Какой вам сыр?

31 тысячу тонн сыра покупает отечественный потребитель в год. Пообщавшись с покупателями и продавцами, журнал «Продукт. BY» узнал, какой сыр нужен сегодня белорусу.

Согласно статистическим данным, в сравнении с 2015 годом белорусы стали покупать сыров на 4,6 % меньше, при этом доля отечественных производителей на рынке по-прежнему высока — 95 %. Наиболее популярны у покупателей твердые и полутвердые сыры — около 90 % от всего объема потребления. Продукты этой категории и было решено взять за образец для исследования.

Основные тенденции

По оценкам продавцов рынка, снижение реальных доходов населения сделало свое дело: сегодня для многих покупателей решающим показателем при выборе сыра является его цена. «Покупают сыры гораздо меньше, чем в предыдущие годы, — отметила продавец Комаровского рынка Надежда. — И выбирают дольше, и хотят платить меньше».

В среднем каждый третий покупатель приобретает акционный сыр по 8,30 рубля за килограмм. По этой цене на прилавках можно найти сыры «Российский» и «Сливочный», производимые в Воложине, а также вариант российского сыра от Берёзовского сыродельного комбината, «Сметанковый» от гродненских сыроделов. Немного дороже стоят сыры «Костромской» из Берёзы (9,24 рубля) и «Пружанский» (9,60); они тоже пользуются повышенным спросом.

Еще одним любопытным наблюдением поделились продавцы Комаровки. Так, по их мнению, кризис существенно повлиял и на объемы покупок сыра. «Если раньше у меня брали в среднем по 500 граммов, то сегодня — 200–300. Бывают и такие, кто просит отрезать лишь 100 граммов сыра», — рассказала продавец Елена.

Ценители вкуса

Вместе с тем заметна и другая тенденция: 95 % опрошенных покупателей на Комаровском рынке сказали, что выбирают сыр по вкусовым предпочтениям. Даже те, кто покупает продукт со скидкой по акции. Так, многие покупатели, по словам продавцов, постоянно берут именно кобринские сыры. Это «Маасдам» (м. д. ж. 45 %) с приятным сладким послевкусием по 14,50 рубля за килограмм, классический «Тильзитер» по 11,50 рубля, а также изысканный «Черный граф» из топленого молока по 12,50 рубля, «Никольский» по 11,50 рубля. Цена в данном случае — не преграда к покупке, важен вкус любимого сыра.

Достойную конкуренцию сыроделам из Кобрина составляют сыры производства Пружан и Берёзы. Так, сыр «Вечерний Амстердам» Пружанского молочного комбината — один из лидеров по числу покупок, выделяется ярким вкусом. В среднем на рынке продукт стоит 12,56 рубля. Также популярен у белорусов и эксклюзив Пружан — «Армель» с пажитником (м. д. ж. 50 %). «С удовольствием берут и белорусские «пармезаны» — тот же «Вечерний Амстердам»; «Знатный», производимый в Холопеничах; «Пармезан» (м. д. ж. 45 %) из Высокого», — отмечают тенденцию продавцы Комаровки.

Для запекания потребители выбирают сыры «Пиццерио» и «Купеческий» Берёзовского сыродельного комбината. По словам продавцов рынка, постоянно берут сыры «Королевский» из топленого молока и «Маасдам» Новогрудского сыродельного комбината, «Пармезан» (м. д. ж. 45 %) из Верхнедвинска, а также «Радзивилл» из Берёзы. Как дань здоровому образу жизни, многие покупатели сегодня интересуются сырами с низкой жирностью — покупают «Полесский» (м. д. ж. 30 %) Берёзовского сыродельного комбината и «Лёгкий» (м. д. ж. 30 %) от «Савушкина продукта».

Акционный ценник привлекателен

Для чистоты эксперимента, помимо рынка, мы заглянули в несколько магазинов различных розничных сетей — «Соседи», Preston и BIGZZ. В одном из них продавец поделилась мнением: «Лучше всего продаются акционные сыры, примерно рублей по восемь за килограмм — их разбирают всегда. Но быстрее других продается сыр «Российский», даже если он не по акции».

В ходе наблюдения, проведенного в торговом зале гипермаркета, опросили 76 респондентов, а также были зафиксированы результаты по 104 потребителям. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: решающими факторами для покупателя сегодня являются цена и бренд производителя. Так, недорогой сыр выбрали 37 % респондентов, а для 21 % покупателей решающим аргументом в пользу сыра стал логотип проверенного производителя на упаковке.

Результаты анализа показали, что сыр, помеченный акционным ценником, положили в корзину 59,6 % покупателей. Охотно берут посетители магазина и расфасованные в упаковку сыры.

Причины, по которым выбирают твердый/полутвердый сыр (по результатам опроса)

Таким образом, выводы из наших наблюдений следующие:

  • для покупателей важна акция; большинство начинают с поиска акционного товара, а дальше анализируют по другим критериям;
  • если выбор большой, то потребитель берет весовой сыр охотнее, чем упакованный;
  • покупатели ищут знакомое название, к новым относятся осторожно;
  • при том что некоторые потребители называли ключевыми параметрами поиска цвет и запах, какие именно цвет и запах их интересуют, ответить так и не смогли. 

 Подписывайтесь на журнал «Продукт.BY» и получайте эксклюзивные материалы.