О перспективном рапсе и творческом подходе к делу

В одном из июльских номеров «Продукт.BY» обратился к положению дел в масложировой отрасли страны, рассказав о ведущем предприятии в этой области: ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод».

Постоянные читатели журнала подсказали: есть в области переработки маслосемян и другие примеры, достойные внимания.

Татьяна АЗАРЕВИЧ

Перед входом в административное здание ООО «Агропродукт» Каменецкого района Брестской области на стенде с фотографиями лучших работников начертаны слова: «Если к работе относиться с любовью, любое дело превращается в творчество».

Не думаю, что прессовщики, каменщики, водители в буквальном смысле воспринимают свой труд как творческий. Но слова эти правильны по своей сути. Ведь несколько лет назад и само предприятие начиналось с творческого переосмысления необычной на тот момент идеи.

Главный герой этой истории — Олег Теслюк, агроном по образованию, человек пытливый и предприимчивый, ныне директор ООО «Агропродукт». В 2004 году вместе с единомышленниками он приобрел два «бэушных» пресса, служивших для отжима подсолнечника. Не без трудностей, но все же добился получения кредита и, закупив некоторое количество семян рапса, осуществил задуманное — отжал первую партию рапсового масла.

В Беларуси рапс тогда только начинали культивировать. До 80 % его вывозилось за границу. Резонный вопрос: коль к рапсу есть интерес там, почему не наладить его переработку здесь?

Об интересе там

Ссылаясь на Интернет, Сергей Туз, заместитель директора ООО «Агропродукт», утверждает, что в Англии на предприятиях общественного питания использование подсолнечного масла запрещено. В процессе термообработки оно выделяет канцерогенных веществ в разы больше, чем рапсовое. Да и соседняя Польша давно предпочитает рапсовое масло: на прилавках магазинов из 10 наименований растительного масла только одно подсолнечное, остальное — Оlej rzepakowy (rzepak — рапс).

— Рапс — культура новая и, как все новое, приживается непросто, — отмечает С. Туз. — Кого-то, возможно, отпугивает специфический запах рапсового масла. Подсолнечное же не имеет такого запаха, но по своим свойствам уступает рапсовому. Поэтому за границей в большей мере используют все же рапсовое масло.

В ООО «Агропродукт» Сергей Алексеевич далеко не с самого первого дня его основания, но ему довелось наблюдать, как предприятие планомерно развилось до сегодняшних масштабов.

О масштабах

Сегодня ООО «Агропродукт» — современное, прекрасно оснащенное предприятие с непрерывным циклом производства. Штат работающих — 250 человек. Производственная мощность — 110–120 тыс. т масла в год. Ежесуточно производится 60 т масла. Основные потребители продукции — Гомельский жировой комбинат, Бобруйский завод растительных масел, Минский маргариновый завод, комбикормовые заводы.

От 50 до 90 % произведенного рапсового масла идет на экспорт в Польшу, страны Балтии, Анг­лию, Израиль.

В 2011 году общая выручка от реализации продукции (12 тыс. т рапсового масла и 21 т жмыха) составила 136 млрд рублей.

ООО «Агропродукт» сегодня — это три производственные площадки. На двух из них масло производится методом прессования на основе холодного отжима, когда семена перед подачей в пресс не нагреваются, следовательно, не подгорают. Это положительно отражается на качестве готового продукта. А прессов сейчас на предприятии уже 18: 14 — на основной площадке, четыре — на дополнительной, расположенной в 20 км от основного производства. Там же оборудован цех розлива масла в пластиковые бутылки. Пока выпущена только первая экспериментальная партия, которая в настоящее время проходит экспертизу на определение сроков годности. Сколько продукции будет выпускать этот цех, зависит от потребностей рынка.

А еще «Агропродукт» собирается производить собственные кормовые добавки на основе жмыха, и уже предприняты первые шаги в этом направлении.

В следующем году предприятие ожидают крупные перемены. Основное производство переместится на новую площадку, вынесенную из соображений экологии за пределы населенного пункта. Новый технологический комплекс оборудован по последнему слову техники. В Беларуси таких единицы. Разрабатывать технологию и подбирать оборудование (украинское, итальянское, немецкое — с миру по нитке, но все самое лучшее) помогала консалтинговая компания.

Рапсовое масло здесь будет производиться более совершенным методом — экстракции. Суть метода экстракции в том, что масло из семян не выдавливается механически, а вымывается растворителем. Мощность переработки возрастет до 500 т в сутки. Предполагается, с переходом на менее затратный энергосберегающий метод высвободятся средства для приобретения сырья, в том числе импортного.

На новой площадке четыре цеха: подготовительно-прессовый, экстракции, рафинации, дезодорации. Это значит, произведенное масло ожидают несколько стадий дальнейшей очистки. О цехе рафинации следует сказать отдельно. Он рассчитан на производство 150 т рафинированного масла в сутки. Правда, пока такой потребности нет, но приобретать оборудование меньшей мощности сочли нецелесообразным. Цех уже прошел обкатку и может быть запущен, едва возникнет потребность в масле названной марки.

Хранение заготовленного рапса на собственных складах — еще один важный аспект экономики предприятия. Возведен элеватор, состоящий из трех емкостей силосного типа, способных вместить 21 тыс. т зерна (объем каждой — 10 тыс. м3). Силосы оборудованы системами, обеспечивающими качественное хранение зерна.

Есть в ООО «Агропродукт» и своя строительная бригада, и автопарк большегрузных машин для перевозки рапса, готовой продукции. Не удивительно, что ежедневно сюда с просьбой устроиться на работу обращается до десятка человек: работать в ООО «Агропродукт» престижно.

О производствен­ных мощностях и армии агрономов

При всех имеющихся плюсах производственные мощности предприятия задействованы не полностью. Ежегодно перерабатывается всего около 60 т зерна вместо возможных 110–120 тыс. т. Причина — отсутствие достаточного количества сырья. Были годы, когда для того, чтобы загрузить мощности, из Украины привозили подсолнечник, закупали сою.

Зачастую выручает давальческая переработка: семена рапса привозят из других областей, обратно забирают продукты переработки — масло и жмых.

Кардинальное решение проблемы — в существенном увеличении урожайности рапса, в выращивании которого «Агропродукт» принимает самое активное участие. На предприятии создана многочисленная агрономическая служба. За каждым агрономом закреплены несколько хозяйств области. Производственники всячески стимулируют сельчан на выращивание рапса. «Агропродукт» авансирует хозяйства семенами для посадок, причем самых перспективных сортов, и жмыхом на откорм животных. Агрономы следят за соблюдением технологии выращивания, отслеживают сроки обработки, а в посевную и уборочную буквально живут в хозяйствах и порой переживают за рапсовое поле больше, чем местные агрономы.

В этом году «Агропродукт» даже нанимал авиаотряд для качественной обработки полей, а теперь планирует закупить для этих же целей несколько современных опрыскивателей, к тому же проводит обучающие семинары и на местах, и на базе предприятия с приглашением специалистов мирового уровня. К слову, средняя урожайность рапса по Каменецкому району составила 24 т с гектара, максимальная — 52 т.

Выращивать рапс выгодно — это очень рентабельная культура. Как-то ради интереса подсчитали: даже при аренде земли, техники и средней урожайности выращивание рапса экономически выгодно.

Несколько лет назад «Агропродукт» присоединил к себе одно из хозяйств района, и это тоже дало свои результаты: в текущем году намолотили 900 т. К концу урожайной страды пришли с итогом в 52 500 т зерна (для сравнения: в 2011 году было заготовлено 33 670 т). Планируется, что этим количеством сырья предприятие будет стабильно загружено до мая. Оставшиеся полтора месяца до нового урожая можно будет посвятить ремонтным работам.

О качестве продукции и том, чем оно определяется

Качество улучшается прямо пропорционально степени совершенствования оборудования. Не без гордости на предприятии говорят, что самому старому станку не более 3,5 лет. Здесь понимают: технический прогресс не стоит на месте. Идти в ногу со временем — единственный способ удержаться на плаву. Поэтому приобретают новое, более совершенное.

— Процент выхода масла — необъективный показатель оценки работы предприятия. Здесь все зависит от качества сырья: масличность семян рапса колеблется от 38 до 44 %, — сразу же расставляет акценты Сергей Туз. — Объективный показатель — остаточная масличность, или остаток масла в жмыхе. Для «Агропродукта», пока еще являющегося прессовым, а не маслоэкстракционным заводом, это 9 %.

— Наше оборудование позволяет выпускать только масло марки «Р» — нерафинированное масло для дальнейшей переработки на пищевые цели. Прессованием другой марки не получишь, — вводит в курс дела Наталья Омельчук, начальник производственно-технологической лаборатории.

Лаборатория контролирует качество масла по многим показателям. Один из них — цветное число. Согласно СТБ-… для масла марки «Р» допустимо цветное число до 85. Улучшение качества продукта отразилось, прежде всего, на его цвете: масло стало светлее.

Важнейший показатель, на который обращают внимание, особенно заграничные потребители рапсового масла, — минимальное содержание эруковой кислоты или ее отсутствие. Для этого внедряются сорта рапса, не содержащие эруковой кислоты. Как следствие, кислотное число значительно уменьшилось. В рапсовом масле ООО «Агропродукт» содержание эруковой кислоты — менее единицы при допустимой норме 3.

— Большая проблема в республике — фосфатиды, — продолжает Наталья Григорьевна. — Это результат применения удобрений. Мы укладываемся в норму 2,0. Самое высокое содержание фосфатидов у нас — 1,6.

И еще с десяток показателей, которые продукция ООО «Агропродукт» стабильно выдерживает. Как утверждает Наталья Омельчук, за всю историю предприятия не было продукции, которая бы не соответствовала требованиям принятых в Беларуси норм.

Об исторических раритетах

Те «бэушные» прессы, с помощью которых была отжата первая партия рапсового масла, конечно же, сегодня в производстве не используются. По мере технического перевооружения предприятия они были демонтированы и проданы.

Но, спустя некоторое время, Олег Теслюк принял решение хотя бы один из них выкупить обратно. Возможно, это будет первый экспонат музея предприятия. Ведь сегодня это уже история. А историю надо уважать.

Затратили миллионы — сэкономили миллиарды

В прошлом году ООО «Агропродукт» стало обладателем сертификата системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001. Выстроить систему профильного менеджмента маслоделам из Каменца помогли специалисты ООО «Норм Тест» (Представительство международного Органа по сертификации TÜV Thüringen e.V.).

— Прежде всего, мы много чего упорядочили у себя на предприятии, — прокомментировал результаты внедрения системы качества заместитель директора Сергей Туз. — Система эта позволяет контролировать и документировать все процессы. То есть она ставит задачу и контролирует как ее выполнение, так и результат. Система помогает нам сделать соответствующие выводы, расставить приоритеты и правильно оценить многие вещи.

Когда внедрение только начиналось, раздавались отдельные голоса: «А зачем это надо?». Внедрение как раз совпало с моментом наращивания мощностей. И когда система начала давать первые результаты, хотя бы и маленькие, отношение изменилось, появился интерес. А как только появился интерес, начали работать более осознанно. Поняли, мягко говоря, что без этого мы никуда.

Сегодня у нас есть свой инженер по качеству, причем очень грамотный специалист, фанат свого дела.

Благодаря системе качества мы стали активно развивать такое направление, как производство деталей для своего оборудования. Раньше мы закупали запчастей на миллиарды. Система выявила, что у нас много денег уходит туда, где мы могли бы экономить. В итоге у нас появился новый цех, где сами изготавливаем то, что нам необходимо для ремонта и поддержания в рабочем состоянии нашего оборудования. К примеру, специфика нашего производства заключается в том, что один раз в месяц необходимо перебрать каждый из 18 прессов. Когда комплект деталей покупается да еще по достаточно большой цене, перебирать так часто невыгодно. Но когда ты его изготовил сам, прессы стало выгодно перебирать строго по графику. По результатам года это дало экономию в несколько миллиардов рублей.

Как-то все одно к одному сложилось. У нас до 90 % масла идет за границу, а это европейская система сертификации. Мы решили, что она нам подходит, что западные потребители масла будут нам больше доверять. С точки зрения имиджа в глазах зарубежных потребителей это имеет большое значение. Несмотря на то, что мы на тот момент уже были признаны как поставщики качественного масла, в процессе переговоров это все же всегда очень важный аргумент: «У нас есть система качества».

Прежде чем получить сертификат, мы, наверное, полгода готовились. В работу были включены многие службы. Если все пересчитать, это большой кусок работы, а работа всегда стоит денег. Если в цифрах, то потратили несколько тысяч долларов, но сэкономили миллиарды.

В этом году компания «Агропродукт» успешно начала сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта OHSAS 18001:2007. Сертификат OHSAS 18001 является официальным и бесспорным подтверждением, что организация обеспечивает безопасность работников во время производственных процессов, осуществляет грамотный и планомерный контроль факторов риска, успешно решает задачи по сохранению здоровья сотрудников и предотвращению возникновения ситуаций, ведущих к несчастным случаям. Все это способствует повышению имиджа организации как компании, заботящейся о безопасности работающего персонала.

Сейчас мы занимаемся разработкой и внедрением системы менеджмента безопасности продуктов питания, предназначенной именно для пищевой промышленности, и готовимся к сертификации в международной системе сертификации устойчивой биомассы и углерода (ISCC). Снова работаем с компанией «Норм Тест».

Пока рано говорить о каких-то результатах, но мы рассчитываем на такой же ощутимый экономический эффект.