Вы здесь

Кому жить хорошо?

Актуальное интервью на тему торгового оборудования

Директор компании «Трейд-Лайн-Дизайн» Сергей БУРКО известен своим умением просто и емко говорить о серьезных и просто неподъемных материях.

В этом я в очередной раз убедился в ходе интервью для нашего издания.

— Сергей Владимирович, можно ли сказать, что рынок торгового оборудования на сегодняшний момент поделен, жестко сегментирован и непокобелим, в смысле, непоколебим?

— Нет. Как показывает опыт двадцати последних лет, рынок дышит и двигается, он постоянно мимикрирует и изменяется. При этом некоторые недавние явные лидеры ушли в тень. А некоторые, что называется, изменили вектор развития. К примеру, «Сервиспищеторг» сосредоточен сегодня на производстве собственного оборудования и его экспорте... А вот на ниве комплексной поставки в Беларусь оборудования для общепита его нишу частично заняли другие компании.

— Кто за последний год вас лично из партнеров или конкурентов удивил либо разочаровал?

— Приятно удивляют и даже радуют те же фирмы, что и раньше. Занятые производством «Сервиспищеторг» и «Арлекс» в первую очередь. О разочарованиях говорить не хотелось бы.

— А как вы думаете, скажется ли борьба с импортом, в очередной раз инициированная в июне, на рынке торгового оборудования?

— Ни в коем случае. Наш сектор сильно интегрирован в поистине планетарные стратегии производителей. Плюс возросшие требования к уровню качества торгового оборудования в Беларуси не позволят нам сползти к «средневековью» или натуральному хозяйству.

— Правильно ли я понял, что чемпионат мира по хоккею в Минске подтолкнул рынок, а сейчас на нем снова наступило угнетающее затишье, как бывало не так давно в том же Витебске после окончания «Славянского базара»?

— Нет. Прошедший «хакейны фэст» дал серьезный положительный импульс для нашей отрасли и, пожалуй, для всей торговли. Кроме шуток. Мы не уронили свое лицо в мае и, полагаю, никому не захочется опускать планку ниже, чем сейчас. Инвестиционная среда тоже вроде не изменилась. Во всяком случае, количество башенных кранов в Минске визуально не уменьшилось.

— Чего вы лично ждете от горячего лета и второй половины 2014 года?

— Не поверите, нормальной и плодотворной работы… Как и в прошедшем полугодии, да и в конце 2013-го тоже.

— Вопрос в сторону. Кадровые вопросы на вашем рынке. Как они решаются сегодня? Было бы интересно послушать рекомендации от человека, «съевшего на этом собаку».

— В начале прошлого года резкий рост заработной платы вызвал истерию на нашем рынке. Масса рабочих и других специалистов ушли в другие секторы, где заработная плата была выше. Это вызвало много изменений.

— Каких?

— Приходилось уменьшать штаты, реструктуризировать подразделения. В итоге конец 2013-го ознаменовался банкротством ряда фирм нашего профиля. Они не выдержали повального увеличения издержек, роста зарплат и банального демпинга на рынке. Однако сегодня этот кризис сработал в плюс работодателям, сохранившим свои коллективы, пусть и в несколько усеченном виде. Большой спрос и уменьшившееся предложение в конце 2013 года сработали на увеличение цен на продукцию и услуги в нынешнем году. Это внесло определенную стабилизацию в вопросах экономических; тот же рост зарплат стал более прогнозируемым. Да что тут теоретизировать. Например, в нашей компании в начале 2013-го среди рабочих текучесть достигала 25–30 %. Но уже с осени прошлого года и по сей день не уволился никто.

— Сергей, пару лет назад вы говорили о том, что поставщикам на рынке торгового оборудования выжить практически нереально, и поэтому нужно свое производство. Не поменялось ли это мнение?

— Немного поменялось, но лишь немного. Сильные, богатые, структурированные компании в Беларуси почти все заняты производством. Чистые посредники есть, и некоторые из них живут вроде бы неплохо. Но разве ж это жизнь? Это же постоянная война — с клиентами и конкурентами, с финансовыми, валютными и кредитными рынками. Им, регулярно вцепляющимся друг другу в глотку, не позавидуешь.

— Кому сегодня выживать на рынке, близком к торговле, легче: большим или маленьким? Речь не только про поставщиков и производителей оборудования, но и про торговлю как таковую...

— Как показывает жизнь, всем хватает места на рынке и под солнцем. Слава богу, пессимистические прогнозы, и лично ваши в том числе, не сбываются. Посмотрите: ни приход иностранных инвесторов, ни развитие сетей не убили мелкой торговли и рынков. Если что-то и меняется, то лишь на благо покупателям. Признайте, ведь общий ландшафт белорусской торговли стал лучше и, надеюсь, будет улучшаться дальше. В том числе благодаря и нашей работе. Ну, а вообще, наша торговля лихо догоняет хорошие зарубежные стандарты. И уже достаточно много в Беларуси заведений, которыми мы все можем по праву гордиться. Как сказано, а?.. (смеется. — Авт.).

Александр НОВИКОВ

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by


*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.