Молочный вектор тяги

«Бизнес и государство в молочной индустрии» — стратегическая сессия на эту тему состоялась в Москве в рамках XVII Международной выставки оборудования и технологий для животноводства, молочного и мясного производства.

Эксперты, представители профильных государственных органов, а также ведущие производители и переработчики молока и молочной продукции обсудили ключевые векторы отрасли. Какие категории растут, какие падают, что ожидать в 2019 году? Каковы возможности для развития российских предприятий молочной отрасли, приоритетные направления, механизмы поддержки со стороны государства? Эти и другие вопросы задавал модератор мероприятия — исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем БЕЛОВ.



Вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo Восточная Европа Сергей ГЛУШКОВ в своем выступлении коснулся вопроса себестоимости производства продукции.

— Не всегда рост себестоимости можно трансформировать на полку, — считает спикер. — В основе составляющих себестоимости огромное количество новаций со стороны государства. Оно влияет на сырьевую базу, на переработчиков и на спрос/потребление нашей продукции. Везде роль государства является критической.

Если анализировать детально, необходимо отметить, что Россия до сих несамодостаточна по производству сырого молока. Государство давно поддерживает отрасль. Благодаря усилиям Национального союза производителей молока «Союзмолоко» поддержка отрасли выделена в отдельную бюджетную строку. Чуть менее 29 миллиардов рублей — сумма такой поддержки молочной промышленности в 2018 году. Для понимания: наша компания в 2018-м поддержала сельхозпроизводителей только в области производства молока почти на четыре миллиарда рублей. Сейчас идет пересмотр статистики, цифр, которые влияют на принятие управленческих решений. Все понимают, что та цифра, которая «гуляет» из года в год (производство более 30 миллионов тонн молока), упала.

Мы должны говорить только о товарном молоке. Нужно обсуждать возможности экспорта, задача об удвоении которого поставлена нам руководством страны. Вопросы, которыми напрямую должно заниматься государство, до сих пор не решены, акцентировал Сергей Глушков.

По его словам, в России не идентифицированы животные. Тем не менее задача прослеживаемости обсуждается на различных уровнях достаточно широко и долго. Вопрос применения антибиотиков в лечении животных также нуждается в существенной доработке. Есть много моментов, которые напрямую влияют как на возможность инвестировать, так и на цену на полке. Сильно зарегулировано обращение с отходами. Сегодня опасность молочного производства приравнивают к атомной электростанции и нефтеперерабатывающему заводу. То есть относят к первому классу опасности.

— Это касается и защитных технологий, которые мы должны внедрить на своих заводах, что существенно снижает инвестиционную привлекательность нашей индустрии, — продолжает спикер. — Утилизация, обращение с отходами, водосброс… Стоки молочных заводов мало чем отличаются от стоков сектора жилищно-коммунального хозяйства. Но почему при этом молочное предприятие должно строить свои собственные очистные сооружения полного цикла — а это 20 миллионов долларов на каждый завод? О каком тогда росте спроса мы можем теоретически говорить? И это в условиях отсутствия свободных кредитных средств, достаточно ограниченной господдержки, которая идет на развитие сырьевой базы, без чего, в принципе, не может развиваться промышленность. Отдельно скажу о системе прослеживаемости. Необходимо понимать, что любая система, которая дополнительно вводится в чьих-либо интересах — государства, потребителя, индустрии, — стоит денег. Это отражается в цене готового продукта. По нашим расчетам, распространение системы «Меркурий» на готовую молочную продукцию добавит к ее стоимости на полке 2,7 рубля за килограмм.

 

Полностью материал читайте в печатной версии журнала «Продукт.BY» № 2 (193) март-апрель 2019, оформив подписку.

Источник: Produkt.by