«Наш рынок сродни родео. Но мы — в седле…»

Накануне проведения презентации «Крынiца. Без границ», призванной представить ребрендинг компании и обновленную флагманскую линейку «Крынiца», мы задали несколько вопросов генеральному директору ОАО «Криница» Александру КИЖУКУ.

 

— Александр Евгеньевич, мы уже как-то говорили о том, что есть древнекитайская философия — не дай Бог жить в эпоху перемен, а есть стратегия развития «Криницы» под вашим управлением… Вы как раз предпочитаете постоянно меняться. Что стоит за очередной переменой на крупнейшем предприятии пивоваренной отрасли Беларуси?

— Мы вынуждены были признать, что один из наших локомотивов — бренд «Крынiца» — по разным причинам устарел. Да и потребитель наш изменился, повзрослел что ли.

В принципе, любая ориентированная на развитие и успех компания должна меняться. Без этого процесса ее ждут застой и постепенное умирание. Поэтому мы решили вдохнуть новую жизнь в наш общеизвестный бренд: постарались его сделать новым, свежим, интересным, да просто — другим. Он претендует на то, чтобы размывать границы между странами, стать дружелюбным, космополитичным, ярким.

— А что предметно произойдет с брендом «Крынiца», если чуть уйти от философии его обновления?

— Изменится визуальный подход — грубо говоря, образ на полке. Появились новые сорта, продукты, поменялся вкусовой профиль, оказались скорректированы рецептуры. Все эти задачи решались в комплексе, последовательно. Да, от чего-то пришлось отказаться. Например, уйдет известная ТМ «Крынiца Старажытнае». Зато под обновленным брендом появятся такие сорта, как «Крынiца темное» и «Крынiца премиум». Мы также представляем модернизированные версии уже известных «Крынiца светлое» и «Крынiца крепкое». Постепенно будут появляться и новые виды. Но стартуем именно с этих, четырех. По большому счету, от прежней «Крынiцы» не осталось практически ничего.

— Как в старом фильме про мушкетеров: «И что мне от тебя осталось ныне — имя, только имя»?

— Да, имя определенно осталось (улыбается. — Авт.). А если серьезно, то сегодня время вынуждает нас быть более гибкими, продвинутыми, неожиданными, молодыми и дерзкими. А история нашего старейшего бренда и инициированные нами перемены — хорошее тому подтверждение.

— Правильно ли я понимаю, что, несмотря на все внешние и внутренние перемены, «Крынiца» (наряду с «KULT») останется вашей ведущей линейкой?

— В общем, да. Но в июле, надеюсь, у нас появится еще одна. Предвосхищая вопросы, скажу так: в ближайшее время вы все узнаете. Мы предложим рынку те продукты, которых в Беларуси еще никто не выпускал.

— Каковы предварительные итоги работы в первом полугодии для вашей компании и пивного рынка Беларуси в целом?

— В финансовом плане первое полугодие рассчитываем закончить с прибылью. По объемам реализации на внутреннем рынке мы прилично выросли, особенно с учетом производства СТМ — по заказу крупнейших розничных сетей. Мы развиваемся в рамках рынка, который в силу определенных причин не растет. Снижение покупательской способности — только верхушка айсберга. Кризис чувствуется, у предприятия сейчас имеются проблемы с дебиторской задолженностью, но результат работы для нас в целом положительный.

— «Кринице» принадлежит самая большая доля рынка внутри страны — на уровне 30 %. В то же время вы — абсолютные лидеры по экспорту. Насколько легко соблюдать такой баланс?

— Очень нелегко. Ведь даже работая с родственной и близкой Россией, нам постоянно приходится учитывать несколько иные подходы к потреблению пива россиянами, их меняющиеся пристрастия, тренды и прочее. Внутри своей компании мы стараемся отслеживать все пожелания клиентов в странах, с которыми торгуем. А это уже 15 государств.

Сейчас мы закрепляемся на рынках Польши, Прибалтики. И везде — свои нюансы. С учетом загрузки наших производственных мощностей бывает непросто осуществлять подобную страновую дифференциацию. Но развитие экспорта, связанного с возможностью стабильного валютного заработка, остается чрезвычайно важной для нас задачей. Ее мы и решаем.

— Не напоминает ли вам все это вариацию на тему знаменитого ковбойского родео?

— В общем, правильное сравнение. Пивной рынок во всем мире — это сумасшедшая конкуренция, где очень сложно бывает удержаться в седле. Нам сейчас сложно, да и никогда не было легко, но удерживаемся.

— Что стоит за новым ТВ-проектом «Беларусь без границ», осуществленном при поддержке «Криницы» и стартовавшем во второй декаде июня на канале ОНТ?

— Если кратко, то мы постарались объединить белорусов, живущих в разных странах мира. Такая же задача, кстати, стоит и перед нашим обновленным брендом.

— Александр Евгеньевич, и последнее на сегодня. Вы ровно два года занимаете пост генерального директора ОАО «Криница». Что удалось сделать за это время в первую очередь?

— Самое главное — у нас получилось сформировать команду молодых, в меру дерзких, амбициозных единомышленников. За всеми достижениями, пусть это и несколько банально звучит, реально стоит долгий, кропотливый труд всех наших служб — технологов, маркетологов, руководителей и сотрудников всех уровней.

Сейчас идем к тому, чтобы реализовать идею создания нового, обновленного, сильного бренда «Крынiца». Завтра начнем воплощать в жизнь какие-то иные, самые неожиданные идеи. Только так можно чего-то добиться.