На войне как на войне

Отечественному Министерству сельского хозяйства и продовольствия в последние месяцы приходится работать в условиях, приближенных к боевым. Это связано, в частности, с удивительными запретами на поставки мясо-молочной продукции наших проверенных от и до предприятий.

Запреты эти регулярно инициирует Россельхознадзор, что давно уже не новость… Равно как не является новостью и то, что перед белорусскими производителями поставлена задача: оперативно расширить работу на внешних рынках, не привязываться как раньше к России (осуществить диверсификацию работы на внешних рынках, говоря протокольным языком). При этом важно продолжать поддерживать деловые связи с крупнейшим, стратегическим деловым партнером. Чтобы решать эти и не только эти головоломные задачи, ответственные специалисты нашего министерства вынуждены бывать дома по большим праздникам.

О последних новостях с этой своеобразной передовой продовольственного рынка нам удалось оперативно побеседовать (перед очередной загранкомандировкой, уже в США. — Авт.) по доброй уже традиции с начальником Главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексеем БОГДАНОВЫМ.

КУДА ПОЕДЕМ?

— Алексей Игоревич, насколько нам известно, на 2015 год для отечественных министерств и ведомств разработан план первоочередных заграничных командировок, направленных на решение вопросов, связанных с активизацией диверсификации экспортных поставок. Что «поручили» вашему ведомству?

— По этому плану мы уже побывали в Германии на крупной Международной выставке «Зеленая неделя». Ваше издание на эту тему подробно писало, насколько я помню.

Кроме того, к числу приоритетных направлений для нас относятся США, Китай, Шри-Ланка, Индонезия; разумеется, регионы России, постсоветские республики. Самое серьезное внимание вызывают процветающие Объединенные Арабские Эмираты, которые проявляют интерес к белорусскому продовольствию. Поэтому наша делегация в конце января планово нанесла рабочий визит в столицу ОАЭ — город Абу-Даби.

— И как вы сейчас оцениваете рынок этой страны, связанной в сознании большинства белорусов, прежде всего, с нефтью и туризмом?

— Рынок ОАЭ чрезвычайно интересный для продовольственных компаний. Стоит отметить также наличие мощных свободных экономических зон в Дубаи. Там сосредоточены крупнейшие трейдерские компании. И при условии серьезных договорных отношений с ними у нас появятся перспективы торговать со всем миром. Так что эта страна может стать неплохим трамплином для рекордного прыжка белорусского рынка продовольствия, говоря образно.

Кстати, в Эмиратах живет не так уж много людей; несколько меньше, чем в Беларуси. В то же время покупательская способность населения там чрезвычайно высока и стабильна.

— Поэтому эту страну «окучивают» ведущие производители со всей планеты?..

— Разумеется.

«ПТИЧИЙ АРАБСКИЙ РЫНОК»

— Скажите, а с кем вашей делегации удалось пообщаться в ходе двухдневного визита в ОАЭ?

— Прежде всего, с крупнейшими местными трейдерами и представителями ритейла, такими как Abu Dhabi Co-operative Society, Kosmonte Foods, National Food Products Company, Timak. В создании последней, кстати, принимали участие белорусские учредители. Их ведущие оптовые компании проявили заинтересованность в поставках нашей сельскохозяйственной продукции, в частности компания Abu Dhabi National Foodstuff LLC., основанная действующим принцем… Она является крупнейшим поставщиком в страну курятины, бразильской в первую очередь. Стоит сказать о специфике потребления данного продукта в ОАЭ. Вес куриных тушек на рынке этой арабской страны зафиксирован в пределах от 0,8 до 1,5 кг.

— Такие мелкие?

— Абсолютно верно. Культура потребления курятины в ОАЭ другая по сравнению с нами. Птица «калибруется» в пакеты массой 0,8; 1,1; 1,2 кг и так до 1,5 кг — максимум. Нам высказывали предложения представители трейдинговых компаний: пожалуйста, готовы принять первые контейнеры с курятиной из Беларуси хоть завтра, давайте договариваться по ценам. Понятно, белорусские птицефабрики, ориентированные на производство куриных тушек массой примерно 2 кг, должны будут корректировать работу и при этом просчитывать экономический эффект. Для того чтобы соответствовать стандартам ОАЭ, придется изменять производственный цикл: производить убой ранее, увеличивать число выращиваемых партий. Возможно, не всем из производителей это будет выгодно.

Как бы там ни было, требования нам озвучены: тушки кур должны быть калиброваны, с указанием веса на упаковке (пакете). Про вес я уже сказал. Ориентировочная стоимость в порту назначения может составлять около 1,7–1,9 дол-ларов за 1,0 кг.

МЯСО-МОЛОКО… ИЛИ ВОСТОК — ДЕЛО ТОНКОЕ

— Насколько нам известно, молочную продукцию в ОАЭ уже поставляет компания «Савушкин продукт».

— Да, мы встречались с представителями арабской компании, у которой с брестчанами заключен действующий контракт на поставку цельномолочной продукции. Переговоры продемонстрировали интерес к нашим сухим молочным продуктам, а также к цельномолочке, сыру, творогу и т. д. Кроме того, серьезный потенциал на этом рынке есть у белорусской говядины. Но при этом она должна быть разделана и быть конкурентной по цене с поставщиками из Австралии и Бразилии. Кроме того, на упаковке обязана присутствовать информация на арабском языке, помимо русского или английского. При этом сертификат «Халяль» на то же мясо иметь не столько обязательно, сколько желательно. Если он есть, поставщик может продать свой товар дороже. Например, стоимость в магазине Абу-Даби 1,0 кг тушки курицы с отметкой «Халяль» равна 4,1 доллара. В то время как 1,0 кг обычной курятины продается по цене 2,7–3,2 доллара.

— Алексей Игоревич, а что вы вынесли лично для себя из этой поездки и что может быть интересно нашим читателям?

— То, что работать в ОАЭ крайне непросто и интересно одновременно. Нам в ходе многочасового общения представители арабских трейдинговых компаний на разный лад заявляли одно: вы должны совместно с нами продвигать на рынок белорусскую продукцию. А что это означает: совместно? Прежде всего, то, что арабские оптовики заинтересованы в скидках от нас, которые позволят оплачивать место на полке, маркетинговые услуги и т. д. Значит, белорусским производителям нужно быть готовыми к серьезным инвестициям в свои продажи там. Работать ради работы с нами никто не станет: в ОАЭ все есть, как в Греции, выражаясь языком чеховского героя. Нашим производителям нужно учитывать этот фактор, не забывая в то же время, что задачи по диверсификации экспорта никто не отменял. Если им сложно работать с богатыми и требовательными Эмиратами, нужно искать другие рынки, менее капризные.

— Но в любом случае нужно отдавать самим себе отчет в одном: Россия, как тот Боливар в фильме «Деловые люди», уже не вынесет двоих?

— Подчеркну еще раз. Несмотря ни на что, Россия была и останется нашим крупным стратегическим партнером, и наши предприятия должны там оставаться и работать. Но в то же время мы имеем амбициозные планы на этот год по наращиванию объемов производства. В частности, только по молоку должны добавить около 0,5 млн тонн в эквиваленте. А российский рынок, переживающий стадию рецессии (падение производства и покупательской способности, нестабильность рубля и девальвационные риски), элементарно не может удовлетворить надежд наших переработчиков. Поэтому 2015 год и проходит под девизом диверсификации. И мы будем требовать от мясо-молочных предприятий, маркетинговых служб в частности, четких планов по работе на внешних рынках. Министерство будет, конечно, их все время подталкивать к решению этих задач, но хочу заметить: они и сами должны думать, предлагать, двигаться. К сожалению, ничего такого пока не происходит. Планы и их реализация есть у таких компаний, как «Савушкин продукт», «Беллакт». Так они и выглядят по-другому на общем фоне.

— А как вы видите роль вашего ведомства в таких условиях?

— Министерство готово продвигать белорусские предприятия на внешних рынках, создавать условия для работы, определять правила игры, общую стратегию. Но продажи за наших переработчиков мы осуществлять не сможем. Да и не хотят представители иностранного бизнеса предметно договариваться, допустим, со мной, чиновником. У нас же задача несколько другая: развивать и продвигать межстрановые отношения, выводить их на качественно иной уровень, создавать правовые основы для взаимовыгодного сотрудничества, в том числе и международной торговли. Но не прямые же продажи нам вести?.. Это даже смешно как-то будет. Полагаю, сегодня движущей силой для всех этих стратегий должны быть руководители предприятий. К сожалению, пока наши идеи и требования воспринимают далеко не все из них.

В МОСКВУ, В МОСКВУ… А ТАКЖЕ В ТОКИО

— Ярким событием для всего рынка стала февральская выставка «ПРОДЭКСПО» в Мос­кве. Как вы оцениваете ее итоги, после того как вернулись?

— Это чрезвычайно важное мероприятие, способное придать импульс всему году. Неслучайно, что в работе «ПРОДЭКСПО» приняли участие 64 наших предприятия. Молочная отрасль была представлена весьма достойно. Нам удалось пообщаться за несколько дней с крупнейшими мировыми трейдерами, приехавшими на этот форум. Наш спецэкспортер в третьи страны, единый оператор — ЗАО «Мясо-молочная компания» — на этой выставке подписал контракты на поставку в страны дальнего зарубежья продукции на 135 млн долларов США, или 64 тыс. тонн продукции в натуральном выражении. Осталось решить механизмы поставок и работать. Там же, в Москве, нам удалось пообщаться с экономическим советником посольства Японии. Интерес к нашей молочной продукции в Стране восходящего солнца достаточно высок. И этот интерес, как вы понимаете, взаимный. Рынок японский достаточно емкий, там не так много производят, но чрезвычайно много импортируют. Пока есть предложения по сухой молочной продукции. Возможно, удастся договориться также о поставках цельномолочной продукции с длительными сроками хранения: «долгоиграющие» сыры, замороженный творог, прежде всего. Подобный ассортимент уже поставляется нами в США и Китай.

— То есть у нас есть возможность произвести культурно-кулинарный обмен с японцами. Они нам суши, а мы им — белорусские сыры?

— Ну, суши-то у нас уже давно свои (смеется. — Авт.). Но мне кажется, что пробиться на этот рынок будет чрезвычайно престижно. Он перспективен, хотя требования по качеству продукции там просто колоссальные. Но мы готовы рисковать и предлагать свою продукцию. Сейчас мы проходим стадию переговоров.

— Я знаю, что, несмотря на общее позитивное настроение от увиденного, во время выставки в Москве вы лично сделали серьезные замечания отечественным экспонентам.

— В самом деле, в бочке белорусского меда на «ПРОДЭКСПО», образно выражаясь, оказалась приличная ложка дегтя. Я вынужден повториться. Если молочные предприятия в массе своей были представлены достойно, то вот к мясным было очень много вопросов. Вместе с начальником главного управления продовольствия Александром Щербенком мы с сожалением обнаружили на многих отечественных стендах людей, плохо подготовленных, не способных связать двух слов, не разбирающихся в ситуации на российском рынке.

— Кого-то конкретно можете назвать?

— Например, Пинский мясокомбинат продемонстрировал «ноу хау». Там на стенде главной оказалась не специалист отдела продаж, а… начальник лаборатории.

На стенде группы компаний «Серволюкс» специалист «отшил» клиентов из Армении, почему-то заявив, что они не могут поставлять курицу в эту страну.

На стенде Минского мясокомбината хоть вроде и были маркетологи, однако толком они не смогли представить свою продукцию. И эти примеры можно продолжать…

Насколько на этом фоне отличались китайцы на соседнем стенде. Увидев, что мы проявили интерес к их соседям (в детали общения они не вникали), они перехватили нас с коллегой и кинулись предлагать свою продукцию. Чуть руки не оторвали (улыбается. — Авт.)…

— Но какие-то светлые пятна на общем фоне наших мясокомбинатов вы обнаружили?

— С трудом. На самом деле, претензий к «мясникам» много — в части маркетинговых стратегий, уровня представления товара и т. д. Навскидку могу отметить разве что Берёзовский мясоконсервный комбинат и его стенд, где из колбас оригинально «смонтировали» военную технику. Катюши, в частности. Да и уровень общения был на высоте.

— Неужели все так было идеально у наших молочников?

— Замечания возникли, главным образом, по стендам, где работали дилеры. Кое-кто из них откровенно подвел своих партнеров. Например, надписи «Сыры из Белоруссии» выглядели как минимум непрофессионально, да просто безграмотно. И оформление таких стендов порой удручало. Хочу в связи с этим подчеркнуть: наши производители несут ответственность за тех, кого приручили, то есть за своих дилеров.

А так, несмотря на кризис, народу на «ПРОД­ЭКСПО» было много; интерес к экспонентам проявляли большой. Те, кто вложил душу, творчески подошел к своим экспозициям, наверняка ощутили эффект от присутствия там. А вот кто работал спустя рукава, будет пенять на то, что в России, мол, кризис, «ПРОДЭКСПО» уже не та. Все это — отговорки в пользу бедных. А бедными быть сегодня — слишком большая рос­кошь для производителя.

P. S. Когда этот номер готовился к печати, делегация Минсельхозпрода отправилась с деловым визитом в США. О том, как прошла эта поездка, мы расскажем в следующем номере.

Александр НОВИКОВ