Кризис кризисом, а пончики - по расписанию: о премиальном сегменте розницы

Премиальные супермаркеты растут за счет фруктов, алкоголя и кулинарии.

Кризисные реалии не смогли помешать премиальному сегменту розничной торговли продолжать свой неспешный задумчивый рост. Аналитики предрекали смерть магазинам высокой ценовой категории, однако обеспеченные граждане не смогли изменить своих пристрастий к кулинарии, фруктам и алкоголю, сообщает RBC Daily.

Выручка «Азбуки вкуса» в 2009 году выросла на 9%, и составила 12,2 млрд рублей с учетом НДС. Трафик при этом не упал. Напротив, если сравнивать 2008 и 2009 годы, заметен рост примерно на 2-3%, рассказал РБК daily пресс-секретарь торговой сети Андрей Голубков. По его словам, средний чек в 2009 году превысил 1300 руб. Всего «Азбука вкуса» развивает на сегодняшний день 26 магазинов в столице.

«Есть несколько теорий, почему выручка, несмотря на кризисную обстановку, продолжала расти, – разъясняет г-н Голубков. – Во-первых, вернулись покупатели, которые поначалу испугались кризиса, а затем поняли, что все не так страшно. Во-вторых, увеличились продажи в отделе «Кулинария» с готовыми продуктами. Многие стали отказываться от ресторанов в пользу домашней пищи». Кроме того, по словам Андрея Голубкова, продажи увеличились благодаря новой службе доставки: «У нас стали покупать те люди, которым было неудобно приезжать в наши магазины».

По словам гендиректора «Глобус Гурмэ» Андрея Яковлева, в 2009 году выручка сети в рублевом выражении выросла на 7%, а трафик упал лишь на несколько процентов. Средний чек составил 2500 руб. Топ-менеджер утверждает, что мелкие чеки ушли: «Особенно это заметно на тех объектах, где есть офисное окружение. Раньше работники заходили к нам за салатиком и булочкой». Самые топовые товары, по мнению г-на Яковлева, – кулинария, на долю которой приходится больше 30% в обороте сети, а также фрукты и алкогольная продукция. Компания имеет шесть магазинов в Москве и один в Санкт-Петербурге.

Неплохую динамику показали магазины «Седьмого континента» формата «пять звезд», говорит пресс-секретарь компании Влада Баранова. По данным сети, рост трафика в декабре 2009 года к декабрю 2008 года составил более 25%. Выручка за декабрь 2009 года выросла на 10%. «Сложившийся миф о том, что магазины такого уровня – дань моде или демонстрация статуса, давно развеян. Вопрос не в доходах, а в выработавшейся за последние годы потребности в достойном уровне обслуживания, в привычке не ограничивать себя в выборе», – уверена г-жа Баранова. «Отказать сегодня потребителю в этом решительно невозможно», – подчеркивает она. «Седьмой континент» развивает 31 магазин формата «пять звезд».

Чистая розничная выручка сети «Перекресток» в 2009 году выросла на 9% и составила 73,1 млрд руб. (включая чистые продажи 57 приобретенных магазинов «Патэрсон»), говорит руководитель по связям с общественностью Х5 Retail Group Максим Трапезников. На конец 2009 года функционировало 275 «Перекрестков», из них всего лишь пять – премиум-сегмента «Зеленый перекресток». Покупательский трафик в супермаркетах снизился на 4%.

«Многие крупные операторы премиум-сегмента смогли избежать драматических последствий кризиса, применяя разнообразные маркетинговые приемы, а в некоторых случаях и корректируя линейку представленной продукции», – объясняет стратегию ритейлеров руководитель группы потребительских товаров и услуг BDO в России Елена Хромова.