Место,где встречаются эксперты.

В октябре в немецком Нюрнберге состоялась одна из ведущих европейских выставок индустрии микроклимата и холода Chillventa-2012. Мероприятие посетила белорусская делегация специалистов-холодильщиков. Мы попросили их прокомментировать увиденное и рассказать о своих впечатлениях.

Александр БОРОЗДИН, директор УП «Ламинар»

В этом году на выставке Chillventa-2012 наблюдались практически те же тенденции, что и на прошлой выставке два года назад. Растет объем предложений по аммиачным системам и установкам, работающим на СО2. Увеличилось также число производителей холодильного, в частности фреонового, оборудования. Усиление конкуренции на рынке теоретически должно способствовать если не снижению цены, то, по крайней мере, повышению качества продукции, увеличению сроков гарантии и улучшению обслуживания. Потребитель от этого, безусловно, только выиграет.

Беларусь серьезно отстает от Европы. Так, у нас практически не внедряются установки, работающие на СО2. Слабо внедряются тепловые насосы. Дело в том, что в Европе во главу угла ставятся сегодня энергоэффективность и сохранение окружающей среды, а деньги там — вопрос важный, но вторичный. Государство поощряет и зачастую финансирует инновации. Соответственно производители заинтересованы в том, чтобы внедрять такие системы. Установки, работающие на СО2, достаточно дороги в сравнении с другими. Наше государство, к сожалению, не способствует их приобретению, поэтому белорусские потребители и не спешат их устанавливать.

То же происходит и с тепловыми насосами. Они вырабатывают тепло из бросовых источников энергии, энергии земли, воздуха, с использованием электро­энергии. Однако эффективность использования электроэнергии в этом случае в разы выше. И, кроме того, не наносится вред окружающей среде. Поэтому европейские государства поощряют внедрение тепловых насосов. К примеру, в Чехии установлены специальные тарифы на электроэнергию, которая используется для работы тепловых насосов. Этот тариф гораздо ниже, чем на обычное потребление электроэнергии.

В Беларуси в настоящий момент обсуждается вопрос увеличения тарифов для хозяйств республики, но о внедрении тепловых насосов и установок, работающих на СО2, речь пока не идет. В принципе, этому есть объяснение. Последнее слово остается за чиновниками, а они не настолько хорошо проинформированы о преимуществах использования такого оборудования, чтобы принимать решения на государственном уровне. Поэтому, на мой взгляд, необходимо при поддержке АПИМХ создать инициативную группу, в которую вошли бы специалисты холодильной отрасли республики. Так будет легче и быстрее продвигать вопрос внедрения тепловых насосов и установок, работающих на СО2.

Сергей Гусев, директор УП «Свой выбор»

В целом по кондиционерной технике глобальных новинок на Chillventa-2012 не было. Производители кондиционерной техники расширяют модельный ряд тепловых насосов. Все больше внимания уделяется автоматизации систем вентиляции и введению различных дополнительных функций систем кондиционирования.

У наших соседей, в частности в Литве, давно активно используются тепловые насосы для обогрева коттеджей, административно-бытовых помещений и т. п. Такой агрегат универсален: его можно применять при отсутствии газа и нежелании сжигать твердое топливо. Поэтому для системы отопления и горячего водоснабжения тепловой насос — вполне приемлемый вариант.

Европейские тенденции не обходят стороной и Беларусь. Применение тепловых насосов в нашей республике ежегодно увеличивается и в промышленных масштабах, и в частном секторе. Эта тенденция связана как с программой энергосбережения, так и с программой утилизации тепла. Например, завод «Крион» планирует вводить систему отопления с применением такого оборудования.

Другой вопрос — сроки окупаемости теплового насоса. В Европе они гораздо меньше из-за высокой стоимости электроэнергии. Поэтому белорусские потребители прежде всего задаются вопросом: стоит ли так много платить за то, что нескоро себя окупит?

Все большую активность на рынке проявляют китайские и корейские производители. Стоит заметить, что качество их продукции из года в год повышается. Китайским и корейским компаниям нужно увеличивать рынки сбыта, и они свою нишу постепенно занимают. Даже если оценивать долю рынка китайских и корейских кондиционеров в Беларуси, то она составит минимум 50 %, а то и больше половины. Это во многом происходит потому, что все чаще заказчики, как государственные предприятия, так и частные лица, при выборе кондиционера склоняются к ценовому фактору. Хотя и установки брендовых европейских и японских компаний в Беларуси также востребованы.

Сергей Лоха, заместитель директора ОДО «Техрол»

Компания ОДО «Техрол» специализируется в основном на поставке коммерческого холодоснабжения. Поэтому при посещении Chillventa-2012 особое внимание обращалось на разработки и образцы соответствующих установок, практически применимые в наших условиях, в частности, на возможные пути энергосбережения и повторного использования (рекуперации) тепла.

Традиционно на выставке в этом году были широко представлены разработки крупнейших компаний Германии, Италии, Франции, Чехии, Турции, Китая и других стран. Основной лейтмотив Chillventa-2012 — тема энергосбережения и использования экологически безопасных природных хлад­агентов (на основе углеводородов, СО2). На стендах всех ведущих компаний были выставлены схемы и образцы агрегатов, работающих на СО2.

Более широко, чем в 2010-м, на этот раз были представлены средства автоматики, регулирования и контроля процессов хладоснабжения.

Сергей Чаховский, главный конструктор СООО «РефЮнитс»

В Европе в холодильной отрасли прослеживается тенденция «съеживания» рынка: активнее представлялись фирмы с малобюджетным оборудованием. В целом все больше внедряются элементы для управления холодильными технологиями (сбор и передача информации по Интернету, GSM-связи и пр.). Производители компонентов и комплектующих холодильных систем уходят из Европы в Азию (Турцию, Китай) для минимизации стоимости.

Что касается Беларуси, то экономика в нашей стране давно приучила жить разумно. Поэтому переход на малобюджетных поставщиков уже произошел. Общие тенденции развития уже имеют место в Беларуси. Потребители внедряют оборудование с «повышенным холодильным коэффициентом» за счет перехода на определенные фреоны (например, среднетемпературные системы на фреоне R134А). Потребитель соглашается с увеличенными капитальными затратами, но экономит на эксплуатационных расходах, в частности на электроэнергии, в течение всего срока службы оборудования. Приятно, что у нас появляются такие грамотные клиенты.

В рамках глобализации рынка была интересной презентация выхода на европейский рынок российской фирмы «Остров», которая начала позиционировать себя как европейская компания. Это заслуживает уважения.

Николай Литвинко, руководитель отдела продаж ОАО «Мясомолмонтаж»

Показательной тенденцией в сфере промышленного холода в этом году, как и ранее, стал ощутимый приток новых игроков на рынке. Китай всегда отличался активностью, как и в других отраслях. А вот некоторые продукты представителей из Америки, Индии, России заставляют обратить на себя более пристальное внимание.

На выставке традиционно большое внимание было уделено «зеленым» технологиям. Это в основном проявляется в более широком применении хлад­агентов из углеводородов, например пропана, изобутана. Расширяется спектр оборудования, работающего на таких хлад­агентах. Производители не только крупного промышленного холода выставляли агрегаты, работающие на углеводородах, но также и представители коммерческого холода и кондиционирования.

В нашей республике дело с внедрением углеводородов остается пока только на уровне разговоров, причем в узком кругу специалистов. Так что остается ждать более широкого внедрения новых технологий в Европе, чтобы потом они проникли и к нам.

Елена Пшеничникова, директор ООО «Аламко»

Наша компания специализируется на поставках торгового оборудования и запчастей к нему.

Тенденции в сфере торгового оборудования, которые были заметны на выставке Chillventa-2012, в основном касались энергосбережения. В частности, все более широкое распространение приобретают холодильные витрины закрытого типа. Как заявляют производители такого оборудования, при их использовании экономия электроэнергии достигает 60–70 %.

Беларусь идет в ногу со временем. Все чаще заказчики отказываются от витрин открытого типа и переходят на витрины закрытого типа.

В основном потребители устанавливают немецкое оборудование. Это и неудивительно: Германия является европейским законодателем моды в мире холода. Вместе с тем все больше появляется предложений китайской техники.