Новое в законодательстве о пищевой безопасности

Подготовка новостного бюллетеня была инициирована в 2011 году программой Международной финансовой корпорации «Безопасность пищевой продукции в Республике Беларусь». Для получения более подробной информации посетите www.ifc.org/belarus/fs. С июля 2012 года подготовка новостного бюллетеня осуществляется Юридической фирмой GLIMSTEDT.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОГАЩЕННЫМ ПИЩЕВЫМ ПРОДУКТАМ

Постановление Минздрава от 29.07.2013 № 66 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к обогащенным пищевым продуктам», Гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности для человека обогащенных пищевых продуктов» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 24 декабря 2004 г. № 154.

1.Новые СанПиН распространяются на обогащенные пищевые продукты.

2.Согласно нормам Правил, обогащенный пищевой продукт – это пищевой продукт, в который добавлены одно или более пищевые и (или) биологически активные вещества и (или) пробиотические микроорганизмы, не присутствующие в нем изначально, либо присутствующие в недостаточном количестве или утерянные в процессе производства (изготовления).

3.Санитарные нормы и правила не распространяются на биологически активные добавки к пище.

4.Данные СанПиН обязательны для соблюдения:

  • государственными органами;
  • иными организациями;
  • физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

5.Производство и обращение обогащенных пищевых продуктов в соответствии с правилами, действующими до вступления данного СанПиНа в силу, допускается до 15 февраля 2015 года.

6.Утратила силу:

  • Инструкция «Применение витаминов и минеральных веществ для обогащения молочных продуктов, безалкогольных напитков и плодоовощных консервов».

7.Введены в действие с 16 августа 2013 года.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АРОМАТИЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ

Регламент Комиссии № 18/2013/EU от 28 августа 2013 г., вносящий изменения в Приложение III к Регламенту (EC) № 1333/2008 Европейского парламента и Совета в отношении эфиров сахарозы жирных кислот (E473) в добавках для ароматизированных напитков на основе воды.

1.Новый Регламент 818/2013/EU распространяется на напитки, производящиеся на основе воды и использующие ароматизаторы.

2.Новым Регламентом вносятся изменения в приложение III к Регламенту (EC) № 1333/2008, содержащему список пищевых добавок, одобренных к использованию в качестве пищевых ароматизаторов.

3.В частности, Регламент устанавливает ограничения к использованию сложных эфиров сахарозы и жирных кислот: 15 000 мг/кг —для ароматизаторов, 30 мг/л — для готового пищевого продукта.

4.Вступает в силу с 18 сентября 2013 года.

ПРИМЕНЕНИЕ АРОМАТИЗАТОРА Е423

Регламент Комиссии от 28 августа 2013 г., вносящий изменения в Приложения II и III к Регламенту (EC) № 1333/2008 Европейского парламента и Совета и Приложение к Регламенту Комиссии (EU) № 231/2012 в отношении октенил янтарной кислоты модифицированный гуммиарабик.

1.Новым Регламентом вносятся изменения в Приложения II и III к Регламенту (EC) № 1333/2008 Европейского парламента и Совета и Приложение к Регламенту Комиссии (EU) № 231/2012.

2.Новый Регламент 817/2013/EU разрешает использование ароматизатора Е423 в производстве пищевой продукции и устанавливает норму его содержания для различных категорий продуктов.

3.Вступает в силу с 18 сентября 2013 года.

НОВОЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕСТИЦИДОВРегламент Комиссии № 777/2013/EU от 12 августа 2013 г., вносящий изменения в Приложения II, III и V к Регламенту (EC) № 396/2005 Европейского парламента и Совета в отношении максимальных уровней остатков для клодинафопа, кломазона, диурона, эталфлуралина, иоксинила, ипровала.

1.Новый Регламент регулирует использование следующих пестицидов:

  • клодинафоп;
  • кломазон;
  • диурон;
  • эталфлуралин;
  • иоксинил;
  • ипровал.

2.Регламент 772/2013/EU ужесточает требования к использованию пестицидов в производстве пищевой продукции, в частности устанавливает норму содержания каждого вида пестицида для различных категорий продуктов.

3.Регламентом предусмотрен переходный период инкорпорации новых норм.

4.Вступает в силу с 1 апреля 2014 года.

Вопрос от читателя: Каким образом обезопасить деятельность юридического лица, зарегистрированного в Республике Беларусь, выступающего в качестве импортера пищевой продукции? Действия какого порядка необходимо выполнить, чтобы правовые последствия (возмещение штрафов, убытков, возврат товара), связанные с реализацией некачественной продукции, были адресованы на экспортера, реализовавшего некачественную продукцию? Продукция будет реализовываться на территории Таможенного союза. Испытание для подтверждения соответствия в форме декларирования будет осуществляться по одной из схем, предусмотренных ТР ТС 021/2011 на продукцию, выпускаемую серийно. Принятая декларация будет распространяться на всю выпущенную продукцию в период действия такой декларации. В свою очередь, нет гарантии, что через определенное время в период действия данной декларации качество продукции по вине экспортера (изготовителя) не ухудшится, что может повлечь штрафные санкции, компенсационные выплаты покупателям при реализации данной продукции на территории Таможенного союза.

В случае, если товар реализован конечному потребителю, то, согласно Закону Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», ответственность за нарушение прав потребителя несут как продавец, так и производитель товара. Обращаем внимание, что в России и Казахстане требования к защите прав потребителей могут отличаться от требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Если требования предъявлены к продавцу от конечных потребителей (то есть товар должен быть реализован продавцом именно конечному потребителю), то продавец может взыскать свои убытки (суммы, уплаченные конечному потребителю) в порядке регресса с производителя товара. Но снять полностью с себя ответственность за товар, который продавец реализует от своего имени конечному потребителю, затруднительно. В связи с этим рекомендуем тщательно разрабатывать договоры с изготовителями, в которых в частности можно предусмотреть конкретные требования к качеству товара, возврат и обмен товара ненадлежащего качества, неустойку, аналогичную неустойке, выплачиваемой потребителю, и ряд иных существенных моментов. В дальнейшем это сможет помочь защитить права продавца при предъявлении претензий от конечных потребителей.

Если товар поставляется от продавца-экспортера по договору поставки другим компаниям (компаниям-покупателям), то для конечных потребителей компании-покупатели становятся продавцами, к которым конечные потребители предъявляют претензии. Для уменьшения риска поступления претензий от компаний-покупателей к продавцу-экспортеру рекомендуем составлять договоры поставки таким образом, чтобы факт, что товар является некачественным, был трудно доказуем, а именно предусмотреть дефекты, которые являются существенными/несущественными; четко определить предмет договора (какой конкретный товар с определенными характеристиками будет поставляться), установить сложную процедуру приемки, а также предусмотреть особые процедуры для некачественного товара, который был возвращен компании-покупателю конечным потребителем.

Приглашаем вас присылать свои юридические вопросы.

Уважаемые читатели! Если у вас возникают вопросы в сфере производства, переработки, реализации и экспорта продовольственного сырья и пищевых продуктов, и вы хотите получить на них квалифицированные ответы, присылайте их на электронный адрес info@glimstedt.by.

Для подписки на новостной бюллетень отправляйте свои запросы на info@glimstedt.by.

GLIMSTEDT — это успешная юридическая фирма, состоящая из более чем 250 юристов. Мы предлагаем правовые решения в сфере бизнес-права локальным, иностранным и международным компаниям. Наши офисы расположены в 5 странах: Беларусь, Литва, Латвия, Эстония и Швеция.

Юридическая фирма GLIMSTEDT пр-т Победителей, 59–103 Минск, 2202035, Беларусь Тел.: +375 (17) 203 19 60 Факс: +375 (17) 203 20 45 info@glimstedt.by www.glimstedt.by