«О подвигах, о доблести, о славе»… и о «Сябрах»

Наш сегодняшний разговор — с главным технологом компании «Белвингрупп» Дмитрием ЗЕНЕНКО, творцом линейки «молодой и крепкой» продукции под ТМ «Сябры». Наша беседа в итоге вышла за рамки одной этой, узко производственной темы. По-моему, получилось любопытно…

ОТ ИМПОРТА БРЕНДОВ — К ПРОИЗВОДСТВУ СВОИХ

— Дмитрий Викторович, хотелось бы уточнить вот какой момент. Компания «Белвингрупп» была изначально известна многим профессионалам рынка как крупнейший импортер вин из Европы. Но в последнее время она активно продвигает в сознание торговли и рядового потребителя бренд «Сябры». С учетом того, что рынок собственного крепкого алкоголя Беларуси в последние годы стал достаточно проблемным, как вы прокомментируете этот факт: вы, то бишь «Белвингрупп», стали плотно заниматься производством брендированной сорокоградусной продукции?..

— Давайте с самого начала вашего пространного вопроса начнем. Действительно, наша компания когда-то начинала свою деятельность в качестве импортера алкоголя из разных стран мира. И продолжает, кстати, расширять в Беларуси ассортимент соответствующей продукции, вина в первую очередь. Но не так давно было принято решение осуществить то, что во всем мире называется диверсификацией бизнеса. Итогом стало создание и продвижение на рынок новой марки крепкой алкогольной продукции — «Сябры». То, что мы обратились к производству, обусловлено нынешней грамотной экономической политикой нашего государства, мотивирующего различными методами производителя. Да и наши планы по расширению экспортной политики оказали серьезное влияние на это решение…

— Какое решение, простите?

— Осваивать и расширять производство «напитков покрепче»…

— А расскажите, чем вы сегодня отличаетесь от других производителей или, как говорят маркетологи, отстраиваетесь от конкурентов?

— Можно было бы много и пафосно говорить о неповторимом качестве. Но о нем заявляют сегодня буквально все белорусские производители. Скажу проще. Наше основное отличие от конкурентов, занятых, к примеру, производством вин, состоит в том, что компания предпочитает работать с уже хорошо зарекомендовавшими себя европейскими брендами (ТМ «Домкеллерштольц», допустим). То есть мы осуществляем выпуск марочной продукции на условиях франчайзинга. И в то же время освоили выпуск собственной продукции, уже заявившей о себе как о перспективном бренде.

— Дмитрий, вы лично начинали с нуля создание ряда «крепких ТМ». Какая из них для вас самая дорогая на этот момент? Ну, и творческие планы неплохо «подсветить» здесь же.

— Надеюсь, под словом «дорогой» вы все же подразумеваете не финансовую составляющую, а душевную. Так вот, в настоящий момент это, безусловно, ТМ «Сябры». В ее разработку было вложено очень много душевной теплоты, тревог, радости и просто кропотливого труда нашего большого коллектива. Плюс много приятной, но тоже не самой простой работы по «органолептической оценке экспериментальных образцов и по отбору лучших» (смеется. — Авт.)

Что касается второго вашего вопроса… Планы, на самом деле, — обширные, кроме шуток. Думаю, мы очень скоро сможем еще раз пообщаться на эту тему, но уже с новым «творческим пакетом» с моей стороны. Ну, а в самой ближайшей перспективе — расширение ассортиментного ряда ТМ «Сябры».

ОБЩИЕ СЕГОДНЯШНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАКТОР

— У меня есть такое предложение к вам, Дмитрий. Давайте попробуем с вашей помощью организовать развернутую тематическую дискуссию…

— В каком смысле?

— Не кажется ли вам, что наши ЛВЗ в массе своей довольно вяло предлагают себя на крупных международных алкогольных выставках и конкурсах. Это с одной стороны. А с другой… Ведь даже если участвовать в них постоянно, то медали и даже Гран-при — это еще не гарантия контрактов на поставку за пределы страны и успешности на внутреннем рынке. Разве не так?..

— Немного не понял сути такой полемики. Довольно скользкая она может получиться. Зачем мне говорить конкретно про какие-то другие предприятия?.. Я лучше тезисами ограничусь и применю их к «Белвингрупп». Во-первых, наша компания достаточно успешно и активно участвует и побеждает в крупных профессиональных выставках-конкурсах, на постсоветском пространстве во всяком случае. Во-вторых, завоеванные там высшие награды способствуют продвижению продукции на новые рынки. Это — аксиомы, доказательств не требующие по определению.

Что же касается общей проблематики, на которую вы намекаете… На мой взгляд, основная проблема белорусских производителей крепкого алкоголя на внутреннем рынке — в практически полном запрете на рекламу и развернутую популяризацию производимой продукции. Запреты эти распространяются и на элементарную просветительскую деятельность. Результаты известны. Несмотря на все усилия по деалкоголизации населения, Беларусь, по данным ВОЗ, уверенно входит в мировые лидеры по потреблению спирта на душу населения. И вот этот факт уже у меня, винодела со стажем, вызывает весьма тревожные вопросы.

— Расскажите немного о себе как о профессионале, Дмитрий.

— В принципе, все, что можно, про меня уже написано в пресловутой мировой информационной паутине. Поэтому очень кратко, в режиме купированной автобиографии. В винодельческой отрасли я с 1994 года, так что в этом году — своеобразный юбилей. Начинал с мастера цеха розлива на заводе вторичного виноделия. При моем непосредственном участии был построен и введен в эксплуатацию «Завод виноградных вин «Дионис» (ныне ООО «Бульбашъ»). Являюсь первым разработчиком рецептур настоек ТМ «Бульбашъ». После работы на этом предприятии я в течение трех лет занимал должность главного технолога Республики Беларусь в концерне «Белгоспищепром». Наконец перешел в компанию «Белвингрупп», где тружусь по сегодняшний день. Не поверите, в качестве главного технолога. Кстати, компания в настоящее время занимает второе место в Беларуси по производству виноградных вин и входит в тройку крупнейших импортеров алкоголя. Последняя разработка — серия крепких напитков под ТМ «Сябры». Принимал также участие в работе профессиональных дегустационных конкурсов в Молдове и на Украине, в качестве члена дегустационной комиссии. На протяжении уже многих лет являюсь членом и Центральной дегустационной комиссии Республики Беларусь, и Арбитражного органа Беларуси.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

— Дмитрий, а можно ли с вашей помощью уже сейчас предметно поговорить о перспективах молодого бренда «Сябры»? Ориентирован ли он на рынок внутренний или на экспорт? Здесь же — о работе с торговлей, дистрибуции и т. д.

— Вы меня неуклонно стараетесь сдвинуть в сторону маркетинговых стратегий. А я все же технолог. Но если уж вам так важно мое мнение… Так вот, продукция под ТМ «Сябры» за короткое время — в течение года — завоевала высшие награды на крупнейшем продовольственном форуме Восточной Европы — «ПРОДЭКСПО» в Москве, а также на ялтинском «Золотом грифоне» — наиболее весомом конкурсе для производителей алкоголя на постсоветском пространстве.

Сегодня спрос на «Сябры» есть не только в Беларуси, но и в России, Казахстане, Германии, Прибалтике, на Украине. Как уж данный бренд будут продвигать дальше и глубже — это уже точно вопрос не ко мне. Но думаю, перспективы у него очень хорошие.

— Меня не поймут, если не прозвучит этот вопрос. А стоит ли, помимо «Сябров», ждать новых ТМ от компании «Белвингрупп» в ближайшее время?

— Да, и очень скоро. Но всему свое время. Чтобы сохранить интригу, скажу лишь, что это будут новые яркие бренды, и не только… Еще раз замечу: обращайтесь, пишите, звоните. Когда придет время — поговорим.

— Спасибо за беседу. Надеюсь на скорую встречу и столь же активное общение.

Елизавета ФИЛОНЕНКО