Либерализация с горьким привкусом

Ценовую либерализацию очень ждали. Ее активно обещали с конца 2008 года. Томили ожиданием.

После долгих терзаний и мучений 14 октября 2009 года было опубликовано Постановление Министерства экономики от 19 августа 2009 года № 141 (Рег. № 8/21433 от 22.09.2009) "О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183". Почти два месяца чиновники думали: давать «зеленый свет» этому документу или нет. И даже после его опубликования Минэкономики решило назначить дату вступления постановления в силу через 15 дней. Вдруг поступит сигнал вернуть ценовой режим обратно?

Ярослав РОМАНЧУК

Постановление № 141 оставляет горький осадок.

Ценовую либерализацию очень ждали. Ее активно обещали с конца 2008 года. Томили ожиданием. Говорили о рынке. Заманивали иностранных инвесторов. Повышали градус надежд. Все это время власти, как манны небесной, ждали конца рецессии и восстановления спроса на белорусские товары. Растут складские запасы. Заводы погружаются в долги. Банки стыдливо прячут всю «грязь» на внебалансовые счета. Государство не рассчитывается за выполненные работы. Процедура покупки валюты стала похожа на получение лицензии на огнестрельное оружие: сложная, времяемкая и далеко не каждому дают. Более 300 тысяч человек работают по 2-3 дня в неделю. Бюджетников предупреждают о возможной задержке зарплаты.

В США и Европе цены падают, а у нас устойчиво растут. Оказалось, что им — ценам — все равно, кто и как их регулирует. Они, цены, отказались от навязанной им традиционной «социальной» ориентации. И росли себе, давно преодолев уровень мировых.

Сегодня лозунг «качество — европейское, цены — белорусские», значит следующее: за один и тот же телевизор, компьютер, костюм, диван, банан, яблоко, картофель или рыбу белорус платит на 30–300 % больше, чем европеец.

Антисоциальная пятидесятка

Итак, либерализация цен началась. Но не всех, не для всех и не во всех случаях. Так что радость предприятий, которые думали сэкономить на сокращении расходов на калькуляцию цен, на свободном ценообразовании, оказалась преждевременной. Не у всех магазинов есть повод для радости, а кафе и рестораны вообще оказались исключенными из потока «либерализационной щедрости» Минэкономики.

Замечательно, что отменили ограничения по торговым надбавкам в розничной торговле. Лучше — больше свободы, чем меньше. В данном случае она не распространяется на 50 товарных групп. Почему именно пятьдесят и почему именно на них, никто толком объяснить не может.

На товары из этой протекционистской импортной «пятидесятки» можно делать только 30 % надбавку. В группу ценового неблагополучия вошли все популярные у белорусов виды мяса, колбасы, яйца, молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб, рис и мука, макароны, сахар и рыба. Казусом можно считать включение в этот список бананов, апельсинов и лимонов. Оказывается, эти заморские фрукты уже стали «социально значимыми». Интересно, почему это в Польше, Литве или США они дешевле, чем у нас — и без ценового регулирования? Твердо стоят на защите своих интересов производители пельменей. Они также сумели пролоббировать ценовую дискриминацию в отношении своих иностранных конкурентов.

Ценовое раздолье сохранено за Министерством торговли. Оно будет определять список тех импортных товаров для детей, на которые ценовая надбавка ограничивается тридцатью процентами (с учетом дополнительных расходов строго по перечню).

Минэкономики думает не о потребителе, а о защите неэффективных белорусских производителей с одной стороны, и тех немногих компаниях, которые получают разрешения на импорт товаров из группы пятидесяти — с другой. Этот номенклатурный бизнес легко находит общий язык как с контролерами, так и с розничной торговлей.

Десятки тысяч исторических примеров со всех континентов однозначно доказывают, что только открытая конкуренция, свободная торговля и ответственный центральный банк (тот, который не печатает «пустые» деньги) гарантируют самые низкие цены, самый широкий ассортимент товаров и самую быструю систему исправления инвестиционных ошибок, в том числе распродажу складских запасов.

Минэкономики продолжает жить по методологии Госплана, а не по экономической теории и аксиомам здравого смысла. Поскольку товары из группы «пятидесяти» составляют до 80 % бюджета семей пенсионеров и малообеспеченных домашних хозяйств, то Минэкономики постановлением № 141 увеличило для них риски бедности. Чиновники своими руками создают монополии и олигополии, а потом удивляются, почему это в Беларуси такие высокие, постоянно растущие цены.

Сохранение ценовой дискриминации

Чиновники сохранили еще одно опасное правило при формировании цены. Речь идет о назначении импортного товара. Если компания импортирует товар для продажи юридическому лицу или ИП для его производства, то надбавка (с учетом строго определенного перечня затрат) не может превышать 30 %. Наличие разных ценовых режимов ввоза одного и того же товара сохраняет за Минэкономики право продолжать проверки предприятий на предмет ценообразования. Комитет цен Минэкономики отстоял свое право «кошмарить» бизнес проверками на предмет правильности ценообразования. Контролеры будут проверять, насколько корректно в цену включены те или иные затраты. Тот факт, что в постановлении перечислены статьи затрат, говорит о том, что настоящей либерализации цен не будет. Минэкономики пишет о порядке «определения и распределения накладных и прочих расходов», использовании метода «маржиналистского дохода». От таких словесных страшилок у бухгалтеров быстро портится настроение. Дело в том, что формирование разных затрат определяется учетной политикой самого предприятия «и отраслевыми рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)». Проверяющие правильность формирования цены наверняка будут сильно недовольны, если их рекомендации будут проигнорированы.

Таким образом, предприятиям нужно будет продолжать аккуратно вести весь бухучет, чтобы не только за описки в исчислении налогов не наказали огромным штрафом, а также за неправильную калькуляцию цены. Тот факт, что калькуляция цены остается обязательной процедурой, подтверждает смысловую пустоту ценовой либерализации по постановлению № 141. Затраты бизнеса на расчет и учет затрат, на калькуляцию можно и нужно ликвидировать одним росчерком пера.

В Постановлении № 141 много словоблудия, которое сохраняет жесткое регулирование цен на очень многие товары и услуги. Как показала практика, «рекомендации» по повышению цен, обязательные для исполнения всеми коммерческими организациями, могут принимать исполкомы. В нашей стране телефонного права такая порочная практика должна искореняться не документом Минэкономики, а указом президента и практикой немедленного увольнения тех чиновников, которые практикуют рассылку «рекомендаций» в виде телефонограмм или распоряжений.

Либерализация по-настоящему

Указ о настоящей, а не суррогатной либерализации цен был бы очень кратким и четким. Его примерный текст звучал бы так:

«Пункт 1. С 15 октября 2009 г. коммерческие организации и индивидуальные предприниматели формируют цены на все товары (услуги, работы), включая импортные — кроме указанных в пункте 3 — на всех сегментах рынка в свободном режиме, исходя из собственного представления о конъюнктуре рынка».

Пункт 2. Органы государственного управления не имеют права вмешиваться в процесс ценообразований предприятий, требовать обоснования цен или устанавливать дискриминационные ценовые режимы в зависимости от страны происхождения товара или его назначения.

Пункт 3. Цены на товары (услуги) инфраструктурных компаний-монополистов (энергетика, транспорт, водоснабжение, тепло, телекоммуникация) устанавливаются Советом Министров на основе анализа затрат, проведенного независимой аудиторской компанией».

Такой документ понятен любому человеку, даже со средним образованием. К нему нужно было бы принять еще один указ «О свободной конкуренции и торговле». Этот документ ликвидировал бы все препятствия внутри страны на свободное перемещение товаров. Он бы четко установил перечень монополистов (те же инфраструктурные мероприятия) и разделил бы коммерцию и госуправление. Каждый госслужащий при приеме на работу был бы обязан поддерживать конкуренцию и не принимать решений, которые бы ее ограничивали.

Постановление Минэкономики № 141 — это всего лишь мысль в нужном направлении, в сторону свободных цен. Белорусский бизнес опять продолжают дурить имитацией либерализации. На самом деле, перед нами пример ценовой либерализации: вместо свежего вкусного мяса или качественного сервелата белорусскому бизнесу подкинули низкопробную ливерку.