ОАО «Гомельский жировой комбинат» — 80 лет жизни

В восемьдесят человек мудр (или, по крайней мере, опытен), черепаха молода, а восьмидесятилетний коньяк — хорош до невероятного. Гомельскому жировому комбинату в этом году исполнилось восемь десятков. Какими они были и каким, благодаря им, стало предприятие?

Марина АТАМАНЧУК

В 1932 году в ОАО «Гомельский жировой комбинат» была выпущена первая тонна маргарина.

Во время Великой Отечественной войны оборудование предприятия вместе с большинством работников было эвакуировано в Троцк Челябинской области, на границе с Казахстаном.

После освобождения Гомеля, в 1944 году, заработал кустарный мыловаренный цех производительностью 1 т мыла в сутки (для сравнения: сегодня производительность мыловаренного цеха составляет 26 т/сут).

В 1950 году коллектив завода превзошел по выработке довоенный уровень.

До 1960 года мыло выпускалось в пластах, которые весили по 100 кг, работники резали их и ставили на мыле штампы вручную.

6 июля 1966 года предприятие получило орден Трудового Красного Знамени за широкое внедрение новой техники, передовой технологии и достижение высоких технико-экономических показателей в работе.

В 1967 году с завершением строительства цеха туалетного мыла мощностью 7 300 т/год комбинат обеспечил потребности всей республики в туалетном мыле.

Большинство внедренных технологий и оборудования в 1960–1970-е годы изобретено самими работниками Гомельского жирового комбината. Так, Алексей Ефремович Плеханов разработал и реализовал автоматический розлив майонеза в банки, в мыловаренном цеху разработал и внедрил автомат для рецептурного дозирования, два автомата для упаковки мыла. Его изобретения пыталась купить делегация японских инженеров. Естественно, в то время продажа секретов производства представителям капиталистической страны на предприятии категорически не рассматривалась.

Орденом Дружбы народов, которым награждали только дипломатов и политиков, была награждена Ксения Ивановна Гладкая — мыловар 6-го разряда — за обучение мыловаров и помощь в становлении цехов по всему Советскому Союзу. Кстати, до сих пор сотрудники предприятия участвуют в обучении специалистов других предприятий.

В конце 1970-х предприятие экспериментально освоило производство сычужного сыра и пастообразных и жидких моющих средств. После прекращения их выработки оборудование для сычужных сыров передали Московскому институту народного хозяйства им. Плеханова, оборудование для производства моющих средств перешло «в наследство» заводу «Красный химик».

В 1985 году майонезный цех не справлялся со спросом (Гомельский жировой в то время обеспечивал майонезом всю страну) и был переведен в другое помещение с новым, более мощным оборудованием. Таким образом, спрос был удовлетворен.

В начале 1990-х закончено строительство нового цеха механической обработки туалетного мыла на основе линии «Вебер-Зеелендер» (ФРГ). Это позволило расширить ассортимент мыла и улучшить его потребительские свойства.

В 2001–2003 годах внедрили знаменитую систему девяти стадий очистки растительного масла, позволяющую получать за качество масла призовые места и высокую оценку как профессионалов, так и потребителей отрасли.

В 2008–2009 годах внедрена установка по производству майонеза Fruma Koruma и установлен автомат по упаковке майонеза в пакет «Дой-пак» с колпачком.

В конце 2011-го началось строительство нового цеха рафинации, отбелки, винтеризации и дезодорации растительного масла непрерывного действия мощностью 140 т/сут. Проект позволит сконцентрировать все процессы в одном производст­венном корпусе и предоставит возможность получать инновационную продукцию нового поколения с увеличенными сроками годности.

В 2011 году оптимизирован товарный портфель: впервые вся продукция разделилась на две группы торговых марок: продовольственную и непродовольственную.

Жизнь Гомельского жирового комбината неразрывно связана с историей всей страны. Даже с теми из нас, кто и не подозревает о его существовании.

Смотрите: если вы не едите майонез и кетчуп, не увлекаетесь домашней выпечкой на маргарине, то вы, например, моете руки. Или служили (служите) в армии, работаете на заводе, ездите в поездах, бываете в гостиницах, едите хлеб, наконец. Так, Гомельский жировой много лет обеспечивает маргариновой продукцией предприятия хлебобулочной промышленности, мыло ГЖК всегда закупалось и закупается армией, гостиницами, Белорусской железной дорогой, учреждениями образования, здравоохранения и т. д.

Каждый этап истории комбината — это часть жизни наших прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек, мам и пап. Нас самих. И именно Гомельский жировой комбинат запустил в юбилейном году неординарный проект под названием «Наша АКЦЫЯ». Проект исключительно белорусский и на белорусском языке.

«Наша АКЦЫЯ» — это май­онез и маргарин по самой приятной цене, которую, не в ущерб качеству, производитель готов поддерживать с помощью высоких объемов производства. О чем он открыто и сообщает.

Ведь, как ни парадоксально, чем меньше производишь, тем больше несешь затрат. К примеру, в промышленных масштабах выработать не одну тонну, а, скажем, десять — выгоднее. Это как варить борщ. Смотрите, вы готовите борщ и варите не кастрюлю, а одну тарелку. Но все равно режете овощи, пачкаете гору посуды, тратите время. Ваш борщ съеден, а кто-то остался ненакормленным? Вы снова у плиты, и все начинается заново. Так и с производством: больше производить всегда значительно выгоднее. Но только если есть спрос. Кому захочется вылить кастрюлю борща в унитаз? Правильно, никому.

То есть «Наша АКЦЫЯ» как бы и акция, да не совсем. Это не история «купи два за цену одного» или «только сейчас и только для вас». Ведь цель любого бизнеса, даже самого социально-ориентированного, — прибыль. Никто вам ничего дарить не будет. Неприятно, но факт.

С торговой маркой «Наша АКЦЫЯ» производитель говорит: да, мне нужна прибыль и нужны продажи, но и тебе, покупатель, нужны хорошие продукты и возможность платить меньше, давай дружить. Это диалог двух заинтересованных сторон, а не общение фокусника-шарлатана с провинциальной «лопуховатой» публикой.

Мир становится прозрачнее — за жизнью почти каждого можно наблюдать в режиме online. Реклама стала восприниматься как неприятная, но неотъемлемая часть быта — ей не верят априори, но она есть, что с ней поделаешь? Производители гиперболизируют свойства своих товаров, рекламщики помогают сделать это все эффектнее и соревнуются на фестивалях на тему «у кого креатив больше».

Но производителю уже не отсидеться в тереме, периодически выкрикивая: «Наш товар лучший — покупайте!». Приходит время ответственности и переговоров. Если покупатель скажет нам «да», проект «Наша АКЦЫЯ» будет развиваться дальше. Скажет «нет», мы предложим что-то еще, основываясь на полученном опыте. Ведь нам, в конце концов, 80! И мы мудры по человеческим меркам, молоды по черепашьим и, как восьмидесятилетний коньяк, невероятно хороши.

А еще в свои 80 мы:

cтали производить оливковое масло первого холодного отжима «Тодар», сырье для которого поставляется из Испании;

выпустим в конце года торговую марку «Полезное», продукты которой (растительные масла и кремы) будут направлены на поддержание тенденций здорового питания;

в ноябре запустим в производство новое мыло SPA с пилинг-эффектом в рамках торговой марки Greenelle. Мыло будет представлено в трех видах: «Овсянка», «Кофе» и «Миндаль»;

разовьем серию детского мыла: Baby Cream с детским кремом соединит в себе очищающие свойства натурального детского мыла и смягчающее действие крема.

ОАО «Гомельский жировой комбинат»

246021, г. Гомель, ул. Ильича, 4

Тел./факс: +375 232 36-22-06, +375 232 36-33-47

Еmail: marketing@gjk.by

www.gjk.by