«Коммунарка» новая.

2013 год для кондитерской отрасли Беларуси крайне важен.

На ведущие предприятия, «Коммунарку» и «Спартак», пришли новые руководители. Изменились схемы поставок и дистрибуция как внутри страны, так и за ее пределами. Были заявлены всевозможные изменения, в том числе в части работы с торговлей.

«Что мы имеем на выходе?», — вот вопрос.

Александр БЕЛОВ

Мирослав Гай (фото)

О том, как «эпоху перемен» переживает СОАО «Коммунарка», согласился рассказать (и показать) генеральный директор предприятия Иван ДАНЧЕНКО.

Он провел нас по новым цехам. Но не стал скрывать и устаревшего оборудования, и имеющихся проблем.

Как нам кажется, получился вполне объективный деловой репортаж. Впрочем, не нам судить.

Карамельно-помадная сага

С учетом того, что торговля в последнее время жаловалась на низкую востребованность карамели от «Коммунарки», было принято решение предельно сократить ассортимент и оставить то, что продается: «Дюшес», «Барбарис», «Молочную», несколько видов фруктовых карамелек.

Увеличен выпуск ходовой умельченной продукции.

В ближайших планах — выпуск своей умягченной карамели (типа «Пчелок»). Плюс будет вестись кропотливая работа над новыми формой и упаковкой.

Кстати, совсем недавно карамельный цех был сердцем и кошельком «Коммунарки». В 1990 году, вспоминают старожилы, здесь ежесуточно выпускалось 60 тонн продукции, которую с руками отрывали в России. То же было с помадными сортами конфет. Но время изменилось, вкусы тоже. В общем, «мы не успели оглянуться, а уже отстали».

И сегодня новому директору приходится радикально менять ассортиментную политику. «Помадные сорта в жировой глазури типа «Осенних» уйдут, — констатирует И. Данченко. — Останутся буквально несколько старых позиций: «Цитрон», «Черноморские», «Черемушки»…

Вместо старых помадок появятся умельченные «Тоффи», желейные конфеты. Чтобы это получилось как надо, в этом цеху ведется капитальный ремонт варочного оборудования. Фотокорреспондента нашего туда не пустили. Наверное, правильно. Всему свое время.

Еще одной неписанной нормой обновляемой «Коммунарки», помимо внедрения в жизнь современных производственных и упаковочных линий, стал бережный подход к линиям старым. Вот, к примеру, линия по производству куполообразных конфет.

Да, ей, как и женщине в зрелом возрасте, нужно уделять больше внимания. Но результат это дает. К тому же на старых линиях вполне можно делать красивые и востребованные конфеты.

И, конечно, никто не заменит заботливые руки наших замечательных женщин.

Ставка на неожиданность

Для того чтобы эта ставка сыграла, делается все необходимое.

Мы в декабре 2012 года писали об успешном запуске линии по выпуску вафельных сортов конфет (типа «Красной шапочки»). В ближайшее время на этой линии планируется освоить выпуск «Минских» вафелек и оригинальных (вафельных опять же) тортов.

Сегодня заканчивается наладка линии по производству суфлейных конфет (типа «птичье молоко»). На ней уже выпускается продукция под новым брендом — LUARTE. Мы получим конфеты «суфле-желе» с самыми разными вкусами и начинками.

Начиная с мая 2013-го, торговлю ждет много приятных сюрпризов.

О новых отношениях с торговлей

«Коммунарка» незаслуженно обижала, злила розницу, — сетует генеральный директор предприятия. — В начале и середине 2012 года отсрочки по платежам для самых серьезных клиентов не превышали 10 дней, скидки были минимальные, да и ассортимент продукции высшего сорта явно хромал».

Сейчас большое внимание будет уделяться именно партнерским отношениям и соглашениям, а не просто юридическим договорам. Можно сказать и так: «Коммунарка» будет целенаправленно инвестировать деньги в рост продаж, ставя перед собой задачи продвижения своей продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Послание к сетям

Каждый месяц 100 единиц нового оборудования «Коммунарка» поставляет в торговлю на сумму 300–400 млн рублей. Это — первое.

Кроме того, «Коммунарка» предлагает отсрочку по платежам на уровне 30–40 дней. Скидка составляет 15 % при больших объемах реализации. Наконец, введено в оборот новое понятие: финансовая скидка. Условно все выглядит так: торговый партнер реализовал в апреле продукции «Коммунарки» на 2 млрд рублей. В следующем месяце он может «недоплатить» предприятию 5 % от реализации.

В России подобная стратегия называется ретро-бонусом и успешно работает. А мы чем хуже-то?

Итак, «Коммунарка» в 2013 году переходит к активным продажам, что уже многие заметили. И тот же «Евроопт» уже в апреле «выбирает» 200 тонн «коммунаровской» продукции.

Как говорил классик несколько по иному поводу, «его пример — другим наука».

Белкоопсоюз и его интерес

И. Данченко отмечает также, что вверенное ему предприятие начинает активно работать в районах с предприятиями Белкоопсоюза по схеме транзита.

Суть. «Коммунарка» берет на себя вопросы доставки полного ассортимента в районные центры и крупные населенные пункты страны, размещения на распределительных складах, коммуникации. Ну, и определенные риски тоже.

«Наши отделы прямых продаж по 40 человек будут оперативно действовать во всех белорусских регионах, — уверяет руководитель фабрики. — Такая работа уже организована в Минской и Гродненской областях».

С базами Минторга также планируется вести активную взаимовыгодную работу.

О роли государства и рекламы

«Не нужно иронизировать по поводу того, что в марте – апреле государство помогло кондитерам разгрузить склады, — говорит Данченко. — Своих производителей нужно поддерживать сегодня, чтобы не пришлось кормить чужих завтра. Такова общемировая практика».

«Коммунарка» также намерена не только оперировать понятиями «легендарный производитель», «флагман отрасли», «безоговорочный лидер»…

О новой продукции, оригинальной упаковке и подлинных традициях «Коммунарки» будут напоминать бигборды, установленные буквально по всей стране. Сейчас там активно рекламируется двухсотграммовый и стограммовый шоколад «Любимая Аленка».

И результаты видны. За неполный апрель было реализовано 83 тонны шоколада «Любимая Аленка» вместо стандартных 40.

Кстати, на рекламу в СМИ «Коммунарка» с начала 2013 года ежемесячно тратит порядка 400 млн рублей. Вот эта цифра нам особенно нравится и внушает веру в успешность завтрашнего дня.

Что пришлось поменять?

До этого времени мы много говорили о том, что будет нового, не упоминая, что для достижения этой цели пришлось переломить.

«Полностью изменена система закупок, — констатирует Иван Иванович. — Созданы тендерные комиссии, покупаем сырье через биржу, абсолютно прозрачно. Для «Коммунарки» тонна какао-бобов с учетом всех затрат на фрахты, трейдеров и т. д. стоит сегодня 2600 долларов. Очень хорошая цена».

Или еще один факт. Только на одну упаковку в результате «редукционного понижения» закупочных цен затраты в 2013 году планируется снизить на 15 млрд рублей.

Кроме того, у фабрики, как известно, поменялись дистрибуторы. Вместо «Белкондитера» в России будет работать Белорусская сахарная компания. Предполагается, что по объемам поставок на этот рынок уже в мае – июне удастся выйти на уровень прошлого года. Работа перестраивается на ходу. Но уже сейчас появились серьезные дилеры в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных регионах.

Восстановились поставки в Азербайджан, Казахстан, увеличились в 2 раза отгрузки в Германию.

«С американской компанией «Десли» мы пока не можем найти общий язык, — пожимает плечами Данченко. — Прибыль должна быть обеспечена хотя бы на уровне 3–5 %. Благодаря имеющимся на этом рынке (Канада, США) партнерам отгружаем туда продукцию по тем ценам, которые выгодны нам».

В то же время есть основания предполагать, что эти трения между «Коммунаркой», с одной стороны, и бывшим инвестором — с другой, рано или поздно сойдут на нет. На этом рынке должно находиться место для созидания всем людям, умеющим работать. Это уже наша точка зрения.

Признание ошибок

Когда-то «Коммунарка» рванула за объемами. Сейчас приходится осознавать, что этот путь — тупиковый.

Ассортимент предприятия до недавнего времени насчитывал 330 наименований. По информации И. Данченко, в ближайшее время он будет доведен до 130. Предпочтение отдадут позициям, которые лучше всего продаются и приносят максимальную прибыль. Казалось бы, ничего экстраординарного. Но для того чтобы прийти к таким выводам, понадобились воля и умение доказать правильность своего пути.

Модернизация как таковая

В данный момент на «Коммунарке» наблюдается «предынвестиционный период». Объясним кратко, как это понимать.

Во-первых, получены разрешения на строительство и проектирование новых объектов. Выбирается оборудование с учетом площадей и предлагаемых через тендеры цен.

Во-вторых, будет корректироваться складская логистика. В частности, на имеющихся площадях «Коммунарки» планируется построить современный склад. А вместо нынешнего склада № 1 на территории фабрики в будущем будет размещена новая шоколадная линия.

Также проведены конкурсы на поставку новых шоколадных линий, заверточных машин.

Серьезные средства инвестируются в закупку оборудования по переработке какао-бобов, так называемых «коншей» и «пятивалок». Использование современного технологического оборудования позволяет придать особый вкус и качество шоколаду и конфетам.

Деньги

Что характерно, эти ходы не несут за собой какой-то штурмовщины и авантюризма. Все просчитано и обосновано.

Деньги на модернизацию и продвижение есть. Вот лишь несколько фактов и цифр:

город недавно внес на счет СОАО 25 млрд рублей — эти средства пойдут на совершенствование логистики;

по иностранной кредитной линии заключен кредитный договор под 6,69 % годовых на поставку уже упомянутых «коншей»;

взят кредит на 8 млрд рублей в отечественном банке, но это абсолютно подъемный заем.

Достаточно сказать, что в белорусской торговле по состоянию на середину апреля в товарном эквиваленте находилось 92 млрд рублей «Коммунарки». Плюс на 23 млн российских руб­лей реализуется продукции за пределами страны. Эти деньги вернутся в ближайшее время. Наконец, имеются накопления на депозитных счетах, как рублевых, так и валютных.

Вот на этой позитивной ноте нам бы хотелось завершить свой репортаж.

Объемы производства

В первом квартале 2013 года наблюдался спад.

Во втором запланирована стабилизация.

По итогам текущего года запланирован рост на уровне 110 % в натуральном выражении.

Отгрузки на внутренний рынок

Во втором квартале «Коммунарка» собирается выйти на уровень 114 % к уровню прошлого года. Это будет обеспечено, в том числе, благодаря работе двух новых линий в двухсменном режиме. С сентября – октября их можно будет выводить на круглосуточный режим. Новый год, знаете ли.