Козье молоко — перспективный бизнес на вкусном и полезном

Исключительно полезный, широко известный продукт, потребление которого растет во всем мире, — что еще нужно для успешного бизнеса? Если речь о козьем молоке, — сломать стереотип о том, что оно хоть и полезное, но невкусное. А еще найти постоянный сбыт с приемлемой рентабельностью и взаимовыгодные формы сотрудничества с крупными молочными заводами.

О перспективах козоводства в Беларуси рассказывает глава фермерского хозяйства «ДАК» Дмитрий КРЫЛОВ. У него за спиной полтора десятка лет практики, изучение опыта коллег по всему миру, а кроме этого — большая любовь к своему делу и уникальному природному продукту.

Козье молоко — это вкусно!

Если удастся донести простую истину до потребителей, это может изменить рыночные перспективы целого направления молочного бизнеса. С этого и нужно начинать, считает собеседник.

«Производство и потребление козьего молока увеличиваются и, судя по динамике последних лет, рост будет продолжаться и в Беларуси, и в глобальном масштабе. Между тем сегодня в нашей стране на козье молоко приходится менее 0,3 % всего молочного рынка. И даже с учетом объемов, производимых на частных подворьях, по которым нет статистики, доля козьих продуктов на полках и в рационе белорусов останется ничтожной. В Европе козье молоко занимает около 3,5 % в составе потребления», — рассказывает фермер.

Чем еще примечателен этот рынок? Он, по словам Дмитрия Крылова, незнакомый, причем как для производителей, так и для потребителей. Его окружает целый ареол мифов, начиная с того, что главного древнегреческого бога Зевса вскормила своим молоком коза Амалфея. И хотя история продукта исчисляется тысячелетиями, люди не вполне понимают, что такое на самом деле козье молоко. Все знают, что оно очень полезно, но воспринимают его как невкусное лекарство. Хотя многие никогда и не попробовали. Однако, победив предубеждение, открывают его для себя, жалеют, что не сделали этого раньше.

«Рассказывать о самом продукте, его замечательных свойствах можно очень долго, но главное — козье молоко ближе всего по составу к человеческому. Если искать альтернативу грудному вскармливанию — ничего лучшего не найти. Жировые клетки в десять раз мельче, чем в коровьем, они легко усваиваются, немедленно направляясь на восстановление клеточных мембран, структура белков позволяет им легко встраиваться в организм человека», — дает разъяснения Дмитрий Крылов.

Эксклюзивность определяет цену

Итак, рынок активно развивается, а продукт имеет долгую историю и хорошую репутацию полезного для здоровья. Однако вывод о том, что это очень благоприятный для новых игроков рынок, отнюдь не очевиден. В Беларуси всего два производителя перерабатывают козье молоко в промышленных объемах — ОАО  «Беллакт» и ФХ «ДАК». Последнее занимается козами около 15 лет. И это, рассказывает глава хозяйства, были полтора десятка лет поисков, изучения международного опыта, открытий, ошибок и экспериментов (не всегда удачных, часто очень дорого стоивших). Однако и по сей день в Беларуси нет широкой практики промышленного козоводства, много вопросов, которые по-прежнему решаются методом проб и ошибок. Стадо не развито, как и сырьевая база, научной поддержки нет, налицо проблемы с механизацией.

Но и в странах, где эти проблемы решены, козье молоко дороже коровьего. Это — объективная реальность. Коза ест в четыре раза меньше коровы, при этом ее продуктивность меньше примерно в десять раз. Нужно подоить десять коз, чтобы получить такой же объем молока, как от одной коровы, а это, естественно, — более затратно и трудоемко. Уже по таким объективным причинам козье молоко обходится производителю примерно в два раза дороже коровьего.

«Можно с уверенностью сказать, что при нынешнем положении дел для Беларуси экономически обоснованной является цена один доллар за литр сырого молока. Она покрывает затраты на производство, позволяет вкладывать в развитие, восстановление основных фондов и включает небольшую прибыль.

Если обобщить данные о ценах, можно сказать, что на большинстве зарубежных рынков литр козьего молока стоит от 70 до 78 евроцентов. Доля заработной платы персонала, затрат на механизацию и корма выше, но есть государственные дотации, так что существенной разницы нет. И козьи продукты там тоже дороже коровьих», — констатирует фермер.

Бизнес-схемы для переработки

На Западе козье молоко перерабатывают крупные предприятия и сами фермеры. Сыродельческие заводы, например, производят миксовые сыры и другие продукты из смеси козьего и коровьего молока. Отдельные предприятия сконцентрированы исключительно на переработке козьего молока. Варианты есть.

Однако подходы к проблеме организации переработки в разных регионах мира существенно отличаются. В Европе производители так же, как и у нас, в значительной степени зависят от переработчиков. Последние часто предъявляют довольно жесткие требования к сырью, ведут агрессивную ценовую политику. Поэтому многие фермеры налаживают собственное производство в соответствии со специальным законодательством. В Швеции, Нидерландах, Германии, Литве, Латвии создать небольшой цех непосредственно при козьей ферме совсем несложно. А торговля фермерской продукцией разрешена в магазинах.

Другой и, как показывает практика козоводов Новой Зеландии, более эффективный вариант организации переработки — крупные кооперативные заводы. Они являются собственностью 10–15 козоводческих хозяйств, в каждом из которых по 200–500 голов. Такое предприятие может перерабатывать 10–15 тонн молока в сутки. Интересно, что это некоммерческая организация. Затраты на производство минимизированы и включают только зарплату персонала, амортизацию оборудования, затраты на обновление фондов. Прибыль распределяется между дольщиками пропорционально их вкладу.

Результат: Новая Зеландия — крупнейший поставщик в ту же Европу и на другие рынки адаптированных смесей для детского питания известной марки на основе козьего молока. Цена 15–20 евро за банку не останавливает любящих родителей. В отсутствие альтернативы продукт пользуется устойчивым спросом.  

По единым стандартам

«В Беларуси молокоперерабатывающие предприятия настроены на большой поток дешевого коровьего молока. Козье — априори другой продукт. Подходить к козьему и коровьему молоку нужно принципиально по-разному. Выходя на рынок в 2004 году, мы понимали, что отечественного козьего молока на нем нет, а импортное очень дорого. Следовательно, заводы будут заинтересованы в поставках ценного сырья. Однако за 15 лет мы так и не увидели с их стороны движения навстречу», — отмечает Дмитрий Крылов.

Причины очевидны: малый по сравнению с коровьим и общей мощностью предприятия объем сырья, требующий закупки соответствующего оборудования, специфическая технология, особые потребительские свойства, а значит — совершенно другая продажа. Со всем этим надо работать, вкладывать деньги и силы. Но зачем, если можно без проблем зарабатывать на переработке привычного коровьего молока?

Интерес ОАО «Беллакт» к козьей теме связан с давнишним намерением организовать производство из козьего молока качественного детского питания. И предприятие, не торопясь, продвигается к этой цели. Сырье для переработки поставляют несколько небольших региональных производителей.

«Для нас сотрудничество с крупным переработчиком оказалось невыгодным, поэтому было принято решение организовать собственную переработку. Сегодня мы продолжаем развивать производство, хотя небольшому предприятию Беларуси работать довольно сложно. Законодательство не делает различий между большим заводом и маленьким цехом. Многочисленные лабораторные исследования продукта, избыточный ветеринарный контроль, сертификация в соответствии с нормативными требованиями — все это дополнительные затраты, отнюдь не способствующие снижению себестоимости. К сожалению, у нас нет отдельной нормативной базы для мелких переработчиков. С аналогичными трудностями сталкиваются любые мелкие производители продуктов питания в Беларуси. Мы приспосабливаемся, работаем в предложенных условиях», — рассказывает фермер.

Рынок энтузиастов

Нужно ли рынку козье молоко? Ответ, безусловно, положительный. Любой новый продукт дает импульс к развитию. Разнообразие, потребительский выбор, новые производственные и торговые форматы становятся результатом такого движения.

Это, конечно, нелегкий путь. Но козоводством занимаются исключительно влюбленные в это дело и преданные ему люди. Такие способны преодолеть многие трудности.

Источник: Produkt.by