О зонах и не только.

Какие принципы зонирования магазина сейчас считаются самыми современными? Оправдано ли в начале зоны размещать деликатесы? И что предполагает американский вариант планировки? Ответы на эти вопросы ищите в интервью нашего корреспондента с экспертом «Продукт.BY» Екатериной БОГАЧЕВОЙ.

Екатерина, какие принципы размещения товарных групп существуют?

Самым современным принципом зонирования супер- и гипермаркетов в мире сегодня считается shop in shop. В случае с продовольственными магазинами такое зонирование будет выглядеть как разноцветные выделенные зоны, по контуру огражденные высокими стеллажами, а внутри зоны имеющие низкие стеллажи. Находясь в такой зоне, покупатель видит только одну товарную группу — или алкоголь, или косметику, или хлебо-кондитерскую секцию. Одновременно и удобно, и красиво для покупателей. Это упрощает ориентирование в магазине и стимулирует осмотр большего количества ассортимента, а не только быстрый подход к планируемой группе.

Какое перераспределение групп товаров в зале поз­волит увеличить оборот?

Гарантированным вариантом будет размещение товаров внутри уже имеющихся зон по принципу «вначале деликатесы, затем планируемые группы». В реальной жизни это обозначает, что в молочной секции вначале должны быть размещены йогурты и десертная группа, а затем уже — молоко, кефир и сметана. В хлебной секции — вначале торты, пирожные, свежая выпечка, а затем привозной хлеб. И так в каждой секции. В мясном отделе, конечно же, вначале должна быть кулинария, затем сырые полуфабрикаты и только потом — сырое мясо. Такой порядок размещения ассортимента должен быть соблюден в каждом отделе. Также товарное соседство некоторых отделов порой увеличивает продажи друг друга. Например, секция соков, расположенная напротив секции молока, будет иметь больший успех у покупателей.

Какие приемы можно использовать, чтобы решить вопрос обслуживания разных покупательских сегментов?

В первую очередь, это наличие полной покупательской корзины в ассортименте для всех сегментов. Это сложная и дорогостоящая задача. Но сегодня она уже успешно решена прибалтийскими сетями. Они столкнулись с конкуренцией и кризисом гораздо раньше, чем мы, и уже успели применить эти методы. Сколько, по-вашему, так называемых товаров топ-100 будет в супер- или гипермаркете? Как правило, это от 30 до 150 в наших странах. В Rimi промтоваров, судя по акционным ценникам, не менее чем 1500 в торговом зале. И говорит это о том, что они действительно работают с множеством покупательских групп и следят за интересами отдельно каждой группы.

Существуют ли различия в планировочных схемах для управления человекопотоками в форматах супер- и гипермаркетов? И какая схема является оптимальной для супер-, а какая для гипермаркета?

Для меня между этими двумя форматами не существует разницы. Вопрос, что называется, в размере. Я бы порекомендовала носителям двух этих форматов задуматься и над американским вариантом планировок. Это когда у входа в магазин вы встречаете кулинарию и готовую еду, а не сезонные товары и непродовольственную группу. Это — интересная идея, которая стимулирует продажи высокоприбыльных продуктов собственного производства.

По вашим наблюдениям, какие схемы сегодня чаще используются в Беларуси? И оправдан ли их выбор?

На мой взгляд, Беларусь еще несколько лет назад делала ставку на первый вариант зонирования и планировочного решения. Даже новые объекты чаще всего открывались с уже заранее устаревшей планировкой. Оставалось только пожелать нашим клиентам быть немного более дальновидными и открывать объекты «на будущее», которые сразу бы позволили уйти вперед от ближайших конкурентов, а не волочиться за лидерами рынка в той же России и Украине. И надо отдать должное: в последние годы тенденции изменились. Особенно выделяется здесь Минск. Планировке стали уделять внимание уже на уровне проектирования магазина. Но это уже тема для другой публикации.??

Зональная планировка shop in shop выглядит в торговом зале примерно так:

  • розовая — зона колбас;
  • салатовая — зона фруктов;
  • голубая — зона бытовой техники и т. д.