Мучные мучения: почему белорусским макаронам далеко до заграничных

Беларусь планирует сократить импорт продовольственной пшеницы вдвое. "В этом году мы закупим 80 тыс. тонн пшеницы твердых сортов", — заявил на пресс-конференции в Минске начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун.

По его словам, Беларусь будет закупать только те сорта, которые у нас не произрастают.

По словам чиновника, если в 90-х годах страна закупала около 500 тыс. тонн зерна за рубежом, то в последние годы — 170 тыс. тонн. В нынешнем году под пшеницу занято 514 тыс. га, что позволит на 90 тыс. тонн меньше закупать ее за рубежом, пояснил он.

Стоит отметить, что еще с февраля 2009 года правительство по предложению Минсельхозпрода ужесточило ввоз в страну пшеницы, передают Белорусские новости. Для ее импорта теперь требуется лицензия. Такую меру разработчики объясняют необходимостью четко контролировать объем закупок, связанных с производственной необходимостью, а где нужно — и ограничивать их. Помимо пшеницы, это касается также меслина, ячменя и кукурузы.

Экономист Леонид Заико считает, что сокращать закупки пшеницы твердых сортов неправильно. "Такая пшеница необходима для кондитерской, хлебопекарной, макаронной отрасли. В итоге у нас может серьезно пострадать ассортимент высококачественных мучных изделий", — отметил он "Белорусским новостям".

Собеседник считает, что полностью обеспечить свои потребности в зерне для продовольственных целей Беларусь не может. "У нас растет главным образом фуражное зерно, которое используется для животноводства. Поэтому пшеница твердых сортов, из которой можно делать качественный хлеб и макароны, необходимо закупать за границей", — отметил Леонид Заико.

В последние годы государство закупает пшеницу в объемах, необходимых для того, чтобы улучшить хлебопекарные свойства муки, получаемой из белорусской пшеницы. Ввоз более качественной муки из твердых сортов пшеницы ограничивается. Из "улучшенной" же муки производятся элитные сорта хлебобулочных изделий и макароны. Так, при производстве белорусских макарон импортная хлебопекарная мука из твердых сортов пшеницы составляет лишь около 60%.

К слову, сложности с импортом муки, зарегулированность этого рынка — одна из причин отсталости белорусской макаронной промышленности. Отечественным макаронам сложно конкурировать по качеству с российскими, украинскими, не говоря об итальянских.

Между тем в 2007 году премьер-министр Сергей Сидорский распорядился в течение двух лет довести долю белорусских макарон на внутреннем рынке с 17% до 47%, а в перспективе — до 75%. Это выглядит проблематичным. Тогда же премьер отметил, что Беларусь не относится к странам, где можно произвести пшеницу твердых сортов высокого класса. Однако работы по трем-четырем таким сортам белорусские аграрии ведут.

Несколько лет назад рассматривался вариант покупки пшеницы твердых сортов в южных регионах России в обмен на поставки белорусской сельхозтехники в лизинг. Однако идея так и повисла в воздухе.

Похожая ситуация — с пивоваренным ячменем, импорт которого в страну в 2005 году был запрещен. Белорусские пивовары вынуждены довольствоваться ячменем, который выращивается в Беларуси и по качеству гораздо хуже, что отражается и на конечном продукте. В основном белорусский ячмень соответствует второму классу качества (при том что есть первый и высший). Как заявил 13 августа на пресс-конференции начальник главного управления растениеводства Минсельхозпрода Владимир Гракун, сельхозпредприятия поставили в счет госзаказа 61,15 тыс. тонн пивоваренного ячменя. Из них около 90% — это пивоваренный ячмень второго класса, и лишь остальной — первого.