Вы здесь

ОАО «Молодечненский молочный комбинат»: искусство работать вместе

Уже несколько лет в Беларуси идет объединение молокоперерабатывающих предприятий. Как у всякого процесса, здесь есть сторонники и противники укрупнения и создания холдингов. Взятое направление отдельные субъекты хозяйствования не восприняли и оспаривают его по сей день. Между тем есть удачные примеры работы предприятий, консолидировавших свои силы. Один из них — ОАО «Молодечненский молочный комбинат», который вот уже пять лет объединяет под своим крылом Воложинский, Вилейский и Нарочанский филиалы.

О том, как удалось за этот срок сказать свое слово в переработке молока, о тонкостях работы сообща беседуем с генеральным директором Владимиром БОБРИКОМ.

Точкой отсчета Молодечненского молочного комбината в новом формате — с филиалами «Воложинский маслосырзавод», «Вилейский гормолзавод» и «Нарочанский маслосырзавод» — стало 20 марта 2009 года. На тот момент стояла задача создания крепкой производственной базы и специализации заводов. Каким путем вы шли в осуществлении намеченного?

— Мы активно занялись модернизацией Воложинского завода, избавившись от ненужного оборудования и перепрофилировав цеха на производство сухих молочных продуктов, масла и сыра, — рассказывает Владимир Бобрик. — Сначала построили новую сушилку и обновили старую. Научились делать сухое обезжиренное и быстрорастворимое молоко, сухие молочные смеси. С установкой еще одного сыроизготовителя увеличиваем мощности до 15 тонн сыра в сутки. Слабыми звеньями оставались солильное отделение и камера созревания. Укрепив эти позиции, мы завершаем создание современной технологической цепочки производства сыра в Воложинском филиале.

С высоты пяти лет следует отметить, что и на других производственных площадках сделано немало. Следующие проекты — это внедрение биогазовой установки в Вилейке, создание цеха по производству сыра с голубой плесенью «Рокфорти» в Нарочи, розливу молока с длительными сроками реализации, модернизация сыродельного участка в Молодечно, начавшего выпуск моцареллы и сыров голландской группы в небольших головках — как оказалось, вполне удачного полочного продукта.

— Как вы использовали «окно возможностей» для осуществления поставленных целей?

— Когда задумывали специализацию, мы учитывали открывающуюся возможность перебрасывания сырья. В результате такое маневрирование позволяет нам сохранить идеальное соотношение 30:30:30 в производстве основных продуктов — цельномолочки, сухих молочных продуктов и сыра. Что примечательно, Воложинский филиал до 40 % сухих молочных продуктов вырабатывает из сырья, привезенного из других районов. Отмечу и тот факт, что Воложинский филиал сегодня является локомотивом благодаря ценовой конъюнктуре по маслу и сухому молоку.

Мы не отказались от производства казеина в Вилейке, хотя он менее эффективен, чем сухое молоко. А поскольку в переработке казеиновой сыворотки существуют определенные проблемы, предусмотрели использование ее для получения биогаза. Кроме того, нахождение предприятия в зоне Вилейского водохранилища диктует недопустимость сброса неочищенных отходов в стоки. Так что биоустановка одновременно решает эти две проблемы.

— Продемонстрировав эффективность объединения и специализации филиалов, что вы скажете сегодня: до каких форматов будет расти комбинат и нужно ли укрупнить переработку в рамках области?

— Разделять комбинат на части уже нет смысла. Возврата к полному производству всего ассортимента у отдельных филиалов не получится. Не ушла и тема объединения нашего комбината с Минским молочным заводом № 1, она, можно сказать, приостановлена. И мы пока не развиваем производство десертов в Вилейке, потому что на Минском заводе № 1 есть прекрасная линия для выпуска десертов и йогуртов.

Ни один из филиалов самостоятельно не сделал бы того, что удалось реализовать в рамках всего комбината с филиалами. А что может один завод на российском рынке? В основном мы реализуем продукцию на экспорт через товаропроводящую сеть в лице Минскоблпродукта. Это большое преимущество, когда один крупный оператор представляет интересы всей области и берет на себя поставки продукции.

Должен быть и координирующий орган, который выстраивает политику, начиная от закупки сырья и заканчивая сбытом продукции. Я считаю, что укрупнения предприятий внутри области уже будет достаточно для эффективной работы.

— Что вас, как представителя молочной отрасли, генерального директора комбината, на сегодняшний день волнует больше всего?

— Успешность деятельности перерабатывающего предприятия измеряется чистой прибылью. К сожалению, мы этим похвастать не можем. Финансирование проектов модернизации осуществлялось валютными кредитами. После их переоценки нам приходится отчислять банкам огромные суммы по процентам и комиссионным. За прошлый год это составило 83 млрд рублей, или 10 % от выручки. В этом году ожидается такая же ситуация. Меня это тревожит. Неспроста стал муссироваться вопрос о том, что процентные ставки по кредитам неподъемны для предприятий, модернизирующих производство. За последние три года в реконструкцию наш комбинат вложил более 52 млн долларов. Это немалые деньги.

Все проекты планировались с учетом ежегодного роста производства сырья на 12–15 %. Однако этого не произошло. Наоборот, наблюдается падение, в результате наши мощности недогружены. И денежной массы прибыли от реализации продукции не хватает, чтобы перекрыть проблемы по банковским кредитам, поэтому чистой прибыли не получается. Авансирование поставок молока также ложится бременем на предприятие.

Думаю, что при хорошей кормовой базе и грамотной селекционной работе молочно-товарные фермы дадут качественное сырье в необходимых объемах. Так что мы не теряем оптимизма в плане роста.

— Какие первостепенные задачи стоят сегодня, довольны ли вы продукцией комбината?

— Закончить сырцех в Воложине и строительство собственного водозабора в Молодечно, выйти на проектную мощность работы биогазовой установки в Вилейке. Неизменно главное: работа на конечного покупателя, под его потребности. Для этого, к примеру, работаем над расширением линейки сыров длительного срока созревания, разной жирности, разных фракций.

К продукции своего комбината отношусь самокритично. Заходя в магазины, смотрю не на собственные марки, а приглядываюсь к молочным продуктам других производителей. Покупаем, дегустируем, сравниваем, стараемся не отставать. Мы заявили о себе на различных выставках и конкурсах, получили много наград, есть чем гордиться.

Дмитрий КАЗАЧЕНКО, заместитель генерального директора по экономике и финансам КУП «Миноблмясомолпром» — управляющая компания холдинга «Мясомолпром»

— Объединение нескольких молочных заводов в один большой комбинат предполагало, прежде всего, технологическую специализацию. К настоящему времени она сформировалась исторически в рамках реализованных планов по модернизации.

Молодечненский молочный комбинат в холдинге — самый сбалансированный в части производственных мощностей. Практически отсутствуют узкие места по продуктам переработки. Есть возможность варьировать движением сырья, направляя молоко на производство тех продуктов, которые наиболее востребованы и приносят наибольшую выручку. Налицо не только технологическая специализация, но и экономический задел, фундамент для работы в будущем, на котором все можно

успешно строить. Аналогичные схемы объединения молочных предприятий у нас в области реализовываются в северо-восточном регионе — это заводы в составе ОАО «Здравушка-милк», и в южном — в составе Слуцкого сыродельного комбината. Молодечненская схема оптимальна с точки зрения самостоятельности филиалов, их взаимодействия и специализации. Под этот шаблон могли бы равняться все остальные молокоперерабатывающие предприятия Минщины.

ОАО «Молодечненскиймолочный комбинат»

222310, Минская обл., г. Молодечно,

ул. Нагорная, 7

Тел./факс: +375 (176) 73-00-81

e-mail: 730081sbit@tut.by

www.molodeia.by

Читайте также
Перед лицом текущих глобальных вызовов здоровье и гигиена стали главными приоритетами для всех участников рынка. В...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.