Нужно ли кондитерам защищаться?

В прошлом номере мы бегло рассказали о введении лицензирования с 1 июня 2014 года на ряд продовольственных товаров, поступающих в Беларусь из-за пределов Таможенного союза. Речь шла про макароны и кондитерские изделия. Сегодня украинская сторона в лице ассоциации «Укркондпром» эмоционально сетует на то, что продажи их сладостей на белорусской территории с июня 2014 года стали невозможны.

Руководитель ассоциации Александр Балдинюк вполне официально заявил, что подобное решение противоречит международным обязательствам Беларуси, нарушает базовые принципы конкуренции и делает неравными условия торговли на белорусском рынке. Кто же прав в этой ситуации?..

Свое видение проблемы нам изложил генеральный директор СОАО «Коммунарка» Иван ДАНЧЕНКО. Он оперировал цифрами, полностью отказавшись от эмоций.

На введение не самых популярных, с точки зрения профессиональных рыночников, мер по защите рынка наших кондитеров толкала сама жизнь. Вот всего лишь два показателя. Из них следует, что за 2013 год в Республику Беларусь было поставлено:

  • кондитерских изделий из сахара — 15 461 тонна, или 123,5 % к уровню 2012 года;
  • шоколада и прочих готовых пищевых продуктов, содержащих какао, — 30 937 тонн, или 129,2 % к уровню 2012 года.

В то же время при поставке продукции на рынки стран Европейского союза фабрика «Коммунарка» столкнулась со значительными заградительными ввозными пошлинами на кондитерские изделия.

Для справки. Ввозные таможенные пошлины на кондитерские изделия в страны Евросоюза состоят из двух частей — фиксированной (8,3 % таможенной стоимости товара) и переменной, зависящих от состава продукции, то есть от содержания в ней молочных белков и жиров, крахмала и сахара. Как это выглядит наглядно, продемонстрировано в табл. 1.

А вот при поставке кондитерских изделий в страны Таможенного союза устанавливаются фиксированные размеры ввозных пошлин, которые находятся на низком уровне: 0,50–0,52 евро за 1,0 кг.

А теперь приведем сравнительные размеры уплаты ввозных таможенных пошлин при ввозе 9 брендовых продуктов СОАО «Коммунарка» в страны Евросоюза (в зависимости от состава) и ввозных таможенных пошлин на аналогичную продукцию при ее поставке в страны Таможенного союза (табл. 2).

ИТОГО

Сухие цифры свидетельствуют, что рынок стран Еврозоны имел и имеет более высокие ввозные таможенные пошлины на кондитерские изделия (в 1,4–2,8 раза больше), чем установленные пошлины при поставке аналогичных продуктов в страны Таможенного союза. В результате входная цена на продукцию «Коммунарки» в Европу увеличивалась автоматически на 10–22 % по сравнению с отпускной ценой завода-изготовителя. Кроме того, к входной цене добавляется НДС (21 %), надбавка дистрибутора (20–25 %), надбавка сети (45–50 %). В итоге розничная цена белорусского продукта становилась неконкурентоспособной. В то же время «сцiплыя», говоря по-нашему, ввозные пошлины в страны Таможенного союза не защищали отечественных производителей от высокого уровня конкуренции с импортерами на внутреннем рынке. Стоит сказать, что основной импорт кондитерских изделий в страны Таможенного союза (Беларусь, в частности) осуществляется с территории Украины. К тому же эта страна на сегодняшний момент пользуется льготами при поставке кондитерских изделий в Еврозону. А теперь вы можете бегло прочесть первый абзац этой статьи и сделать выводы о том, кто прав, а кто нет, вполне самостоятельно.