О чем реально говорили в Толочине?

Так уж случилось, что свой первый деловой визит в качестве премьер-министра Андрей Кобяков совершил на Толочинский консервный завод. Это произошло 21 января. Такова официальная информация, с которой интересно поработать дополнительно… И вот почему.

Александр Новиков

Информационные агентства рассказали об этом (безо всякой иронии) историческом событии достаточно скупо, что называется, отписались и забыли. Суть публикаций сводилась к трем моментам:

продукция завода качественная во многом благодаря созданию производственных мощностей — с помощью государства в том числе. Теперь ее (продукцию, а не помощь) нужно начинать максимально выгодно продавать. А это возможно за счет привлечения коммерческих структур;

коммерческие структуры в Толочине понадобятся, прежде всего, для выстраивания логистики, создания новых мощностей для хранения и т. д.;

самой цитируемой в СМИ стала мысль Андрея Кобякова о возможности наращивания на предприятии выпуска натуральных ягодных вин и их реализации в других регионах страны. По данным премьера, новая линия по розливу плодово-ягодных вин в Толочине задействована всего на 10 % от мощности, а эта конкурентоспособная продукция может при грамотном продвижении быть востребована на рынке. Постфактум негосударственные СМИ дружно «заголосили» о том, что белорусскую нацию собираются окончательно споить «чернилом толочинского розлива». Такая вот история. Попробуем посмотреть на нее под другим углом.

ВИННАЯ НЕВИННАЯ ТЕМА

На выставке «ПРОДЭКСПО» в Москве 11 февраля нам удалось пообщаться с директором РУП «Толочинский консервный завод» Анатолием Анюховским. Пользуясь случаем, захотелось раскрыть, что еще стоит за публикациями «про визит Кобякова», а также проанализировать «бурю в Интернете». Картина вырисовывается следующая. Разуме­ется, ни про какие «толочинские чернила» речь не идет.

Завод в Толочине (кстати, одно из старейших винодельческих предприятий в принципе; было основано аж в 1906 году на базе свое­образной «плодоовощной мануфактуры» помещика Газдзицкого) производит натуральные фруктово-ягодные вина.

Благо, для этого есть все условия. На землях, принадлежащих предприятию, разбиты крупнейшие в Беларуси промышленные яблоневые и грушевые сады (где также выращиваются различные ягоды). Кстати, из ягод и фруктов в той же Германии, которую Анатолий Васильевич и его коллеги посещали неоднократно, производят элитные вина, значительно превышающие по ценам виноградные. И никто не в претензии. Более того, именно так в Европе решается проблема деалкоголизации населения. Германия — страна сегодня не только пивная, но и качественно винная. Винные фестивали там проходят покруче пивных. Вы об этом много слышали?.. То-то и оно.

Можно сказать еще и то, что специалисты завода перенимают опыт финнов, делающих ставку на вина натурального брожения из своих ягод и плодов. А финны, на минуточку, еще несколько десятилетий назад были одной из самых пьющих и проблемных наций мира. Сегодня ситуация в стране Суоми принципиально иная. Но про историю становления Финляндии нужно писать отдельный текст.

А сейчас, возвращаясь к нашей теме, еще раз подчеркну. Представители Толочинского консервного завода, желая вывести уровень своего виноделия на новый уровень, участвовали в работе специализированных выставок WINE EXPO и Gastro, проходивших в Хельсинки. Кроме того, они неоднократно посещали ведущие винодельческие предприятия Финляндии и Эстонии с целью изучения соответствующего научно-практического опыта. В ходе творческих встреч с владельцами и специалистами данных заводов обсуждались самые актуальные вопросы производства и потребления винодельческой продукции. Все самое лучшее из увиденного и услышанного в Европе было в итоге применено в Толочине. О каких «чернилах» (так еще во времена СССР называли дешевые креп-леные виноградные вина) можно не то что говорить — заикаться?..

Но есть и другая проблема, про которую коллеги из информ­агентств не сообщали. Премьер-министр прекрасно осведомлен о том, что производство качественного алкоголя в нашей стране зачастую убыточно для производителя. И о бездумном валовом росте выпуска вин в Толочине речи не идет. Есть некая общая рекомендация. Но в правительстве в то же время понимают: каждое предприятие должно зарабатывать прибыль, а не делать красивые отчеты о темпах роста и потом «ложиться на дно».

А если делать ставку сугубо на виноделие, то это при нынешней акцизной политике может привести к банкротству завода. Белорусским производителям алкоголя, оказавшимся вдобавок ко всему в кабальной зависимости от кредиторов-банков, ей (политике акцизной) следовать, мягко говоря, затруднительно. Но это тема для отдельной публикации и принципиально иных размышлений. Пока же достаточно сказать, что в каждой бутылке качественного отечественного вина более 50 % уходит в налоги. И где тут выгода, перспектива для развития профильного производства?..

ПРО ВТОРОЙ ХЛЕБ, НОВЫЙ ЗАВОД И РАЗНОЕ

В последние годы убыточное по разным причинам виноделие Анатолий Анюховский «микшировал» за счет второго хлеба — картофеля. Наблюдалось своеоб­разное перекрестное опыление. Для поддержки одного направления было качественно и количественно развито другое. На полях, используемых Толочинским заводом, под картофель отведено порядка 1000 га.

И пока Европа активно сокращает производство второго хлеба, возможности и аппетиты российского рынка растут. И они не зависят от цен на нефть, колебаний курса рубля и т. д. «Качественную продукцию в России всегда возьмут и хорошие деньги предложат, — констатирует Анюховский. — Так что рентабельность по картофелю у нас высокая».

Отдельного внимания заслуживает в связи с этим тема денег. Андрей Кобяков во время своего делового визита подчеркивал: для решения финансовых вопросов, реализации новых проектов в Толочине (и не только в Толочине) следует искать частных инвесторов. Кстати, одним из наиболее интересных проектов Толочинского консервного завода является строительство нового цеха по производству замороженного, практически готового к употреблению картофеля фри. Пока наш общепит и семьи используют голландские, польские, да какие угодно картофельные полуфабрикаты быстрого приготовления. И это неправильно. Интересный проект? Безусловно. Если его удастся реализовать в Толочине, то мы получим абсолютно новое производство в Беларуси. По словам директора Толочинского предприятия, уже сейчас есть серьезная заинтересованность в этой продукции, причем не только в Беларуси и России.

Но вопрос денег остается открытым. Тот же частный капитал, чтобы его привлечь для реализации данного проекта и он начал работать… К сожалению, в Беларуси много разговоров про частно-государственное партнерство и предпринимательство. Но реального прорыва, по мнению Анюховского, на этом направлении не наблюдается. И поэтому строительство завода по производству замороженного картофеля фри переносится на неопределенный срок.

В этих условиях делаются реальные шаги, которые способны позитивно повлиять на экономику предприятия. (Это те мероприятия, на осуществление которых реально хватает денег, своих в первую очередь). Кроме того, выполняются комплексные поручения Президента, сделанные в 2009 году.

Так, в Толочине запущены в эксплуатацию два современных картофелехранилища по 12 тыс. тонн, снабженных европейскими системами вентилирования. За основу взят голландский тип картофелехранения. На установленных там производственных линиях ведется фасовка картофеля — от 2,5 до 25,0 кг. Под заказ осуществляется мойка клубней, возможна машинная полировка и т. д. О том, как банальный продовольственный картофель может быть «всему головой», сказано уже достаточно.

Если позволит финансовая ситуация, в этом году будет запущен цех по производству натуральных соков из местных плодов и ягод. Это не так сложно: наличие своих садов такие планы делает абсолютно реальными. В перспективе есть планы заниматься и овощными соками.

Поскольку максимальную прибыль приносит обычный продовольственный картофель, то развитие и модернизацию крахмального цеха, также находящегося на балансе Толочинского консервного завода, производят ровно настолько, чтобы крахмальное направление не стало обузой для более прибыльного.

Таким образом, в развитии производственных стратегий Толочинского консервного завода лежит по-хорошему консервативный крестьянский подход, когда каждая копейка реально учитывается; на земле ведется много работы, а выверенные идеологические лозунги не могут оказаться впереди реального хозяйствования и поэтому не мешают ему.

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ

Было также любопытно посмотреть, с каким чувством глядел Анатолий Васильевич Анюховский на Сергея Анатольевича Анюховского, молодого директора бобруйского ОАО«Красный пищевик» — предприятия, активно представленного на «ПРОДЭКСПО». (Если что, напомню напоследок: материал выстроен по итогам нашего общения в Москве на крупнейшей восточноевропейской продовольственной выставке).

«Я горжусь своим сыном», — как всегда искренне говорит Анюховский-старший.

В общем, мы общались со счастливым человеком Дела, который перевыполнил программу, предписанную каждому славянскому мужчине (построить дом, посадить дерево, вырастить сына) на тысячи процентов. Почему мы так говорим?.. Толочинские сады известны всей стране. С домами тоже полный порядок, если говорить о динамично расширяющейся производственной базе предприятия. Да и сын делает все, чтобы быть достойным отца.

Наконец, сам Анатолий Васильевич полон энергии и творческих планов. К тому же есть силы и возможности для их реализации. Что это, если не формула счастья для делового человека?