Вы здесь

Молочные интервенции: панацея или плацебо

13.04.2016

Летом 2016 г. Министерство сельского хозяйства РФ планирует запустить механизм государственных закупочных интервенций на молочном рынке.

Эта идея ни один год обсуждалась во властных кругах, но похоже, что в 2016 г. она все-таки будет реализована. Однако эффективность данного механизма с точки зрения устранения дисбалансов на молочном рынке вызывает некоторые вопросы.

Международный опыт

Механизм закупочных интервенций на молочном рынке известен в мировой практике, примером может служить рынок ЕС.

В ЕС «public intervention» является одним из инструментов Общей Организации Рынков сельскохозяйственной продукции на молочном рынке ЕС. Интервенции в ЕС проводятся на рынке сливочного масла и сухого обезжиренного молока (СОМ) и во многом рассматриваются как ultima ratio, т. е. применяются в ситуации резкого спада на молочном рынке.

Стоит отметить, что интервенционные цены на молочном рынке ЕС постепенно снижались, достигнув нынешнего уровня 246,39 евро за центнер сливочного масла и 169,8 евро за центнер сухого обезжиренного молока (СОМ).

Источник: Regulations (EC) 1787/2003, 1234/2007 and 361/2008.

Правда, в 2009 г., когда цены на молоко в ЕС резко упали в связи с кризисом 2007-2008 г, Европейская комиссия приняла решение продлить интервенции до февраля (обычно интервенции проводились в период между 1 марта и 31 августа) и повысила лимиты закупок с 30 тыс. тонн масла и 83 тыс. тонн, и СОМ –с 109 тыс. тонн до 283 тыс. тонн.

На заседании Совета министров сельского хозяйства ЕС, который проходил в марте 2016 г., было предложено повысить потолок интервенционных закупок СОМ и масла до 218 тыс. тонн и 100 тыс. тонн соответственно, учитывая непростую ситуацию на молочном рынке ЕС.

Как рассказал The DairyNews генеральный секретарь Европейской молочной ассоциации (EDA) Александр Энтон, интервенции на рынке масла и сухого обезжиренного молока ЕС являются одним из важнейших инструментов Европейской комиссии в сфере «рыночного регулирования». Недавнее решение удвоить объемы закупок СОМ до 218 тыс. тонн было с радостью поддержано участниками европейского молочного сектора, так как данная мера позволит вывести лишние объемы с рынка, который –на глобальном уровне –перенасыщен на данный момент.

На рынке ЕС интервенции играют не только роль инструмента рыночного регулирования, но некоего психологического фактора. Решение Европейской комиссии о повышении потолков интервенционных закупок может служить сигналом для участников рынка о том, что Брюссель не допустит падения цен на сырое молоко.

По мнению экспертов EDA в исследовании, опубликованном в 2009 г., интервенции успешно способствуют стабилизации цен на сырое молоко и молочные продукты в том случае, если интервенционные цены превышают средние цены на СОМ и масло на мировом рынке.

Вопрос цены

Согласно недавно опубликованному приказу Минсельхоза о предельных уровнях минимальных цен при проведении государственных закупочных интервенций, минимальная цена на сухое обезжиренное молоко составит 195 тыс. рублей за тонну, цена сухого цельного молока должна составить 238 тыс. рублей за тонну, сливочного масла — 308 тыс. рублей за тонну.

При определении уровней цен Минсельхоз исходил из цены на сырое молоко, 20,21 тыс. рублей за тонну.

Предложенные Минсельхозом цены можно было бы критиковать за то, что они находятся на уровне себестоимости производства сухого молока и масла или даже ниже. Однако в рамках рыночной экономики интервенционные цены должны быть на уровне или ниже производственных издержек, чтобы избежать ситуации, когда неконкурентоспособные производители будут производить продукцию только для продажи в интервенционные фонды, а не на рынок.

По словам представителей Минсельхоза, обозначенные цены даже немного превышают рыночные. По данным Росстата, цена производителей на молоко сухое с массовой долей жира не более 1,5% на внутреннем рынке РФ на конец 2015 г. составляла 147509 рублей за тонну, цена на сухое молоко с массовой долей жира более 1,5% составила 188822 рублей за тонну. Цена сливочного масла в рассматриваемый период составляла 252440 рублей за тонну.

Интересно сравнить предложенные Минсельхозом минимумы цен при проведении интервенций с минимальными рекомендуемыми экспортными ценами в Республике Беларусь. По данным на 2 марта 2016 г. минимальная рекомендуемая экспортная цена на СОМ в Республике Беларусь составила 170 тыс. рублей за тонну, цена СЦМ-200 тыс. рублей за тонну, масла-205 тыс. рублей за тонну. Минимальная цена на масло при проведении интервенций в России в 1,5 раза превышает текущий белорусский экспортный минимум, предложенные цены на СОМ и СЦМ также немного выше белорусских показателей.

Стоит также обратить внимание на текущую ситуацию на мировом молочном рынке. Цены на молочные продукты, в том числе на СОМ, СЦМ и масло остаются низкими в связи сохраняющимся дисбалансом спроса и предложения. По сравнению с 2014 г. цены на молочные продукты на мировом молочном рынке упали почти на 60%. По мнению экспертов, ранее второй половины 2016-начала 2017 гг. восстановления роста цен на мировом молочном рынке ожидать не стоит.

Впрочем, на последних торгах Global Dairy Trade (GDT) индекс цен на молочные продукты продемонстрировал рост на 2,1%.

Цена на СОМ на торгах GDT выросла на 0,1% до $1,721 тыс. за тонну (118,18 тыс. рублей за тонну по курсу на 05 апреля 2016 г), цена СЦМ увеличилась на 1,5% до $2,013 тыс. за тонну. (138,23 тыс. рублей за тонну). Цена на масло упала на 2%, составив $ 2,702 тыс. за тонну (185, 5 тыс. рублей за тонну).

В ЕС-28 интервенционная цена на сливочное масло составляет 2,46 евро за кг (188 рублей за кг или 187944 рубля за тонну). Интервенционная цена на масло в ЕС была существенно ниже рыночной, однако в связи с падением цен на молочном рынке показатели сближаются. По данным за три месяца 2016 г. разница между рыночной и интервенционной ценой на масло в ЕС составляет всего 18 евроцентов.

Интервенционная цена на СОМ в ЕС составляет 1698 евро за тонну (129727 рублей за тонну). По данным за 2016 г. рыночная цена на СОМ снизилась на 12,79% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Цена на СЦМ в ЕС в период с 21 марта- 1 апреля 2016 г. составила от $1,975-2,2 тыс. за тонну (135,4-150, 8 тыс. рублей за тонну). В 2015 г. средняя цена СЦМ в странах Европы составляла 2,311 евро за тонну (-25,3% к 2014 г.)

Если сравнивать цены на сырое молоко в России и в других странах, то по данным IFCN цена на молоко в России в среднем на 20% выше цен на мировом рынке. В 2014 г. цена на сырое молоко в России превышала среднемировую на 32%.

Напомним, что 2015 г. средняя цена за кг сырого молока в России, по данным Росстата, составляла 2064,8 рублей за центнер (20,65 рублей за кг).

В ЕС средняя цена на сырое молоко в 2015 г. составила около 30,67 евро за центнер (2146,9 рублей за центнер или 21,47 рублей за кг). Стоит отметить, что цены на сырое молоко в государствах-членах ЕС-28 существенно различаются. Самые низкие цены зафиксированы в странах Прибалтики, так в марте 2016 года цена на сырое молоко в Литве составила 20,41 евро за центнер.

В США, по данным USDA, средняя цена за центнер сырого молока составила $17,08 (около 1043 рублей за центнер при среднегодовом курсе доллара 61,07 руб., или 10,43 рубля за кг).

Pro et contra

Основной заявленной целью проведения интервенций на молочном рынке является нивелирование сезонных колебаний цен на сырое молоко. По словам Александра Энтона, сезонные колебания объемов производства молока и цен на молоко не являются серьезной проблемой, скорее естественным явлением. Гораздо более серьезной проблемой на молочном рынке является волатильность цен, когда цены на мировом рынке резко падают в короткий промежуток времени. Для решения подобных проблем в ЕС применяется механизм интервенций.

Интервенции предлагается проводить в профицитных с точки зрения обеспеченности молоком сырьем регионах.

Рынок молока РФ в целом является дефицитным. По данным Центра изучения молочного рынка The DairyNews в 2015 г. дефицит молока сырья в России составил -8228 тыс. тонн. И профицит молока сырья наблюдается даже не во всех регионах, где будут проводиться интервенции. Например, в Новосибирской области в 2015 г. дефицит молока составил -235,6 тыс. тонн, в Саратовской области -35,5 тыс. тонн.

Представителей Министерства сельского хозяйства Удмуртской области, включенной в список регионов, где будут проводиться интервенции, беспокоит вероятность невостребованности продукции, попадающей под действие данного механизма.

Проблема спроса на сухое молоко поднималась еще в 2009 г., когда обсуждалась возможность введения закупочных интервенций на молочном рынке. В 2009 г. проблем падения спроса на сухое молоко обострилась в связи со вступлением в силу технического регламента на молоко и молочную продукцию структура российского молочного рынка изменилась. Напомним, что фактически после вступления в силу Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты» производители не могли писать термин "молоко" на продуктах, изготовленных на основе сухого молока. Следовательно, должна была возникнуть тенденция к сокращению производства сухого молока. В TP ТС 033/2013 было введено понятие «восстановленное молоко» – молочный продукт, расфасованный в потребительскую тару, или сырье для производства продуктов переработки молока, кроме питьевого молока, произведенные из концентрированных, или сгущенных, или сухих молочных продуктов и воды. Ранее к данному виду продукции применялся термин «молочный напиток».

Производство сухого молока в России пережило этап снижения в 2011-2013 гг. В 2014 г. наблюдался рост производства сухого молока (+28,3% к уровню 2013 г.).

В периоды снижения производства импорт сухого молока, напротив, заметно вырос. По данным UN Comtrade в 2013 г. объем импорта сухого молока в РФ вырос на 21% по сравнению с 2011 г.

Причем большая часть поставок сухого молока в Россию приходилась на Республику Беларусь.

В целом можно говорить, что спрос на сухое молоко в России есть, и есть необходимость в увеличении производства молокоемкой продукции, точнее повышении конкурентоспособности российского производства. Сухие молочные продукты, как известно, широко применяются в пищевой, фармацевтической промышленности.

Однако интервенции не нацелены на решение проблемы повышения производства молокоемкой продукции в целом, скорее речь идет об увеличении объемов дешевого сырья для производства цельномолочной продукции. Фактически сырое молоко в рамках предложенного механизма будет уходить на производство сухого молочного сырья, что может способствовать удорожанию себестоимости производства цельномолочной продукции без использования сухого молока и создаст преимущества определенным игрокам на российском рынке и зарубежным поставщикам цельномолочной продукции, прежде всего Республике Беларусь.

Что касается достижения основной заявленной цели – нивелирование сезонных колебаний цен на молоко, то здесь также существуют разные точки зрения. Проблему сезонности можно решать технологически в рамках отдельных хозяйств, если же рассматривать ее решение в масштабах государственной политики, то здесь так же есть другие варианты.

Например, возможен вариант, когда в условиях перепроизводства молока в определенном регионе включается механизм интервенций. Производители сбывают сырье по более низкой, но заранее согласованной цене переработчикам, и часть излишков идет на производство сухого молока.

Есть также не вполне понятные в настоящее время моменты, касающиеся условий хранения СОМ, СЦМ и масла и ряд других вопросов. Поэтому пока механизм проведения государственных закупочных интервенций молочном рынке не до конца согласован властями и не до конца понятен участникам данного рынка, рано делать выводы относительно пользы этого инструмента для российской молочной отрасли.

Источник: The DairyNews

Читайте также
Рынок потребителя заставляет бизнес всегда держать руку на пульсе, быть исключительно внимательным к малейшим движениям...
Аналитик российского молочного рынка, трейдер с многолетним стажем, член Совета директоров РСПМО Александр ПОЛЯК...
В Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка в сфере питанияВ начале октября в Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.