Куда бы нам еще пойти?

В Минске состоялся семинар «Автоматизация предприятий торговой сферы в современных условиях»

28 октября 2009 года в конференц-зале Президиума Национальной академии наук Беларуси состоялся семинар «Автоматизация предприятий торговой сферы в современных условиях».

Александр БЕЛОВ

Организаторами его выступили Министерство торговли Республики Беларусь, Государственное предприятие «Центр систем идентификации» и Научно-технологическая ассоциация «Инфорпарк». Партнером мероприятия стало НТ ООО «ЛюксСофт». Семинар ориентирован на руководителей и специалистов торговых предприятий, ИТ-компаний и организаций ИТ-сферы, преподавателей и студентов старших курсов профильных вузов.

На нем, в частности, был представлен опыт внедрения и применения автоматизированных систем управления предприятий торговой сферы, освещены актуальные вопросы использования и развития системы штриховой идентификации товаров в Республике Беларусь.

Программа семинара позволит специалистам ознакомиться с концепциями и практикой автоматизации предприятий торговли на базе комплексов программ «LS Trade» и «Ветразь», в том числе автоматизации управленческих функций торгового предприятия, а также представит концепцию принципиально новой объектно-ориентированной платформы «LS Fusion». Это в теории. А на практике все выглядит так.

Справочная информация

Национальная система автоматической идентификации товаров и маркировки продукции штрих-кодами ГС1 Беларуси создана по стандартам и методикам международной системы GS1 (Global System 1). И все было хорошо вплоть до прошлого года.

Но в 2008 году Евросоюз ввел дополнительные требования, предусматривающие возможность электронного отслеживания (трассировки) производства и поставок широкой номенклатуры пищевых продуктов, кормов, игрушек, текстильных изделий, электробытовых приборов и мебели, а также их компонентов. И система идентификации, действующая в Беларуси, потребовала усовершенствования.

С одной стороны, это означало создание межведомственной распределительной системы «Банк электронных паспортов товаров», с другой — радикальное усовершенствование приемов нанесения маркировки на продукцию.

Внутренняя полемика

Собственно, на семинаре всячески пытались убедить торговлю, что завтра будет усложняться маркировка, что если торговое предприятие не имеет своего электронного идентификационного кода, то оно никому не известно… А если не имеет доступа к депозитарию штриховых кодов, то не обладает должной информацией о том, кто чего произвел и поставил на белорусский рынок.

Мы полагаем, подобные проблемы касаются крупнотоннажной белорусской торговли. Но поскольку она у нас в основном имеет российские, литовские и прочие корни, то проблемы автоматизации таких магазинов и поставщиков на их полки часто решаются как раз на другом уровне.

Да, электронные паспорта товаров — это будущее белорусской торговли. Но в настоящем данная задача должна решаться белорусскими производителями, оптовиками. Вот когда они все это дело осознают и пропустят через себя, наступит время средних и мелких белорусских торговых предприятий.

Вот от имени директора одной средней белорусской сети магазинов мы и построим дальнейший рассказ

Богатые и бедные. Рекомендации от директора успешной мелкой сети

Каждый из нас может считать себя богатым и свободным лишь в том случае, если имеет достаточно широкий выбор пресловутых материальных благ. Допустим, в фильме «Белое солнце пустыни» таможенник Верещагин ел черную икру и очень страдал: ну не было у него свободы выбора… Плохо и то, что ее у него слишком много оказалось, и то, что поменять ее было не на что.

Решением проблем такого рода тысячелетиями подряд занята торговля. И ничего нового здесь придумать невозможно. Задача решается предельно четко: обеспечить членам общества максимально широкий ассортимент доступных товаров (в первую очередь тех, которые имеют наибольший спрос). При этом качество услуг должно соответствовать времени. С прицелом на то, чтобы завтра иметь возможность предоставить товары и услуги в еще более широком ассортименте, с максимальным качеством.

Из всего вышесказанного следует один вывод: при достижении определенного материального уровня людям становится совершенно не безразлично: будет ли для них в ближайшем магазине молоко сугубо местного молокозавода, «запаянное» в упаковку типа «Привет из 60-х», либо на полках окажется в ассортименте современная продукция (например, от того же «Савушкиного продукта»).

При отсутствии выбора люди будут считать себя ущемленными, и часть негативной реакции автоматически перенесется на магазин. И никакая экономичная целесообразность, состоящая в поддержке местного маслозавода, не отменит этой ущемленности. Когда люди теряют свободу выбора, магазины теряют деньги.

Из этого «оригинального постулата» вытекает основная задача ассортиментной политики каждого магазина: иметь в бесперебойной продаже максимальное количество товаров, пользующихся высоким спросом. Здесь допустимы даже перебои для отдельных групп товаров (при наличии аналогов-заменителей) и отсутствие в продаже той продукции, которая, строго говоря, товаром не является (спрос находится на уровне плинтуса).

Размер спроса на товар напрямую связан с доходом от продажи (хотя, как известно, наценки бывают разные). Не нужно забывать про то, как влияют продажи одного товара на реализацию другого, третьего и т. д. Подсчитать и проанализировать все это дело не так просто

Тем не менее, у реального магазина, подобно любому коммерческому объекту, стоит одна задача: обеспечить долгосрочную положительную разницу между доходами и расходами.

Понятно, насколько важна работа в части увеличения доходов и одновременном снижении издержек. Какие современные подходы наиболее эффективны при решении этих задач?

Один очень опытный директор магазина как-то доверительно сказал мне: «Чтобы постоянно улучшать свою торговлю, я ничего не придумываю сам — мне все подсказывают покупатели».

По-современному это сейчас называется изучением рынка. Появились новые инструменты, работают предприятия, которые под ваш заказ составят отчет о том, каков реальный объем рынка именно для вашего магазина, оценят перспективы для развития, подскажут ваши слабые места, незанятые рыночные ниши. Можете это все делать и сами. Но не делать этого сегодня уже нельзя.

Инструментарий известен. Это в первую очередь:

*мерчандайзинг — использование психологических особенностей покупателей с целью увеличения продаж. Эффективен, прежде всего, для магазинов самообслуживания.

*технологии управления ассортиментом. Основные применяемые методики: АВС-анализ, XYZ-анализ и совмещенный АВС-XYZ-анализ.

*логистика — оптимизация издержек транспортных, складских, трудовых ресурсов и т. д.

Это все важные инструменты, но самое главное для нас — повышение производительности труда. Это основной источник увеличения прибыли и снижения удельных затрат.

На наиболее продвинутых предприятиях весь торговый процесс «расписан» с помощью строго выстроенных в сеть регламентов, что позволяет торговлю оптимизировать и поднять на более высокий качественный уровень.

А при чем же здесь автоматизация, спросите вы меня, какая тогда от нее польза?

Сейчас разберемся.

Асфальтовый аргумент

В одной книге я прочитал такое определение: «Автоматизация — это асфальтирование дороги, ведущей к коровнику. Гонять скотину вроде бы удобнее, но надои от этого не увеличиваются. Вот если бы скотину начать возить на машинах…»

Все очевидно. Автоматизация — еще один инструмент, который в умелых руках и при соответствующих мозгах способен увеличить производительность труда, создать качественно новые условия для принятия важных решений. А они в свою очередь позволят улучшить, например, управление ассортиментом.

Путь к внедрению автоматизации, по моему мнению, у каждого магазина должен быть свой. Необходимо всегда помнить вот какую штуку: наша жизнь и все экономические процессы в ней состоят из двух частей. В первую очередь — предсказуемых, подчиняющихся научному описанию законов. Но никто не отменял непредсказуемой, эмоциональной составляющей части нашего «бытия». (Кстати, и первую и вторую половину мы знаем весьма поверхностно, не так ли?).

Компьютерные программы — лишь скромная попытка смоделировать предсказуемую часть экономических процессов. Использовать в работе их можно лишь в той мере, в какой они реально улучшают результат на конкретном предприятии.

В то же время никто не отменял одной прописной истины: кто отстает в овладении самыми современными инструментами в экономике, тот безнадежно теряет в конкурентоспособности. Поэтому использовать преимущества автоматизации — важнейшая задача любого предприятия, и не только торгового.

Какие реальные преимущества от внедрения автоматизации может получить магазин? Вот основной, прочувствованный нами на своей шкуре список:

1. Компьютеризация бухучета повышает производительность работников бухгалтерии минимум в 2-3 раза, что позволяет сокращать штат в 2-3 раза, иметь оперативный и на порядок более точный бухучет. Все это чрезвычайно благотворно сказывается на работе товароведов.

2. Ведение учета продаж по штрих-кодам при некотором повышении трудоемкости учетных операций позволяет получить следующие преимущества:

— повышение производительности в узлах расчета — почти в 2 раза;

— уменьшение очередей;

— снижение ошибок кассиров.

3. Уменьшение трудоемкости предпродажной подготовки (отпадает необходимость в маркировке товара) дает возможность сократить персонал в торговом зале на 10-20 %.

4. Внедрение количественного компьютерного учета товаров в магазине создает условия для уменьшения недостач (за счет оперативного выявления того, что пропало).

5. В магазине появляется оперативная информация о движении товара, в том числе о его продажах. Это создает условия для системного управления ассортиментом магазина, внедрения технологий, способных поддержать решения товароведов.

6. Налицо реальная возможность построения системы управления ассортиментом сетей магазинов — переброски товаров внутри сети, что может привести к снижению торговых остатков при увеличении выручки.

Это — основные преимущества. Они могут быть и не реализованы при отсутствии соответствующих навыков…

А ведь автоматизация — вещь не дешевая, техника достаточно сложная, требующая персонала очень высокого уровня. И тут вопрос товарища Черномырдина «А где возьмешь?» становится актуальным. Где сегодня в том же райцентре взять специалистов по работе с определенными программами? Как известно, техника в руках индейцев — металлолом. Так что перед тем, как ставить и внедрять модные системы автоматизации, решите вопрос: кто с этим делом будет работать и обслуживать его.

На мой взгляд, нужно внедрять простое, недорогое оборудование, удобные, но производительные программы.

У нас все это «железо» работает, и пока я столкнулся с двумя глобальными проблемами после внедрения автоматизации на предприятии: читаемость штрих-кодов от наших госпредприятий.

Есть еще старая тема невозможности объединения в сети (когда из магазинов одного райпо нельзя передавать товар в магазины другого райпо). Но плюсов в любом случае больше.

Рекомендации по внедрению автоматизации:

1. Эволюционный, но при этом быстрый путь внедрения автоматизации:

— автоматизация учета, прежде всего бухгалтерского;

— автоматизация продаж;

— внедрение автоматизированных систем поддержки принятия решений.

2. Берегите тот груз, который можете поднять. Грубо говоря, у вас должны быть соответствующие кадры под конкретную систему, и затраты не должны ставить магазин на грань банкротства.

3. Привлекайте специалистов консалтинговых фирм для комплексного решения вопросов на предприятии.

4. Главным инициатором и руководителем процессов изменения в организации (автоматизации в том числе) должен стать директор. Если он устранится от решения данных вопросов, предприятие ждет неминуемый финансовый крах.

5. Тщательно проверяйте приобретаемые компьютерные программы на предмет производительности внесения данных (по отношению к другим программам). В идеальных программах при введении накладных мышка должна отдыхать, вся работа должна вестись с клавиатуры. Требуйте от разработчиков устранения всего, что вам не удобно в программах (или того, что кажется трудоемким и громоздким).

Вот и все.