Вы здесь

Накануне…

Для многих из нас сентябрь проходит под знаком классического, но изрядно подзабытого тургеневского романа «Накануне». Да Бог с ним, старым романом…

Сегодня и политический, и экономический секторы Беларуси многого ждут от визита Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в Китай в самом конце «верасня».

В рамках этой публикации мы позволим себе проанализировать незаметную, но такую нужную предварительную работу на одном из направлений, особенно близком и понятном нашему изданию.

Итак, в преддверии визита Лукашенко, в августе и сентябре Минсельхозпрод проводил скрупулезную работу, направленную в частности на расширение списков сертифицированных отечественных предприятий для поставок молочной продукции в Китай, а также по открытию предприятий нашей страны на право экспорта говядины.

Есть основания полагать: до конца года также будет инициирована работа по сертификации ряда профильных белорусских предприятий, что даст возможность поставлять на китайский рынок свинину и мясо птицы. Хотя это все дело пусть недалекого, но будущего. А сейчас…

 

Представители авторитетной китайской делегации были удовлетворены посещением компании «Велес-Мит» в Молодечно и общением с коллегами из Минсельхозпрода

Общая информация «по первой половине сентября»

Пока можно констатировать: с 1 сентября 2016 года в два раза расширен список предприятий, которым разрешена отгрузка молочной продукции в Китай, — с 17 до 34. На завершающей стадии находится процедура сертификации ОАО «Беллакт». Точнее будет сказать: это предприятие и так открыто для поставок масла и сухих молочных продуктов на китайский рынок. Основная задача на нынешнем этапе — получить разрешение на поставку детского питания для необъятного рынка Поднебесной. Напомним, «Беллакт» уже достаточно успешно поставляет детское питание в Пакистан. Хотя тут есть одно «но»: эта страна в принципе не настаивает на сертификации данной продукции.

А вот по китайскому законодательству получение импортером сертификата на поставку детского питания — дело весьма хлопотное. В частности, требуется прохождение регламентированных процедур как в Департаменте ветеринарного и фитосанитарного карантинного контроля Главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину КНР (далее — ГГУККИК), так и в медицинском департаменте.

Китайские специалисты уже осуществляли инспекцию «Беллакта». Комиссия была удовлетворена тем, как волковысское предприятие выполнило все полученные ранее предписания. Есть основания предполагать, что до конца сентября ОАО «Беллакт» получит разрешение на поставку своей профильной продукции на рынок Китая, и этот факт найдет официальное отражение во время государственного визита белорусской делегации.

Еще один продукт, на который планирует делать ставку Беларусь для активизации работы с Китаем, — это говядина. Уже девять отечественных предприятий по состоянию на середину сентября проходят процедуру сертификации на право поставок своей продукции в Китай.

Инспекция из этой страны в августе проводила встречу в Минсельхозпроде, в ходе которой получила информацию о принципах ветеринарного контроля и об обеспечении безопасности продуктов питания на территории Беларуси. Китайская делегация также посетила компанию «Велес-Мит», где ей на практике были продемонстрированы системы прослеживаемости и обеспечения качества, а также ветеринарного надзора на «одном, отдельно взятом предприятии». Никаких претензий у китайских коллег не возникло. Наоборот, говоря языком протокола, «китайская сторона изъявила желание как можно быстрее открыть белорусские предприятия для взаимовыгодной работы».

Но для того чтобы эти красивые фразы наполнились реальным смыслом, требуются определенные процедуры. Поэтому министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь будет подписывать Меморандум с ГГУККИК об ускорении процедуры сертификации. Но мы хотим остановиться на системных документах, подготовленных Минсельхозпродом, которые должны быть подписаны в конце сентября.

Такая говядина будет всегда востребована на китайском рынке

Новая проверенная стратегия

Первый документ (Меморандум) предусматривает стратегическое взаимодействие между Минсельхозпродом и провинцией Цзянсу. Последняя заинтересована в закупках белорусского мяса и молочной продукции. Но специалисты видят здесь целый комплекс вопросов и задач, решение которых позволит активизировать взаимодействия Китая и Беларуси на самых разных участках. Это все — не красивая риторика. Напомним, Цзянсу обладает самой большой плотностью населения в КНР. В провинции живет 80 млн человек, при том что площадь ее территории в два раза меньше Беларуси.

Сегодня, по мнению экспертов, особенно актуально выглядит идея организовать работу с КНР по тому же принципу, который уже зарекомендовал себя в деловых контактах с Российской Федерацией. В России — 85 регионов. Беларусь успешно работает со своим восточным соседом, крупнейшим партнером по ЕАЭС — в целом. В то же время деловое сотрудничество осуществляется с каждым из регионов России — дифференцированно. С ними имеются соглашения о сотрудничестве, где прописаны дорожные карты по разным направлениям, в том числе и по сельскому хозяйству.

Минсельхозпрод предложил такую же, в общем, регионально-дифференцированную стратегию распространить и на взаимоотношения с КНР. Это своеобразное ноу-хау при работе с китайскими партнерами может быть в перспективе ориентировано на всю Беларусь, а не только на аграрный сектор. И первой ласточкой станет как раз провинция Цзянсу.

В общем, есть основания говорить о создании пилотного механизма, способного серьезно подтолкнуть контакты белорусского и китайского бизнеса, а также вывести на новый уровень инвестиционную политику в отношении Беларуси. Пока же подготовленный к подписанию Меморандум конкретизирует основные направления сотрудничества между Минсельхозпродом и Цзянсу. Это, в частности, растениеводство, животноводство, механизация сельскохозяйственного производства, торговля сельхозпродукцией, ее переработка и проч. Его ратификация будет способствовать, в том числе, увеличению товарооборота между Беларусью и провинцией Цзянсу. Плюс налицо содействие установлению постоянных контактов между ветеринарными службами нашей страны и Китая.

Актуальный как никогда мясной вопрос

Следующий Меморандум, подготовленный к подписанию на конец сентября, касается соглашения между Минсельхозпродом и ГГУККИК об ускорении процедур сертификации белорусской мясной продукции (говядины) для выхода на китайский рынок. Аналитики подчеркивают: одной из наиболее перспективных экспортных позиций Беларуси для дальнейшей поставки в Китай является именно говядина. Рынок данной мясной продукции в Китае весьма перспективен:

  • общий импорт говядины в 2015 году — почти 467,0 тыс. тонн, из них:
  • необваленных говяжьих отрубов — 98,1 тыс. тонн;
  • обваленной замороженной говядины — 368,9 тыс. тонн.

Пока основными поставщиками говядины в Китай являются Австралия, Уругвай, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина, Канада. В соответствии с прогнозами Организации экономического сотрудничества и развития до 2022 года рынок импортной говядины в Китае станет самым быстрорастущим сектором, с ежегодными темпами прироста не менее 7 %. Данный тренд позволяет говорить о серьезных возможностях для белорусских мясоперерабатывающих предприятий по поставкам мясной продукции на китайский рынок, говядины — в первую очередь.

Сейчас же основным и традиционным рынком сбыта для наших предприятий является — вы не поверите — Россия. В 2015 году белорусскими предприятиями на российский рынок было поставлено 96,4 тыс. тонн говядины, в том числе обваленной говядины — 11,1 тыс. тонн. Подчеркнем и напомним: в 2016-м велась активная работа по сертификации белорусских мясо- и молокоперерабатывающих предприятий для возможности работы на китайском рынке. После завершения процедуры сертификации соответствующих белорусских предприятий (разумеется, при условии благоприятной конъюнктуры цен и заключения внешнеторговых контрактов) запланировано достичь уровня общих экспортных поставок в КНР говядины на уровне 10–15 тыс. тонн в год, что составит порядка 40 млн долларов США.

Вернемся к предыдущему смысловому блоку. Сегодня цзянсунская групповая корпорация по зарубежному сотрудничеству рассматривается как основной партнер, заинтересованный в поставках белорусской мясной продукции на китайский рынок. Напомним также (подробнее на эту тему — в предыдущем номере «Продукт.BY»), что с 16 по 24 августа по приглашению Минсельхозпрода в Беларуси находилась делегация цзянсунской групповой организации по зарубежному сотрудничеству. Делегация посетила ряд белорусских мясоперерабатывающих предприятий: АК «Дзержинский», Минский, Калинковичский, Гомельский, Брестский мясокомбинаты, а также молодечненский «Велес-Мит». Состоялись переговоры по вопросам будущих поставок мяса и мясной продукции на китайский рынок с этих предприятий.

К сожалению, стоит отметить определенную пассивность отдельных белорусских регионов в решении данной задачи. Например, по информации комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома, сертификация мясоперерабатывающих предприятий в Витебской области для поставок в Китай не проводилась в принципе.

Для сравнения. В Могилевской области Могилевский и Бобруйский мясокомбинаты заявляют о возможностях экспорта говядины на китайский рынок в объемах порядка 1 тыс. тонн в год. (Правда, при условии достижения договоренности по цене.) В частности, Бобруйский мясокомбинат заключил контракт с компанией Tongda International на поставку мясной продукции. Также ведется работа по аттестации мясоперерабатывающих предприятий Могилевской области на поставку продукции в КНР.

Есть одно «но»

Стоит отметить один «нюанс». Сдерживающим фактором, тормозящим увеличение экспорта той же белорусской молочной продукции в Китай, является явный диспаритет цен на российском и китайском молочных рынках. О том, что с Россией работать выгодно и привычно, — общеизвестно. Мы не раз и не два писали, что у этой замечательной медали есть обратная сторона. В России многое делается для того, чтобы в ближайшее три-пять лет насытить внутренний рынок собственной мясной и молочной продукцией и тем самым снизить зависимость от импорта до минимума. Соответственно очевидной становится необходимость диверсификации белорусского продовольственного экспорта.

Мы много говорим и пишем о перспективах продовольственного рынка Поднебесной. Однако, по информации ОАО «Управляющая компания холдинга Гомельская мясо-молочная компания», экспортные цены на молочную продукцию, сложившиеся на китайском рынке, в среднем на 20–30 % меньше отпускных экспортных цен белорусских производителей. И вот такие вопросы в первую очередь могут решаться уже на уровне прямых бизнес-контактов.

Только бизнес

Логично в связи с этим выглядит тот факт, что в начале сентября Беларусь посетила представительная делегация, возглавляемая директором Департамента Евразии Министерства коммерции КНР Лин Цзи. В состав делегации входила группа ТОП-овых китайских бизнесменов (в частности, представители корпорации COFCO, занятые закупкой мяса и молочной продукции по всему миру).

С этой корпорацией и ее возможностями связаны весьма серьезные ожидания и надежды. В Минсельхозпроде 8 сентября прошла деловая встреча. В ее ходе представителям COFCO было подробно доложено о развитии сельского хозяйства в Беларуси, о промышленном и об экспортном потенциале нашей страны. А также обозначены наиболее актуальные варианты для сотрудничества. Речь шла о торговле, поставках белорусского продовольствия на китайский рынок, создании СП по производству мясо-молочной продукции. Была также озвучена мысль о возможности приобретения китайской корпорацией холдинга в Беларуси, способного заняться производством мясной, молочной, льняной продукции, востребованной на мировом рынке. Инвестиционные преимущества при работе с Беларусью также озвучивались. Представители китайского бизнеса посетили АК «Дзержинский» и Смолевичскую птицефабрику, ООО «Велес-Мит» и Слуцкий сыродельный комбинат.

На сегодняшний день имеется договоренность с вице-президентом компании COFCO Луанем Жичэном о том, что их специалисты посетят белорусские стенды на национальной выставке в Урумчи (КНР) 20–25 сентября текущего года, после чего продолжатся переговоры с Минсельхозпродом о дальнейшем взаимодействии.

Стоит отметить, что корпорация COFCO является крупнейшей в Китае продовольственной компанией. Она имеет 336 филиалов и представительств в 140 странах мира, склады на 31 млн тонн, мощности по переработке 89,5 млн тонн в год, плюс транзитный порт пропускной способностью 54 млн тонн грузов.

На внутреннем рынке Китая корпорация владеет более чем 180 перерабатывающими заводами и 2,3 млн точками продаж, охватывающими 952 города. Активы ее оцениваются в 72 млрд долларов.

По мнению посольства Беларуси в Китае, благодаря своему влиянию компания может оказать благотворное воздействие на вопросы, связанные с взаимовыгодными поставками нашей мясной и молочной продукции на рынок КНР.

По итогам диалога, о котором было сказано чуть выше, будет подготовлен двусторонний документ о сотрудничестве между корпорацией COFCO и Минсельхозпродом, который планируется подписать до конца года. Подробности мы изложим уже в следующем, октябрьском номере «Продукт.BY».

А на сегодня, как нам кажется, было сказано более чем достаточно.

Читайте также
В 2019 году экспорт продукции АПК оставался важнейшим направлением во внешней торговле. Об итогах работы аграриев и...
IV Международный экспортный форум «Беларусь мясная», прошедший в Минске 29–30 октября, стал важнейшим отраслевым...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.