«На чем экономить? Каждый решает сам»

Диалог с маркетологом УП «ВеЛС» Мариной Малащенко

«На чем экономить? Каждый решает сам»

Александр ВЛАДЫКО

— Марина, недавно ваша компания организовала поездку белорусских сетевиков в Россию на объекты собственного производства. Расскажите об этом подробнее.

— Темой этой поездки была организация работы фабрики-кухни. В Беларуси нет такого опыта, поэтому учиться не у кого. Что готовить до полной готовности и разогревать, а что замораживать и доводить до готовности уже в магазине? Искать ответы на эти и другие вопросы можно методом проб и ошибок, но проще съездить за опытом. Что мы и сделали.

— У кого были в гостях?

— Мы посетили фабрику-кухню сети ресторанов «Грабли» и федеральной сети «Перекресток». Эти объекты оснащены оборудованием Rational, с этой компанией у нас партнерские отношения, поэтому нам было относительно просто договориться. Надеюсь, что нашим специалистам многое было полезно.

— Вы часто организуете такие экскурсии?

— Это часть работы по организации продаж. Мы занимаемся поставками качественного оборудования, поэтому нормально, если перед покупкой клиент хочет послушать объективные отзывы из уст пользователей нашего оборудования. Мы этого тоже не боимся — нам не бывает стыдно за свою работу. Чаще, конечно, мы приглашаем клиента посетить белорусские предприятия, но нередко выбираемся и за границу. Недавно, например, наши проектировщики ездили на курсы лекций, в которых принимал участие проектировщик, работающий на кухне BMW.

— Марина, несмотря на то, что мы регулярно писали о ваших объектах, согласитесь, что год выдался не такой удачный, как прошлый.

— Да, мы не исключение. В прошлом году клиентов было больше, продавалось больше дорогих машин. Если люди хотели развивать качественные объекты, то многие из них обращались к нам.

Сейчас время более сложное. Государственный сегмент почти свернул все закупки. Тем, кто решился на свое производство, приходилось тратить много времени на разрешение для приобретения импортного оборудования. Амбициозные и настойчивые директора добивались нужных бумаг, но многие перенесли свои планы на будущее.

— Вырос спрос на белорусское оборудование?

— Да, тендеров много. Если же в Беларуси нужное оборудование не производится, то фактически речь идет о запрете на развитие. Белорусы делают плиты, мясорубки, жарочные шкафы, сковороды, посудомоечные машины… Некоторые из них среднего уровня. Большинством пользовать можно с трудом.

— Каков спрос со стороны частных магазинов?

— Большинство их них тоже не на подъеме, товарооборот не растет. Все понимают, что без собственного производства не обойтись, но ждут.

— Надо отметить, что собственное производство представлено разными направлениями. Все страдают одинаково?

— Нет. Мне кажется, что более других от падения спроса пострадала кулинария. Что касается кондитерской продукции, то люди не стали меньше покупать булочек и тортов. Это продукция не ежедневного потребления, а в праздник кто экономит на торте?

— Стало ли продаваться больше дешевого оборудования?

— У нас — нет. Мы продаем российское и белорусское нейтральное оборудование. В этом году реализовали больше единиц Rational, чем в прошлом. Люди, которые предпочитали купить российскую плиту, конечно, никуда не делись. Я их логику понимаю: плита — и в Африке плита. Да, чаще ломается, но и ремонту поддается.

— Чем тогда они рискуют?

— Тем, что их повара моют посуду руками. Когда клиент покупает мясорубку за миллион, а не за три, то какие претензии с его стороны?. Надо о дешевой технике думать так: спасибо, что работает. Когда сломается, то спокойно отремонтировать или купить следующую за миллион. Или уже за три. Не все ведь хотят наладить производство стабильной качественной и красивой продукции. Некоторым достаточно и среднего уровня. Значит, можно не тратиться на дорогое оборудование.

— Как тогда можно сэкономить на собственном производстве?

— Если клиент хочет сэкономить, я предлагаю пересмотреть список необходимого оборудования. Купите то, без чего нельзя. А если можно многое руками делать, то попробуйте сначала руками. Когда производство расширится, заработаете денег и приобретете классную, например, овощерезку. А вдруг окажется, что она вам сейчас и не нужна. Не экономя на качестве, лучше снизить количество оборудования.

Сэкономить поможет и грамотное планирование. Недавно один магазин купил у нас «средней руки» пароконвектомат. Потому что директор магазина знает: через несколько месяцев он откроет другой цех, где продукция проще, а уровня приобретенного пароконвектомата там хватит с лихвой. А на освободившееся место можно взять уже подороже.

И еще хочу отметить, что недавно приятный сюрприз всем подготовила санитарная служба, упростив свои требования. Теперь можно сэкономить на моечных ваннах, на площади помещений. А соответственно, на оборудовании, аренде, персонале и своем времени.

— Сегмент бывшего в употреблении оборудования не подрос?

— Звонки по бывшему в употреблении оборудованию раздаются периодически, год тут не при чем. Мы этим сегментом не занимались. Я отношусь к этому так: если вы готовы нести риски — покупайте б/у. Но я в такой работе смысла и выгоды не нахожу. Разберитесь, кто продает старые машины? Если оборудование просто оказалось не востребовано и почти не работало, то можно его брать. Мы, кстати, помогаем продать ненужное оборудование своим клиентам, если те не рассчитали спрос или запустили в производство невостребованную продукцию. А если оборудование продается после износа, то зачем его покупать? У нас мало кто просто модернизируется. Обычно ремонт начинается после того, как старое оборудование останавливается.

— Что будет с ценами в следующем году?

— Есть несколько факторов. Возможно, если произойдет унификация с российскими таможенными пошлинами процентов на пять, оборудование подешевеет. С другой стороны, если курс валюты будет продолжать расти, то в рублях удешевления не случится.

Возможно, на наш рынок активнее придет российское оборудование. Однако россиянам вряд ли интересен наш рынок, им сейчас надо свои доли в России не потерять. Поэтому допускаем, что мы сами попробуем реализацию в России. По крайней мере, в нашем офисе периодически раздаются звонки от восточных соседей. До сих пор сотрудничеству мешала необходимость повторных таможенных платежей.

Какие из этих факторов сыграют, а какие нет? Поживем — увидим.