Конкурс «Лучший вкус»: дегустация и маркетинг — производителю

Качественные и натуральные продукты питания — предмет особой гордости белорусских производителей. Однако в сегодняшних реалиях недостаточно просто выпустить хороший продукт, нужно еще и выгодно его реализовать.

Что реально сделали белорусы для усиления экспорта своего продовольствия? Ответ на этот вопрос искал конкурс-дегустация «Лучший вкус» на крупнейшей продовольственной выставке Восточной Европы «Продэкспо» в Москве.

Организаторы конкурса проводили дегустации отечественных продуктов, награждали победителей и беседовали с покупателями, выявляли их потребности, брали на заметку претензии к производителям. По сути, конкурс «Лучший вкус» становится не только возможностью выбрать из лучших продуктов самые достойные, но и каналом обратной связи между производителями и непосредственными покупателями, которые рублем голосуют за успех или неудачу товара. Результатом таких маркетинговых исследований «на передовой» стали отзывы о белорусских продуктах, а также рекомендации к производителям: что стоит поменять в стиле работы, чтобы получить лояльность конечного потребителя.

Виктор САЛАМАТИН, начальник отдела управления продажами ООО «Торговый дом «Царицыно», Ставропольский край:

«За время действия эмбарго белорусский товар завоевал свою нишу на российском рынке. Это и сырный, и мясной сегмент, а также текстиль. Позиции белорусских товаров сейчас настолько крепки, что вряд ли они пошатнутся с отменой европейских санкций. Удар, конечно, будет, но ощутимого сдвига не произойдет, потому что ваш товар качественный и он завоевал любовь покупателей. Конечно, если рассматривать качество белорусского пармезана, то оно не дотягивает до традиционного итальянского. Белорусский сыр называется «пармезан», есть какое-то приблизительное сравнение, однако и цена другая — в три раза меньше. Мы работаем с этими сырами, потому что потребитель у нас разный: и тот, кому нужен экономсегмент, и тот, кто готов платить за премиум. Когда вернутся настоящие пармезан и маасдам, они не подвинут белорусский, потому что ваш сыр доступен по цене, а сейчас средний потребитель в России очень реагирует на это, на падающем рынке такая тенденция все набирает обороты.

Мы работаем с белорусским маслом и сырами, и сейчас нас очень беспокоит ситуация с сырами из Берёзы. Их очень любит наш потребитель, но месяца три назад они ушли с рынка. В результате сейчас этот сыр попадает к потребителю через левые схемы, и это очень лихорадит нас как честных работников и участников рынка. Мы свои схемы не можем продвигать дальше ввиду отсутствия продукта, поэтому теряем свои объемы и наши доходы страдают».

Андрей НАЖИГАНОВ, генеральный директор локальной торговой сети «Лебединка», Нижегородская область:

«Я сторонник того, чтобы мы давали возможность находить на полках качественные натуральные продукты. Сейчас прошло то время, когда люди даже с низкой покупательской способностью выбирают самые дешевые товары. Они думают, что покупают, и лучше возьмут меньше, но адекватного качества. Белорусских производителей оценивать можно исходя из голосования покупателей своим рублем. На выставках ярмарочного типа я наблюдаю возле белорусских палаток длинные очереди. Производители зарекомендовали себя неплохо: их продукция пользуется спросом. Наша задача — дать людям то, что они хотят, но есть большой вопрос к белорусским производителям. Помимо производства хорошего товара, нужно еще и обеспечить его продвижение в дальние регионы! Я не могу привезти хороший белорусский товар, потому что логистика может оказаться дороже, чем сам продукт, поэтому предложил бы производителям вместе кооперироваться и создавать логистические сети, белорусские логистические центры. Сейчас идет смешение продукции через дистрибьюторов, но я считаю, что следует «держать марку», продвигать белорусские товары вместе. Ведь каждой отдельной торговой сети сложно думать о том, как завезти, скажем, сыр, но если производитель сам привезет фуру сыра, то региональные сети его с радостью разберут. Такие дегустации помогают найти достойный товар. Думаю, ритейлерам можно было бы создать специальный фонд, чтобы сторонняя организация проводила независимые дегустации и объективно оценивала результат. Ведь в современных реалиях, когда есть много рекламных схем, в том числе и в Интернете, сложно ориентироваться в продукции и выбирать самую достойную, а не максимально разрекламированную».

Михаил Макаровский заместитель директора ООО «Башкирский продукт», Челябинская область:

«Попробовал ваше мороженое: классное! Мы в свое время начинали с мороженого, потом купили базу и начали заниматься мясом, так как спрос на это лакомство не круглогодичный. С точки зрения логистики — дорого. Есть определенная группа товаров, например, мясо утки, индейки, которые у белорусов нас интересуют, но пока не устраивает политика ценообразования. Чаще всего наблюдается ситуация, когда цены не соответствуют товару, они сильно завышены. И лишь тогда, когда товар в Беларуси становится ненужным, — опускаются до адекватного значения».

Дмитрий Востриков, директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз»:

«Российский народ считает, что в Беларуси больше порядка, сильнее контроль качества, выше нормативы, а вкусовые качества — стабильнее. Играет свою роль и ностальгия по Советскому Союзу, поэтому белорусские продукты любят и ценят: достаточно пройтись по любому городу-миллионнику и посмотреть, сколько магазинов с белорусскими товарами вокруг. Найти точку с товарами другой бывшей советской республики проблематично: только-только начали появляться «Товары из Армении», но здесь речь идет о какой-то экзотике скорее, о нишевом продукте. Беларусь же представляет не национальную кухню, а товары доверия. Такой тренд действительно есть, и белорусские товары брендированы в России. В современных условиях — в условиях санкций и контрсанкций — Беларусь играет роль «пропускного клапана». Когда определенный товар попадает под санкции, но он не должен уходить с рынка, есть небольшая возможность ввезти партию товара через Беларусь — и покупатель не видит серьезного дефицита. В этом плане белорусский производитель не нарушает нынешних законов, если продукт подвергается некой обработке, даже простой переупаковке либо фасовке, поэтому сотрудничество выгодно для обеих сторон».

Андрей Гордиенко, индивидуальный предприниматель, Казахстан:

«Белорусские товары хороши по качеству, но обходятся дороже тех же украинских. И это несмотря на то, что товары оттуда доставляются паромом, что само по себе затратно, а потом неделю стоят на растаможке. Последняя партия украинских товаров, например, шла в Казахстан 50 дней. Несмотря на все эти трудности, продукты из Украины обходятся дешевле белорусских. Нужно работать над логистикой».

Дмитрий Кузнецов, директор по развитию консалтинговой компании Real Mаnagerment (Москва, Россия):

«Один из способов повышения эффективности и снижения затрат — это выпуск продукции под своей торговой маркой. Как поднять продажи? Если производить только сырье, то будут низкие рентабельности и низкие наценки. Важно производить готовый продукт. И покупатель — будь то сети или оптовик — увидит поставщиков, которые продают не просто мясо, просто молоко, а бренд».