Мы пойдем по-крупному: мелкие магазины ждут глобальные проблемы?

Автор и собеседник "Продукт.BY" Екатерина БОГАЧЕВА отвечает на вопросы нашего корреспондента.

— Что ждет белорусскую розницу в ближайшие годы, исходя из опыта соседей?

— Давайте для начала рассмотрим доли разных форматов в продажах на рынке различных стран ближнего и дальнего зарубежья:

Прокомментировать эти цифры могу следующим образом. В США, Франции, Англии три из четырех долларов, потраченных на шопинг, покупатели оставляют в гипермаркетах. В Германии доходы владельцев гипермаркетов почти в два раза меньше. Но все эти страны объединяет одна тенденция: прилавочная торговля в них, как и во всем мире, неумолимо вымирает…

Что ждет Беларусь в связи с этим? Давайте рассмотрим два примера.

Пример 1. Плотность населения в США довольно высока, особенно в крупных городах. Поэтому вполне объяснимо, что такой монстр мировой торговли, как Wall Mart, родом именно из США, где требовались большие магазины для большого количества жителей. Вполне логично, что гигантские магазины появляются в местах максимальной концентрации населения. Иначе потребности этого самого населения удовлетворить крайне сложно.

Пример 2. Германия славится на всю Европу своим мелким частным сектором. То есть очевидно, что довольно большая часть этой страны живет в местах небольшой концентрации населения. Естественно, что в деревушке, пусть и довольно крупной по нашим представлениям, не может открыться гипермаркет. Зато стоит ли удивляться тому, что в Германии такое большое количество мелких супермаркетов?

Но специфический уклад жизни не единственное объяснение развития мелкой торговли в Германии. В большинстве европейских стран, в том числе этой, существует развитая программа помощи малому бизнесу. В Европе для открытия маленького магазина, лавочки или мини-маркета достаточно предоставить в мэрию небольшой пакет документов. Буквально за неделю предприниматель получит кредит, дополнительные льготы, обучение и многое другое. В Беларуси все сложнее, несмотря на меры по либерализации экономики. При таком положении дел Беларусь будет просто вынуждена избрать путь «великих держав». Крупным торговым структурам гораздо легче пробиться через все барьеры, пролоббировать свои интересы. А значит, именно крупному бизнесу легче организовывать и разворачивать все необходимые работы в нашей стране. Поэтому при обсуждении темы, какой путь мы изберем — Америки или Европы, пока все факторы были в пользу американского пути.

— Здесь же можно сообщить что-то новое по поводу «ляпов», замеченных вами в части размещения товаров на полках...

— Ну-у… Я хожу постоянно в одни и те же магазины, поэтому сложно быть объективной. Как говорилось в одной популярной телепрограмме, не хотелось бы никого обижать. Поэтому назову для примера супермаркет Х, который лишь недавно стал выправлять ситуацию в лучшую сторону. Ассортимент хлебобулочных изделий в нем просто никуда не годился. И здесь в итоге сделали что-то вроде мини-пекарни. И правильно. Ведь настолько плохой ассортимент способен увести клиентов на автомобилях в другие магазины: для автомобилистов ближайший крупный магазин в 10 минутах езды. Что касается зонирования торгового зала, могу высказаться вполне категорично. В этом магазине до сих пор не исправлена старая ошибка месторасположения молочной секции, а точнее, импульсной «молочки» — йогуртов. Йогурты необходимо размещать вначале, а затем уже остальную планируемую «молочку» — молоко, сметану и т. д. В этом же супермаркете все расположено с точностью до наоборот.

Особенно неудачно расположены термизированные йогурты, оказавшиеся в «мертвой зоне». Скрасить ситуацию можно одним способом: выдвинуть стеллажи, сравнять их глубину с холодильными пристенниками, а также организовать дополнительную подсветку стеллажей. Таким образом йогурты станут хотя бы видны. Но лучше всего поменять местами стеллажи и холодильники, разместив йогурты по дороге к молоку и сливочному маслу.

Это вроде бы мелочь, но на мелочи вы привыкли обращать внимание…

— Это точно. Отдельно можно обратиться к производителям и рассказать им, исходя из вашей богатой практики, что такое мерчандайзинг-бук.

— А здесь начинается совершенно другая история. Все же мы довольно подробно говорили о стратегических вопросах развития торговли, и я не вижу смысла бегло перескакивать на другую тему. Могу лишь сказать, раз вопрос прозвучал, что мерчандайзинг-бук отнюдь не жестко завязан на производителя. Это внутренний документ предприятия, регламентирующий все, что связано с контактом на уровне «товар — покупатель». Как правило, здесь и законы запаса, и законы расположения, и законы представления. Такой документ обычно имеют и производитель (или поставщик), и сам магазин. Но проблема в том, что очень часто интересы магазина и производителя не совпадают. Борьба в магазине разворачивается, конечно, за лучшие полки — полки на уровне глаз. Их требуют как и лидеры определенных категорий в продажах, так и производители плохо продающихся товаров. Поэтому магазинам я в первую очередь рекомендую не пользоваться готовыми планограммами и концепциями поставщиков, а создавать свои собственные документы. В противном случае вы получите игру на одной половине поля — на половине поставщика. А современному магазину важно сегодня заботиться о максимальной прибыли с каждого сантиметра полки. Но вот как создается этот документ — хорошая тема для следующего номера. До встречи.