Вы здесь

Кассы нон-грата

В связи с введением нового порядка регистрации кассового оборудования с начала года в Беларуси практически остановились его продажи.

Эта тема обсуждалась на конференции «Автоматизация торговых предприятий: теория, практика, современные тенденции», состоявшейся 26 февраля в Минске. О новом порядке регистрации оборудования рассказал исполнительный директор Ассоциации производителей, поставщиков, организаций сервисного обслуживания «Кассовые суммирующие аппараты, компьютерные системы и торгово-технологическое оборудование» Владимир ПОПЛАВСКИЙ. Также он ответил на вопросы присутствующих.

В 2012 году постановлением Правительства Республики Беларусь и Национального банка от 1 марта 2012 года № 198/6 были внесены изменения в базовые нормативные документы, регулирующие использование кассового оборудования и прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Что же изменилось? Во-первых, теперь в обращение можно выпускать только кассовые аппараты, соответствующие требованиям действующих стандартов. А какая была ситуация до того? Требования к кассовому оборудованию регулируют 12 стандартов. После изменения стандартов в госреестре появлялось кассовое оборудование, которое соответствовало последним стандартам, но при этом из реестра не исключалось оборудование, которое было туда включено по предыдущей версии стандартов. Разумеется, новые нормы приводили к удорожанию оборудования и, по мнению поставщиков, в результате этой ситуации на рынке появилась нездоровая конкуренция.

Поэтому Правительством и Национальным банком было принято решение, что продаваться должно только то, что соответствует последним требованиям стандартов. Однако за исключением того оборудования, которое находится в установленном порядке в использовании у субъектов предпринимательской деятельности. Был установлен срок введения этих требований — с 1 января 2013 года. Таким образом, все поставщики с этого момента должны поставлять только то, что получило заключение экспертизы на соответствие последним изменениям стандартов. Госстандарту отводилось три месяца, чтобы привести все нормативные документы в соответствие с требованиями постановления. Сами же стандарты на протяжении всего года постоянно изменялись.

В декабре никаких разъяснений от Госстандарта еще не было и поставщики заволновались: зарегистрирует ли инспекция МНС в 2013 году кассовое оборудование, купленное в 2012 году? Никто не мог однозначно дать ответ. Поэтому наша ассоциация написала в начале декабря два письма в соответствующие органы. И 22 декабря Госстандарт выдал свои разъяснения по вступлению в силу некоторых нормативных документов, в которых говорилось, что все кассовое оборудование с 1 января должно выпускаться в обращение при подтверждении соответствия действующим стандартам. Использование такого кассового оборудования эта норма не затрагивает. То есть кассовое оборудование, не соответствующее требованиям стандартов, можно использовать до окончания срока нахождения этого кассового оборудования в реестре — то есть 11 лет.

Также стало известно, что перечень кассового оборудования, который не соответствует требованиям стандарта, будет публиковаться, и при покупке все должны руководствоваться этим перечнем. К сожалению, за девять месяцев, прошедших с момента принятия постановления, родился только перечень, в котором отмечалось, что для сферы торговли и услуг с 1 января фактически ничего нельзя продавать. Использовать можно, а выпускать в обращение — нет. К примеру, из 50 автономных портативных касс выпускать в обращение с 1 января можно было только две модели. Штраф за реализацию оборудования, входящего в перечень, установлен в размере объема поставленной продукции.

Почему поставщики и производители тянули с включением своих касс в реестр? Потому что стандарты постоянно совершенствовались и уточнялись. Вы знаете, что с 1 января 2013 года вступила в силу норма Налогового кодекса, в соответствии с которой иностранные граждане могут возмещать сумму НДС. Чтобы вступить в систему TAX FREЕ, необходимо менять торговое оборудование. Минторг и МНС долго решали, как эта норма должна отразиться в стандартах и что нужно печатать на чеке, чтобы иностранный гражданин мог получить свое возмещение НДС. И только по одному этому вопросу за это время было два изменения. Сперва МНС приняло за основу один принцип, но нам удалось его убедить, что необходимо сделать европейскую форму отражения налога в чеке.

Поэтому на протяжении двух последних месяцев продажи фактически остановились. Недавно госреестр пополнился десятком моделей кассового оборудования.

Каковы сроки использования оборудования?

Этот срок составляет 11 лет нахождения в госреестре и 6 лет использования с даты первой регистрации. Постановлением Совмина и Нацбанка в конце 2012 года эта норма была еще раз скорректирована и приостановлена до 1 июля 2013 года. То есть, по сути, введен мораторий на применение данной нормы. Однако затем было принято решение о продлении моратория по 1 октября 2015 года.

Зачем нужно было трогать фискальный регистратор? Ведь во всем мире идея фискального регистратора в том и состоит, чтобы отрезать программное обеспечение. Ведь это на несколько шагов назад отбрасывает автоматизацию торговых предприятий.

Если фискальный регистратор — это касса, то он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к другому кассовому оборудованию. А значит, хранить у себя всю информацию в виде отчетов. По такому пути пошли в Украине. Там фискальный регистратор расчетных операций хранит все отчеты по кассовому оборудованию. Если бы наши разработчики ПО сделали то же самое, тогда бы не возникло проблем. Фискальный регистратор считался бы типом кассового оборудования.

Правильно ли я понимаю: если с компьютера я хочу подать какую-либо вспомогательную информацию на кассу, чтобы облегчить работу кассира, это будет законно?

Приведу пример, как в свое время в России разобрались с ситуацией, когда кассы использовались в качестве фискального принтера. Там запретили режим работы кассы, когда она подключается к компьютеру, всю информацию перекачивают на кассу и просто распечатывают. Если кассир работает на компьютере, то он должен быть составной частью кассы. У нас тоже этот вопрос поднимался, но налоговые органы не пошли на запрет такого режима. Поэтому пока этот вопрос открыт.

Если эту кассу можно использовать, потому что она соответствует всем требованиям стандартов, то какая разница, есть при ней компьютер или его нет? Ведь сама касса соответствует всем требованиям.

Если все отчеты хранятся в кассе и никакая информация не скрыта, то такой режим, в принципе, может быть использован. Идея этой нормы заключается в следующем. Все те суммы, которые печатает фискальный регистратор, он сохраняет у себя в памяти, а отчет по проданным товарам можно взять из компьютера. Но, допустим, компьютер сломался, и все данные по проданным товарам безвозвратно пропали. Поэтому было решено: касса должна иметь отчет по товарам. Если сломается касса, там есть контрольная лента.

МНС вообще планирует ввести онлайн-мониторинг кассового оборудования. Если эта идея будет реализована, то изменятся и требования к кассовому оборудованию. Идея передачи информации с касс на какой-то, условно говоря, налоговый сервер пришла к нам не с Востока, а с Запада. Потому что мошенничество на кассовом оборудовании процветает везде. И там такой способ начали внедрять. Этот способ, например, был использован в Азербайджане, где государство обеспечивало таким кассовым оборудованием торговые предприятия бесплатно. Но онлайн-мониторинг не подразумевает, что будет контролироваться каждый ваш чек. Режим мониторинга может быть, например, в течение часа в любое время, и вы даже знать не будете, когда вас мониторят. Это своего рода психологическая нагрузка на пользователя, который не должен ничего скрывать.

Существуют проводные и беспроводные каналы передачи данных, у нас на вендинговом оборудовании используются только беспроводные. Они, разумеется, дороже, не говоря уж о том, что сигнал всегда можно заглушить. Так что даже при проведении онлайн-мониторинга нет гарантии, что цель будет достигнута. Как говорится, голь на выдумку хитра.

С 2013 года фискальные регистраторы и кассы, которые не соответствуют госреестру, поставщики кассового оборудования продавать не могут. Юрлицо, не являющееся таким поставщиком, ранее закупило себе такое оборудование, поставило его на учет в налоговой инспекции и использовало, но в результате оптимизации некоторое количество компьютерных кассовых систем ему стало не нужно. Может ли оно продать их другому юрлицу и сможет ли покупатель поставить его на учет?

Вторичное движение кассового оборудования, не соответствующего стандартам, не запрещено. Инспекции должны зарегистрировать любое оборудование, включенное в госреестр. Это их обязанность. А вот если это оборудование находится в перечне несоответствующего стандартам, инспекция должна информировать об этом факте Министерство по налогам и сборам. Оно, в свою очередь, будет принимать решение о направлении материалов этого дела в Гос­контроль. Только он имеет право возбуждать административные дела по этим нарушениям. Поэтому, если вы приобрели оборудование до 1 января 2013 года и налоговая его не регистрирует, вы имеете право обжаловать ее действия.

Уже известны факты, что одна налоговая инспекция такое оборудование регистрирует, а другая не регистрирует только потому, что оборудование содержится в перечне, хотя было приобретено в 2012 году. Инспектор не имеет права даже спрашивать, когда вы приобрели оборудование. Вот когда он увидит, что оно выпущено в 2013 году, то обязан об этом факте сообщить МНС.

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.