Лояльные воры торговле не помеха

Количество краж в супермаркетах за время кризиса стремительно выросло

Павел ГИНЕВ, Фонтанка.ру

Количество краж в супермаркетах за время кризиса стремительно выросло. В Петербурге милиция еженедельно фиксирует до 40 случаев воровства. Причем сами ритейлеры признают, что в милицию сдают далеко не всех пойманных с поличным. Однако торговые сети не спешат закупать современное «антиворовское» оборудование. Причин несколько, но главная — такие потери изначально заложены в цену всех товаров.

Сотрудники управления вневедомственной охраны при ГУВД Петербурга и Ленобласти за семь дней (с 22 по 28 июня) задержали 38 человек, обвиняемых в кражах из супермаркетов (при этом следует учитывать, что в холодное время года краж всегда больше, так как товар легче спрятать под одеждой). Средняя сумма похищенного составила 1500–2000 рублей, но двое воришек умудрились вынести товара почти на 5 тыс. каждый. Рекордсменами оказались сети, входящие в Х5 Retail Group («Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток»), — на их долю пришлось 12 случаев краж, то есть почти треть от общего количества. Руководство этой компании считает, что тенденция к росту числа хищений будет продолжаться вместе с кризисом. «В прошлом году во всех наших супер- и гипермаркетах было зафиксировано около миллиона случаев воровства. Судя по статистике за первые несколько месяцев текущего года, в нынешнем их будет еще больше», — заявил генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов. Ранее глава X5 Retail Group и Ассоциации компаний розничной торговли Лев Хасис утверждал, что количество магазинных краж с наступлением кризиса возросло в 2–3 раза, и призвал увеличить размер штрафов для лиц, пойманных на этом преступлении. Непродовольственные сети клептоманы также посещают, хотя и не столь активно. «За время кризиса краж стало больше примерно на 20 %», — рассказал «Фонтанке» генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов. Бороться с ними в книготорговой сети решили путем увеличения количества охранников. В среднем потери сетей от хищений составляют от 0,5 до 3,0 % годового оборота. «Менее 1 % — это очень хороший показатель, которым можно гордиться в нынешних условиях», — считает управляющий партнер издательского дома Retailer Даниил Сомов. В сети дискаунтеров «Дикси» этот показатель составляет 1,7 %. При этом в данной сети, в отличие от всех остальных, до сих пор не применяют радиочастотное оборудование (рамки на выходе из торгового зала). В компании считают, что большая часть краж совершается не покупателями, а собственными сотрудниками. «Мы разрабатываем и запускаем новую компьютеризированную систему контроля за товародвижением. Львиная часть хищений происходит на этапе «склад — магазин», и мы собираемся уделять особое внимание борьбе именно с этим явлением», — говорит руководитель отдела IR Группы компаний «Дикси» Григорий Смоленский. Кстати, начиная со следующего года ритейлеры при начислении налога на прибыль смогут относить к расходам порчу и потерю товарного вида всего ассортиментного ряда при транспортировке и продаже, включая и потери из-за хищений. Их общий предельный размер пока не определен федеральным правительством, но предположительно будет составлять от 0,5 до 1,5 %. Лояльность важнее Даниил Сомов утверждает, что кризис особо не повлиял на количество хищений со стороны продавцов и прочих сотрудников торговых залов, — от «своих» торговые сети по-прежнему страдают больше. При этом дорогие охранные системы окупают себя далеко не всегда. «Потери от воровства всегда списывались вполне официально и изначально заложены в цену товара, так что в итоге за все платят добросовестные покупатели, — рассказывает он. — Что касается современных противокражных систем, то, например, наши ритейлеры уже давно хотели внедрить системы специальных радиочастотных меток на товар. Но пока процесс идет вяло — это достаточно дорогое удовольствие». Продавцы охранного оборудования для торговых предприятий констатируют: несмотря на рост числа хищений в ритейле, продажи их продукции продолжают падать. «Возможно, это происходит из-за того, что не открываются новые супермаркеты, возможно, владельцы просто экономят, но факт остается фактом — спрос за время кризиса упал на 25–30 %», — утверждает исполнительный директор компании «Радомир» Валентин Матвеев. Некоторые эксперты указывают на то, что сети зачастую просто закрывают глаза на факты мелкого воровства, даже если обнаруживают его. Классический случай: покупатель берет целую корзину товара и (случайно или намеренно) «забывает» оплатить шоколадку или банку пива. «В таких случаях охранники, скорее всего, не станут беспокоить клиента, ведь лояльность покупателя важнее, особенно сейчас. Я знаю, что в некоторых гипермаркетах охране запрещено мешать клиентам потреблять продукты прямо в торговом зале, даже если есть подозрения, что они их потом не оплатят», — говорит Даниил Сомов.