Nielsen: поговорим о потребителе

Под таким углом решила оценить ситуацию на рынке российского молока (в том числе) руководитель направления по стратегическому партнерству авторитетного агентства Nielsen (Россия) Салтанат НЫСАНОВА. Дело было на молочном форуме в Москве. Пусть это покажется банальностью, но… С учетом весьма тесного соседства Беларуси и России, условной государственной границы, а также наличия схожих проблем у наших потребителей, «Продукт.BY» показалось любопытным посмотреть на ситуацию глазами профессионала-аналитика.

 

Представитель компании-лидера в области маркетинговых исследований представила емкую презентацию на тему: какие изменения в сознании, точнее, поведении потребителя произошли за последние пару лет. Если вкратце, то 2015 год стал наиболее худшим в XXI веке с точки зрения реальных доходов населения, оборота розницы и проч. Достаточно сказать, что, по данным Nielsen, 82 % граждан сегодня экономят на товарах повседневного спроса. Неслучайно, что при таком тренде ежеквартально растет число клиентов магазинов-дискаунтеров («Пятерочка», «Магнит», «Дикси» и проч.).

Выражаясь образно: практически ежедневно идет массовое сокращение потребления во многих товарных нишах, однако костлявая рука экономии пока не коснулась молочных продуктов. Вся молочная индустрия (порядка 15 категорий) в натуральном выражении еще не падает, а в денежном даже растет, по причине высокой инфляции, разумеется.

Стоит отметить, что потребление традиционной молочной продукции растет (!!), пусть и незначительно. В то же время падает потребление так называемых современных молочных продуктов. Динамику потребления основных групп молочных продуктов, присутствующих на рынке, можно весьма наглядно оценить, хотя бы бегло проанализировав данные этой диаграммы.

Очевидно, что такие базовые продукты, как сметана, простокваша, обычный творог, глазированные сырки и даже йогурты, растут. Но группа молочной продукции, без которых потребитель (по его мнению) может обойтись, падает. Речь идет, прежде всего, о молочных и творожных десертах, молоке с соком, дорогостоящем зерновом твороге.

Еще одна невеселая объективная тенденция: в связи с сокращением доходов 27 % потребителей покупают более дешевые молочные бренды, чем три месяца назад. Тем не менее напоследок представитель российского Nielsen озвучила достаточно оптимистический прогноз динамики ВВП, реальных доходов и оборота розницы на ближайшие 2,5 года. На стыке 2017–2018 годов должен начаться, пусть небольшой, но рост по всем направлениям. Хотя и принято говорить, что прогнозы — дело самое неблагодарное… Но это как раз тот случай, когда хочется побыть оптимистами и просто верить. Не зря ведь говорят, что плывем мы в одной лодке.