Надои в аспекте селького труда

Общение с заведующим лабораторией технологий сыроделия и маслоделия РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Константином Васильевичем ОБЪЕДКОВЫМ всегда приносит удовольствие. В этот раз он поразил нас своими мудрыми мыслями о труде сельчан. О том, что жить и работать в деревне нелегко, он знает не понаслышке, сам вырос в крестьянской семье. С тех пор прошло много лет, а мало что изменилось. У людей по-прежнему нет большого желания заниматься сельским трудом. Почему эта проблема не решается, и что можно сделать в данной ситуации, когда так важно получать и, более того, наращивать объемы сельскохозяйственного сырья, — об этом и о том, как сельский труд связан с проблемами молочной отрасли, рассуждает наш собеседник.

Константин ОБЪЕДКОВ, заведующий лабораторией технологий сыроделия и маслоделия РУП «Институт мясо-молочной промышленности», кандидат технических наук, старший научный сотрудник:

[ «МЫ ВСЕ СБЕЖАЛИ ИЗ ДЕРЕВНИ, ТЕПЕРЬ СЕЛЬЧАНАМ НАДО ПОМОГАТЬ». ]

МОЛОЧНОМУ ФРОНТУ НУЖНЫ ГЕРОИ

Проблема сельского труда меня очень волнует. По моим многолетним наблюдениям, на «Дожинках», где подводятся итоги, труд животноводов и доярок остается в стороне. Почему-то награждают только отличившихся на уборке зерна комбайнеров. Конечно, «хлеб — всему голова». Но наша страна не зарабатывает деньги на хлебе. Валюту, в частности, приносят молочники. Комбайнер два-три месяца занят на уборке, а доярки работают круглый год.

Раньше, в советское время, труд животноводов, специалистов перерабатывающей промышленности был в большом почете. Они становились Героями социалистического труда, лауреатами всевозможных премий, получали за свой труд автомобили, награждались путевками в санатории. Пастухи, скотники, доярки, заготовители кормов были на слуху, на виду.

[ Мне не нравятся большие комплексы. Как противник круглогодичного стойлового содержания, я считаю, что в Беларуси коровы должны больше гулять, им надо предоставить заливные луга.]

Такое уважение к труду этих людей привлекало молодежь, которая шла учиться на курсы, осваивая тонкости ухода за скотом. А это, пожалуй, самый тяжелый труд в сельском хозяйстве. Тут ни выходных, ни проходных. Вставать рано. Жара, дождь, гроза, снег, мороз — работа не прекращается при любых условиях. Поэтому особенно обидно за тех, кто трудится на селе, не покладая рук. Казалось бы, труд доярок облегчился с появлением аппаратов машинного доения, но их надо мыть, чистить, пропаривать. Также нужно ухаживать за скотом: помыть вымя, сцедить первые струйки молока. Вся эта работа ложится на плечи доярок. От работников ферм зависит качество заготавливаемого молока. А качество сырья — одна из основных составляющих качества готовой продукции. Хотим мы или нет, наша республика — аграрная страна. Мы будем развивать сельское хозяйство. В какой-то степени оно у нас сохранилось. Многое делается государством в настоящее время: это и строительство агрогородков, и механизация сельского труда. Однако следует больше обратить внимания на повышение престижности труда сельских тружеников, отдающих себя целиком и полностью своей работе.

Также не могу сказать, что сегодня в большом почете труд производственников. Правда, иногда нас отмечают. Вот недавно на торжественном собрании, посвященном Дню белорусской науки, в докладе руководства прозвучали слова благодарности в адрес нашего института. Но мне несколько обидно за своих коллег на производстве, ведь среди них есть замечательные люди очень высокой квалификации. Хотелось бы, чтобы всю свою жизнь отдавшие работе с молоком специалисты получали награды. Это способствовало бы формированию престижности профессии технолога, мастера по выработке молочных продуктов.

В бытность СССР в каждой республике были настоящие мастера по сыроделию, маслоделию и другим молочным продуктам. Они добивались высочайших результатов по качеству продукции и передавали свой опыт коллегам с других предприятий. Сегодня в нашей республике мы не можем попасть на заводы друг к другу. Мне непонятно, что могут быть какие-то секреты в то время, когда у всех нас одна цель, и от нашей работы зависит общий результат.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ

Сейчас предприятия стали объединяться в холдинги. Задумано неплохо. Но эффекта пока не видно. На мой взгляд, причина в том, что теперь от предприятий ничего не зависит, им отводится роль исполнителей, за которых все решают сверху. Те, кто не увидели перспектив от объединения, поспешили вернуть себе самостоятельность. Пока недостаточно четко продумана специализация молокоперерабатывающих предприятий. В результате одна и та же отечественная продукция под разными марками конкурирует между собой. Такого не должно быть. Необходимо двигаться в направлении узкой специализации, до мельчайших нюансов отработать технологию производства того или иного продукта. В этом задача холдингов. Меня удивляет, когда слышу, что на одном заводе производят 20–30 наименований сыров. Каждый сыр — это своя технология, оборудование. А у нас сыры, образно говоря, «варятся в одном бульоне». Поскольку посол их происходит в одном отделении, каждый новый продукт заражается различными микроорганизмами от своих предшественников, и сыры по вкусу зачастую мало чем отличаются друг от друга.

Мне довелось посетить один из крупнейших заводов в Дании — там производят всего лишь два-три вида сыра. Несколько лет назад был на сыродельном производстве в городе Угличе, где находится Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия. Сегодня там вырабатывают один вид сыра — «Российский». Продукт имеет высочайшее качество, нет проблем со сбытом, заявки составлены на три года вперед. Зачем новые виды? Ведь это несет целую гамму затрат: новая документация, маркетинг, этикетки, коробки и т. д. С экономической точки зрения новый продукт выгодно ставить на производство, потому что на него можно поднять цену. Всякий раз с повышением стоимости сырья предприятия стараются пересмотреть ассортимент, сделать новый продукт или переименовать старый. Считаю, что к расширению ассортимента необходимо подходить весьма осторожно.

Разные были ситуации в нашей отрасли. Случалось, что при высокой рентабельности молочно-товарного комплекса производство цельномолочной продукции оставалось убыточным. Теперь наоборот, получая колоссальную прибыль, заводы не спешат делиться ею с сельчанами. Такие перекосы необходимо регулировать. Продали продукцию — давайте пропорционально распределим доходы. Ведь известно, что 75–85 % в себестоимости производства молочной продукции составляет сырье.

Мы можем гордиться, что наши продукты наполняют рынок за рубежом. Творог, молоко, масло, сухие молочные смеси, сыры — это еще далеко не весь ряд продукции экспортной направленности, которая позволяет зарабатывать валюту и делать молочную переработку самодостаточной отраслью. Однако меня очень волнует вопрос: как будут выживать наши предприятия в условиях конкуренции с более дешевой импортной продукцией? В основном наша «молочка» отправляется на Восток, в Российскую Федерацию. Есть ниша и в других странах постсоветского пространства. Но тем не менее сейчас наши заводы пробиваются и на Запад. На фоне возрастающей конкуренции на российском рынке с такими крупными игроками, как Германия, Польша, Финляндия, страны Балтии, отечественные производители должны стать равными по качеству продукции. Надо быть готовыми к снижению цен со стороны наших конкурентов. Это задача номер один, о которой должны подумать и министерство, и холдинги. Нам, в свою очередь, надо искать пути снижения себестоимости производства. В поисках ответа на вопрос «как?», думаю, стоит обратиться и к зарубежному опыту передовых стран в части кооперации. Когда сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия находятся в одной лодке, они сообща решают свои проблемы.

Раз ставятся задачи по резкому повышению количества молока, надо создавать небольшие фермы по 50–150 голов. За таким количеством животных легче ухаживать, они реже болеют, с ними проще проводить выпас. Мне не нравятся большие комплексы. Как противник круглогодичного стойлового содержания, я считаю, что в Беларуси коровы должны больше гулять, им надо предоставить заливные луга. Хороший разнообразный корм пойдет на пользу здоровью и настроению коров. А это непременно скажется на качестве молока, по сути, белой крови нашей земли. Кукуруза, силос, сено, солома — все это нужно заготовить. И раньше таким трудом не брезговали горожане. Считалось нормой поехать на сельхозработы в колхоз. И это делали представители различных отраслей. В какой-то мере это решало проблему рабочей силы на селе. Думаю, что актуально такое возродить и сегодня. Ведь мы все сбежали из деревни в города и столицы, и теперь сельчанам надо помогать. Без помощи города им трудно справиться с поставленными задачами по повышению количества и качества молока.

Записала Наталья ЩЕЛКУНОВА