Куда шла наша розница? Подведение итогов года

Беседа "Продукт.BY" с международным экспертом по мерчандайзингу Екатериной Богачевой.

Возможно, интервью носит излишне субъективный характер. Но в этом и есть, как нам кажется, его прелесть. Объективных оценок с разнообразных трибун нам к концу года пришлось услышать достаточно много. Александр НОВИКОВ

— Катя, что тебя как международного эксперта зацепило в развитии белорусской розницы в 2010 году?

— В этом году розница и внешне, и просто по количеству магазинов у торговых сетей в том же Минске начала приближаться к российским городам-миллионникам. Это то, чего мы ожидали все эти годы. И вот дождались…

Я не понял, хорошо это или плохо?

— Трудно сказать. Если бы она приблизилась к американской или европейской концепции — тут бы никто не раздумывал. Но к российской… Это совсем другое дело. Сегодня оказываются успешными розничные магазины, в которых буквально нечего купить. Это те, что представляют четко выверенный список ассортиментных топ-товаров. Без излишеств. У них все хорошо и с доходностью, и с оборачиваемостью. Но у них никогда не будет товарооборота свыше 3000 долларов c метра в месяц. В общем, звезд с неба не хватают и не пытаются. И это меня не радует. Таких магазинов, в которых вы можете купить кое-что, а не всю корзинку на любой вкус, в той же Америке нет. Там или маленький магазинчик со свежей готовой едой: заскочил — перекусил. Или купил все, что надо для дома на сегодняшний день или два. А уж если надо все и дешево, да побольше — то добро пожаловать в гипермаркет. У нас еще такого четкого форматирования не произошло. То же самое и с технологиями, которые все никак до нас не дойдут. И это вопрос не к предпринимателям, а к нашим санитарным нормам.

— Как повлияют сугубо политические моменты (допустим, охлаждение отношений с Россией) на соответствующие процессы в белорусском ритейле в следующем году?

— Никак. И в следующие годы не повлияют тоже. Беларусь для россиян останется удобной дешевой страной для покупки той же недвижимости. У нас квартира в столице стоит в три раза дешевле, чем в городе с населением в 100 000 человек в Краснодарском крае. Так что влиять на стоимость недвижимости на белорусском рынке (в том числе и коммерческой, не исключая и арендной платы) россияне будут. Но не более того. — Белорусский дискаунтер — что это такое и чем он отличается от соответствующего формата на Западе, Востоке (короче, в странах, которые ты хорошо знаешь: Литве, Украине, России и т. д.). И вообще, чем наши основные форматы в торговле уникальны по сравнению с «ихними»?

— Наши дискаунтеры по сравнению с прошлым годом никак не изменились. Это по-прежнему не дискаунтеры, а магазины с плохим ассортиментом и чуть более низкой наценкой. Дискаунтер — весьма ограниченный формат, имеющий очень узкий ассортимент. Вплоть до одной единицы товара на 1 метр квадратный. Как правило, это товар, которым запасаются, так как часто используют. А скоропортящейся продукции в настоящих дискаунтерах нет. Вот, например, Wallmart в США (все еще лучший и успешнейший ритейлер на планете Земля) в своем ассортименте практически совсем не имеет нормальных продуктов. Только консервы, напитки, чипсы. Никакого мяса, колбас, фруктов, молока, хлеба и так далее… И что самое интересное. Многие белорусские ритейлеры ссылаются на опыт этой сети, совершенно не зная о том, что в таких магазинах есть мебель, одежда, ткани, бытовая техника, краски и строительно-ремонтные товары, даже золото и бриллианты, но там нет хлеба, молока и мяса. И это в США — пример нормального гипермаркета-дискаунтера. С другой стороны, в Германии есть процветающая сеть дискаунтеров ALDI, которая стала для меня открытием года. То, что в таких форматах совершенно не продаются брендовые товары, я слышала и знала. Но чтобы все доходило до такой степени — я никогда не предполагала. В магазине ALDI нет ни кофе «Якобс», ни зубной пасты «Колгейт», ни порошка «Ариэль». Но чем тогда привлекателен дискаунтер для западных граждан, спросите вы. Конечно, ценами. Больше — ничем. Ведь настоящие бренды денег стоят. Сколько на них наценку не снижай, они по определению дороже малораскрученных аналогов. Поэтому смысла иметь их в дискаунтере просто нет. — А можно цифры какие-то озвучить?

— Пожалуйста. Давайте проанализируем покупки, которые я сделала в этом магазине ALDI вместе с мужем:

  1. 8 коробок разных конфет по цене 1,5 евро
  2. молотый кофе неизвестной марки за 1 евро
  3. жидкость для мытья стекол за 1 евро
  4. коробку одноразовых перчаток (200 штук) за 2 евро
  5. ручной кусторез на аккумуляторе за 20 евро
  6. хамон в вакуумной упаковке 2 килограмма за 25 евро
  7. 4 упаковки (по 500 граммов) свежей клубники по 1 евро
  8. привод для гаражных ворот с пультом на ворота до 300 кг — 90 евро.

Единственное, о чем мы пожалели, вернувшись на родину, стало вот что: почему ж мы не скупили там весь магазин? МЫ БЫЛИ ПОТРЯСЕНЫ КАЧЕСТВОМ ТОВАРА. Давно я не сталкивалась с таким качественным товаром вообще!!! Если бы мы владели информацией, то покупки делали бы ящиками, а не в единичном экземпляре. А из-за того, что товар был неизвестным и не брендовым, все взяли «на пробу». Клянусь, я уже лет 10 не встречала жидкости для мытья стекол, которая действительно не оставляет разводов. Хамон был такого же вкуса, как у нас. Правда, он стоит по 120 долларов за килограмм. Конфеты на вкус и вид оказались как самые что ни на есть элитные… Только тогда мы осознали, что такое дискаунтер по-немецки.

— Что бы ты посоветовала хозяевам, которые сейчас все еще думают о том, чтобы продать свой торговый бизнес иностранцам? Хотя вопрос можно поставить так: остались ли такие хозяева в Беларуси сегодня.

— Конечно, российские крупные производители продолжают нуждаться в новых рынках сбыта, в новых регионах. И порой единственным вариантом для проникновения на рынок является наличие собственной розницы. Поэтому интерес у россиян к нашей розничной торговле не иссякнет. И дело не только в этом. Я уже как-то давно писала об огромной разнице в товарооборотах между Россией и Беларусью, так как она составляет в России около 800 долларов c метра квадратного в месяц (в хороших объектах), а в Беларуси около 3000 долларов — в тех же хороших объектах. Это объясняется ненасыщенностью торговыми площадями и разным подходом к ассортименту в Беларуси и России.

Что нужно для создания белорусской ассоциации розничной торговли и нужна ли такая структура нам?

— А зачем? То, чего действительно не хватает нашей рознице — заграничных поездок, которые может запросто организовывать торгово-промышленная палата. И даже организовывает. Второе, что очень нужно — конкурсы между коллективами магазинов. Они уже много лет проводятся в России. Например, конкурс кассиров. Такие состязания учат быстро и качественно обслуживать покупателей. Во всяком случае, мне так кажется.

Полную версию материала читайте в декабрьском № 24 (59) журнала "Продукт.BY.