Мясной бренд «белорусское»: найти и не потерять

Качественная продукция выпускается там, где для этого есть все необходимые условия. На самом деле многое нужно сделать для того, чтобы на конкретном предприятии выпускать качественную продукцию: установить современное оборудование, соблюдать санитарные нормы, позаботиться о сырье. О том, как «легли» эти составляющие на Слонимском мясокомбинате, рассказывает директор Вячеслав НАРУТА.

Наталья ЩЕЛКУНОВА

— Вячеслав Константинович, за последнее время вы многое успели сделать, помимо модернизации мясожирового цеха. Построен бытовой корпус, появился современный транспортно-экспедиционный склад. Как эти проекты способствуют качественному преобразованию комбината?

— Раньше бытовое помещение располагалось внутри холодильника. Такое нерациональное использование площадей и невозможность соблюдения современных требований подтолкнули нас к строительству отдельного здания бытового корпуса. Теперь на освободившемся месте будет оборудован производственный участок для охлаждения мяса. Была задумка перепрофилировать старый компрессорный цех под логистический центр. Остановились на организации транспортно-экспедиционного склада, куда сейчас продукция поступает из трех точек: цехов сырокопченых изделий и колбасного и консервного участка. Удобство отгрузки в автотранспорт обеспечивают уравнительные площадки и подъемные роллетные ворота. В результате соблюдаются температурные режимы при транспортировании продукции, осуществляется ее своевременная отгрузка. Емкость склада составляет 100 тонн.

— Как вы заботитесь о своей продукции?

— Мы замахнулись на громкую торговую марку «Белорусский стандарт», выпуская под ней продукцию премиум класса. Наши слоган и миссия: «Безопасный продукт — здоровая нация». Все, что мы делаем на своем предприятии — во имя качества. Продукция изготавливается из охлажденного, без гормональных добавок мяса, полученного на экологически чистой территории Гродненской области. У нас много продукции без комплексных пищевых добавок. Мы отказались от использования соевого изолята.

— Каким вам видится завтрашний день вашей продукции, останется ли она востребованной и конкурентоспособной?

— Сейчас мы работаем в условиях крайней зарегулированности ценами: на входе — закупочными на сырье и на выходе — индикативными на готовую продукцию. Пока, несмотря на возможности Таможенного союза, мы не открыли для себя рынок Казахстана. Хотя есть визиты, контакты, ценовой фактор все равно играет решающую роль.

Если стремиться к самому высокому результату, то нужно время, чтобы как следует подготовиться, сформулировать, как его достигать. Такой результат уже есть. Так, в некоторых сегментах наша белорусская тушенка стоит в 2–2,5 раза дороже российской. Ее покупают. У нас свое сырье, оно другое. В этом вся суть белорусского продовольствия. С этим рынок согласился. Но, к сожалению, «купоны стригут» не государственные предприятия, вынужденные поднять цену на 20 %, а резиденты СЭЗ. Они позиционируют свою продукцию между нашим достаточно высоким ценником и российским. И сегодня российские трейдеры уже говорят: «Зачем нам брать слонимскую, березовскую или сновскую тушенку, если есть другая белорусская подешевле». При таком раскладе мы со своим качественным продуктом проиграем, объемы продаж упадут и на внешнем рынке, и на внутреннем.

Так что же такое «белорусское»? На самом деле это бренд, и его надо беречь. «Белорусское» — это не только, расположенные в Беларуси мощности, менеджмент, это еще и собственное сырье.

— Как складываются отношения с торговлей?

— С большинством белорусских сетей мы находим общий язык. Нашу продукцию берут. Правда, хотелось бы, чтобы объемы были больше. Мы должны иметь статус партнера, у которого соотношение цены и качества адекватное. Это позволило бы нам защитить себя от угроз, нависающих с развитием торговых сетей.

— Два года назад со своей продукцией, произведенной по стандарту «халяль», вы элегантно вошли на мусульманский рынок. Что показывает ваш опыт?

— Высокая цена на нашу продукцию, что отмечают даже такие платежеспособные регионы, как Москва и Санкт-Петербург, а также сезонность и религиозные посты заставили нас обратить внимание на рынок мусульманских стран. В 2010 году мы торговали с Ираном охлажденным бескостным мясом. Буквально за месяц было продано 250 тонн. Сейчас пытаемся возобновить поставки. Совместно с российским партнером, поставщиком растительных ингредиентов, планируем запускать новые виды продукции. Это вторые блюда: мясо с рисом, гречкой и картофелем.

Иранские партнеры со своей стороны решают вопрос об организации перевозок мяса воздушным транспортом. Но блокада со стороны Евросоюза не позволяет найти трафик для расчетов в свободно конвертируемой валюте. Нам пожелали набраться терпения. Между тем Иран готов покупать бескостное мясо и мясо на кости по более высоким ценам, чем Россия, включившая говядину из Беларуси в разряд деликатесной продукции.

— Вячеслав Константинович, поделитесь, пожалуйста, своей новой идеей, связанной с сырьевой зоной.

— У нас есть молочно-товарная ферма, где построен современный доильный зал «Вестфалия». У меня была принципиальная идея не вкладывать деньги в свою животноводческую ферму, а отдавать телят для откорма соседнему спецхозу. Благо, у наших партнеров оборудованы скотоместа, есть корма. Но я ошибся. За два года они увеличили среднесдаточный вес бычков на 50 %. Поэтому теперь мы сами будем за ними ухаживать и экспериментировать с кормлением. К сентябрю сдадим первую очередь здания откорма молодняка крупного рогатого скота. Весь комплекс рассчитан на 450 голов.

ОАО «Слонимский мясокомбинат»

231800, Гродненская область,

г. Слоним, ул. Чкалова, д. 35

Тел.: 8 (01562) 2-12-75