популярен импорт. Профессионалы все и так прекрасно знают и понимают, а у обывателей хватает других проблем. Скажу лишь, что прибыль в торговле на которую делают ставку сети, безусловно, важна, но при этом нужно всегда думать о коллективе и не забывать о покупателях». 

Вспоминая работу в 1990-е

«Я пришла в «Первомайский» в 1990 году. Тогда в нем, как и везде, процветала контейнерная торговля. Что это такое? В залах на больших контейнерах стояли трехлитровые банки с соками, разнообразной консервацией и прочее.

Но, несмотря на весь этот кошмар, торговля в то время правила балом: наши люди были унижены постоянным дефицитом, нищетой. А для розницы главным было, чтобы хоть какой-то товар в зале имелся. Ну, а уж вопросы, кто его произвел, насколько он качественный, — были делом глубоко десятым.

Так вот, на момент моего появления в «Первомайском» товарооборот там уже был на уровне 600 тысяч полновесных советских рублей в месяц. Нагрузка на каждого моего сотрудника была очень большая, а вот зарплаты — как в соседских магазинах, где продавцы буквально маялись от безделья. Такая уравниловка нас никак не устраивала. У меня появилась информация, что товарооборот в один миллион рублей дает возможность ставить вопрос о пятнадцатипроцентной надбавке к зарплате. И уже в 1991 году мы на этот показатель вышли. Людей удалось зажечь идеей выхода на новый уровень доходности.

Правда, реально выбить эту надбавку в 15 % к зарплатам оказалось не так просто. Мне даже пришлось идти на прямой шантаж руководства Первомайского ТОРГа, в состав которого мы на тот момент входили. Я им обрисовала перспективу: если вы нас лишаете обещанной надбавки, мы возвращаемся на уровень 600–700 тысяч рублей ежемесячного оборота. В итоге деньги мы получили. А у меня появилась возможность для выбора лучших специалистов в городе».

Времена независимости

«С 1 января 1993 года наш универсам стал арендным предприятием, то есть получил самостоятельность. Если честно, время было просто страшное. Дикая инфляция, кредит банки давали сугубо под 300 %, а 250 % считались пределом мечтаний.

Кстати, за 28 лет моей работы в «Первомайском» кредит мы брали один раз… Когда в 2008 году проводили масштабную реконструкцию универсама, не закрывая его ни на один день… Благодаря этому ходу нам после окончания двухлетней реконструкции удалось увеличить своим работникам зарплату примерно в два раза и опять же сохранить коллектив.

Есть смысл также вспомнить, что в 1996-м мы стали закрытым акционерным обществом, увеличив при этом свою доходную часть».

О страхах руководителя

«Мне приходилось читать и слушать, что Поборцева, мол, никогда ничего не боится. Это так и не так одновременно. Отвечая за большой коллектив, мне приходилось… довольно многого опасаться. Поэтому я никогда не лезла на рожон, говоря по-простому.

Я всегда старалась говорить взвешенные вещи. И, конечно, никогда не обижала людей. Ни словом, ни делом. Оскорбить, унизить человека, пусть и невольно — это для меня неприемлемо, и было самым большим страхом, видимо».

Будущее столичной торговли. Фантазия на тему

«Хотела бы, чтобы все эти сетевые монстры, активно растущие на наших глазах, не «съели» магазины шаговой доступности. Хотя… Они сами при этом начинают развивать формат небольших торговых объектов.

И, конечно, надеюсь на изменение ассортиментной политики в столичной рознице. Своих товароведов и продавцов я просто обязывала узнавать предпочтения покупателей, чтобы формировать нужный ассортимент товаров, а не делать так, как удобно нам.

Специалисты «Первомайского» знали все новинки продовольственного рынка, встречались с поставщиками, владели самой актуальной информацией. Важно, чтобы эту работу по-настоящему любили, а покупателей — уважали. Тогда будущее у нашей минской розницы есть…»

О причинах кардинальных перемен в «Первомайском»

«Наш универсам пытались приобрести последние 10 лет, используя самые разные методы и подходы, далеко не всегда корректные и законные. Мы всем отказывали. Но сегодня получилось то, что получилось…

Начиналось с того, что у меня возникли проблемы со здоровьем. Долгое время лечилась. А когда, наконец, вернулась, то поняла: так, как прежде, работать уже не смогу. А то, что позволяло делать здоровье, не устраивало уже меня. Я ведь привыкла опережать время и его требования. Но тут поняла, что универсам со мной начинал отставать. Хотя это было видно, возможно, только мне.

Пришлось принять честное решение и соглашаться на поступившее предложение со стороны покупателей из Полоцка. Надеюсь, коллеги меня поняли.

Команда наша осталась работать, желаю ей всех возможных и невозможных успехов».

«Зачем даются людям бренды? Чтобы поддерживать штаны»

«Я не думаю, что наш бренд — универсам «Первомайский» — останется надолго. У его новых собственников наверняка будут свои планы и взгляды. Оптимизма у меня особого нет, если честно.

Ни один минский универсам, отошедший к сетям, не сохранил своего лица. Взять тот же «Юбилейный-92». Разве сегодня это тот магазин, который был гордостью нашей розницы, ее изюминкой? Обычный сетевой магазин — не хуже и не лучше многих».

Арендные вопросы

«Я всегда была против сдачи в аренду своего предприятия и тем принципиально отличалась от многих коллег. Почему так категорично? Реконструкция и замена оборудования стоят колоссальных средств. А теперь представьте.

Вы сдаете магазин в аренду временщику, пришедшему зарабатывать. Да он за год-два убьет ваше оборудование, не будет вкладываться в ремонт помещений. И в чем ваша выгода в ближайшей перспективе, если после окончания арендных соглашений у вас может появиться «блестящая перспектива» все начинать с нуля?

Кстати, возможно именно поэтому в Минске сегодня модно сдавать в аренду или продавать «убитые» торговые помещения. Так проще».

Универсам в золотой обертке

«Когда я реализовала свои акции новым собственникам предприятия, то могла лишь гордиться нашими результатами, достигнутыми в стрессовых условиях. Средний ежемесячный товарооборот «Первомайского» в 2018 году превышал 220 тысяч рублей. Универсам и через девять лет после завершения реконструкции сохранил хороший внешний вид.

Хотя я не раз говорила, что у нас за это время забрали многих покупателей сетевые магазины, взявшие нас буквально в осадное кольцо. Тем не менее мы выстояли. Это — за счет порядка и чистоты во всех помещениях, культуры обслуживания, хорошего ассортимента, полного отсутствия просрочки. Мы ведь снимали с реализации продукцию минимум за два дня до истечения срока годности. Всегда».

Личное и рабочее

«Я не скучаю по работе. Наверное, свое отработала. И сделала это хорошо, без ложной скромности. Мой трудовой стаж без малого 54 года. Это — слишком много.

Сейчас мне нравится заниматься домашними делами, внуками, отдыхать. Плюс нужно решать вопросы со здоровьем. Когда-то ведь надо заниматься и собой.

У меня, кстати, никогда не было так, чтобы я держалась за свое место. В «Первомайский» универсам в июне 1990 года меня ведь назначили практически силком. Отказывалась много раз… Но, видимо, от судьбы не уйдешь.

У О. Генри есть рассказ, в котором звучит фраза: «Не мы выбираем дороги, дороги выбирают нас». Очень мудрое высказывание. Хорошо это или плохо, но получилось так, что эта дорога выбрала меня».

Команда — не просто слова

«Я с первого дня работы в «Первомайском» создавала коллектив единомышленников, настоящих профессионалов. У меня, к примеру, всегда работали прекрасные товароведы.

Будучи еще молодым специалистом, я усвоила: товаровед, и никто больше, формирует ассортимент в магазине. И это тот человек, от работы которого зависит многое, если не все. А задача директора — вникать во все мелочи, держать руку на пульсе, много знать, понимать и где-то… предугадывать.

Разумеется, я относилась с ответственностью и пониманием к работе и того же добивалась от коллег. Конечно, мы ценили своих покупателей. Я никогда не обижала своих работников… Хотелось бы, чтоб наши преемники исповедовали примерно ту же философию».

Промежуточные итоги

«Дом я построила, деревьев посадила море, сына вырастила. Теперь хочу немного пожить для себя и своей семьи (смеется. — Авт.). В этом плане женщине проще.

Вот мужчине нужно все время идти вперед. Безумно жаль поэтому, что мой коллега, Владимир Сергеевич Нерозя, директор «Юбилейного-92», не успел реализовать до конца свои многочисленные планы, не связанные с торговлей».

О коллеге — Владимире Нерозе

«У Владимира Сергеевича было невероятно много интересных увлечений: коллекционирование, общепит, фестивали, путешествия и прочее. Он, кстати, говорил, что когда достигнет 60 лет, ни дня больше работать в торговле не будет. Слово свое сдержал, но и прожил потом всего два с половиной года. (Это к вопросу о неумных претензиях тех людей, кто называл нас за глаза торгашами и считал жизнь торгового работника легкой и беззаботной.)

Что еще? Он чрезвычайно много делал в своей сфере, для огромного числа людей из мира торговли являлся примером. Хотя некоторые его таковым не считали. Думаю, они понимали: до уровня Нерози им не дотянуть. И вот тогда они распускали байки про его сибаритский подход к жизни, про то, что ему все идет в руки само собой и прочее. Если бы все было так просто… (В этом номере мы неслучайно публикуем материал, посвященный памяти Владимира Нерози. — Авт.)

Источник: Produkt.by

Читайте также
Ровно 10 лет, в июне 2008 года, как мне посчастливилось пообщаться с Владимиром Сергеевичем Нерозей — на тот момент...
По предварительным данным компании Euromonitor International, розничная торговля в Восточной Европе показала рост 13 %...
В этом материале «Продукт.BY» прибегнет к практическому опыту Екатерины СОЛОНКО, эксперта дегустационной комиссии...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by