Комментарий. Зерна науки не спешат лечь в борозду

Конвейер передачи достижений аграрной науки в практику действует неэффективно.

Сегодня как никогда очевидно, что развитие сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности страны в решающей степени зависит от научно-технического прогресса в отрасли. На счету ученых-аграрников много открытий и предложений, однако конвейер передачи достижений аграрной науки в производственную практику действует неэффективно. Об этом шел разговор на состоявшейся 10 февраля встрече председателя Совета Федерации Сергея Миронова с членами Российской академии сельскохозяйственных наук, сообщают Крестьянские Ведомости.

Надо отметить, что встреча проходила накануне проведения очередного годичного собрания в Россельхозакадемии, на котором традиционно рассматриваются итоги и перспективы работы научных коллективов. Констатировав этот факт, главный сенатор страны попросил собравшихся в данном случае большее внимание обращать не на достижения, а на трудности и недостатки.

Напомнив о том, что в последнее время сельское хозяйство – в отличие от других секторов народного хозяйства – сохраняет, пусть и скромный, но все же потенциал роста производства, Сергей Миронов отметил, что экономические показатели отрасли в целом не улучшаются. Речь идет и о сохраняющемся диспаритете цен в товарообмене между городом и селом, о физическом и моральном старении производственных фондов, о низком уровне социальной сферы на селе, о дефиците квалифицированных кадров. Из 25 тысяч сельхозпредприятий на современном научно-техническом уровне работает порядка 1%. А ближайшее заседание Совета по АПК при главе Совета Федерации будет посвящено рассмотрению вопросов научно-технологического обеспечения агропромышленного комплекса.

Видимо обо всем этом глава Совета Федерации говорил с расчетом, чтобы дискуссия в подобной аудитории не свелась, как часто бывает, к претензиям на недостаточное финансирование сельского хозяйства страны. Потому-то подчеркивалась роль активизации самих ученых в ускорении научно-технического прогресса на производстве. А возможности аграрной науки достаточно весомы. В настоящее время в системе Россельхозакадемии сосредоточен основной научный потенциал агропромышленного комплекса России. Научно-производственный комплекс Академии представлен обширной экспериментально-опытной базой, в состав которой входят свыше 300 научных организаций, опытно-производственных хозяйств и экспериментально-промышленных предприятий.

Несмотря на трудности, системе Россельхозакадемии удалось сохранить основные направления исследований и научные школы, приумножить свой потенциал и добиться новых открытий в области генетики, селекции, биотехнологий, сказал Сергей Миронов. Вместе с тем он отметил недостаточную связь науки с практикой аграрного бизнеса, связи аграриев с отраслевыми подразделениями академии слабы. Наука должна получить информационную открытость, стать ближе к земле, нужна более тесная связь аграрных вузов и научно-исследовательских учреждений, отметил Сергей Миронов.

Состоявшаяся на встрече дискуссия не была свободна от элементов самоотчета. Вместе с тем внимание было уделено нерешенным вопросам. Так, президент Россельхозакадемии Геннадий Романенко предложил ускорить рассмотрение статуса академии так, как это сделано, например, на Украине. Он также считает неправильным, что на подразделения академии, производящие высококачественные семена и племенных животных, не распространены действующие положения о соответствующих льготах. Сложен порядок компенсаций институтам за взимаемый на местах земельный налог.

Геннадий Романенко обратил внимание и на тот факт, что в этом году из проекта пятилетнего плана приоритетных направлений развития науки, подготовленного к утверждению Президентом РФ, исчез пункт 7 – «технологии развития АПК». В прошлые годы этот пункт работал, и достаточно эффективно, заметил президент РАСХН, именно по этой программе было получено около полумиллиарда рублей на закупку научными институтами современного оборудования, которое выпускается только за рубежом. «Теперь на технологическое развитие АПК выделение средств не предусмотрено, что, по сути, означает отсутствие заинтересованности государства в модернизации сельского хозяйства», – констатировал президент Россельхозакадемии. Обращение с просьбой разобраться в этой ситуации он передал главе Совета Федерации.

О больших возможностях лучшего использования научного потенциала АПК говорил статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства России Александр Петриков. Страна отстает от развитых стран в 8 – 10 по производительности труда в сельском хозяйстве, и ВТО же время продолжает импортировать не только продукты, но и современные технологии для АПК. На экспорте в этом направлении за три года не заработано ни копейки И это несмотря на то, что по наличию ученых в расчете, как говорится, «на душу населения» мы не уступаем, а то превосходим другие страны.

Научные заделы по всем направлениям аграрном науки у нас достаточно велики и сопоставимы с мировым уровнем. Но растет разрыв между потенциалом и эффективностью его использования, констатировал представитель Минсельхоза. Мешает недостаточная лабораторная оснащенность наших научных учреждений, налицо старение кадров, разная инициативность в работе. Не совпадает структура спроса со стороны бизнеса и государства и структура научных заделов.

Для изменения сложившейся ситуации недостаточно лишь укрепления статуса академии. Сейчас необходима разработка долгосрочного прогноза научно-технического развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей на период до 2030 года, считает Александр Петриков. В рамках этого прогноза нужно произвести оценку перспектив позиционирования российской продукции на мировых рынках, определить ее конкурентоспособность по ключевым отраслям. Далее надо оценить перспективы технологической модернизации отрасли с учетом будущего тех или иных секторов. В результате может быть составлен список приоритетных научно-технологических проектов в АПК, который должен лечь в основу плана работы Россельхозакадемии.

Александр Петриков отметил также, что по уровню финансирования российское сельское хозяйство намного отстает от мирового уровня. Да и по выделению средств на одного исследователя РАСХН намного уступает другим академиям. В то же время, по его мнению, в бюджете Россельхозакадемии большую долю должно занять финансирование прикладных разработок.

Нужны также меры по материальному стимулированию молодых кадров науки. Должен быть план стажировок в научно-исследовательских организациях, выявление перспективных молодых ученых и предоставление им благоприятных условий для работы.

Статс-секретарь предложил создать при каждом научном учреждении сельскохозяйственное общество для коммерциализации результатов НИОКР через институт частно-государственного партнерства. Бизнесу, вкладывающему средства в опытные научные разработки, предоставлять налоговые преференции. Также возможен вариант финансовой бюджетной поддержки. Кроме того, объективной необходимостью является повышение уровня финансирования деятельности ученых в сфере АПК, и установление более тесных связей аграрных вузов и отраслевых научных институтов.

Выступившие в прениях ученые говорили о необходимости совершенствования законодательства в области технического перевооружения села, семеноводства, совершенствования земельного оборота. Много проблем и в области материального стимулирования труда ученых, нахождений деловых связей сельскохозяйственных вузов и научно-исследовательских коллективов. Впрочем, о большинстве высказанных на встрече проблем приходится слышать не раз. Но к лучшему ситуация меняется очень медленно.