Какой потребительский рынок нам нужен?

О рыночных пробуксовках, формализме,мнимой конкуренции и… здоровье

Не откроем ничего нового. В своем апрельском послании народу и парламенту Президент Республики Беларусь фактически провозгласил НЭК — новый экономический курс для страны. Одним из основных ориентиров в ближайшие годы, по его (А. Лукашенко) мнению, должно стать ускоренное развитие dнутреннего рынка. Развитие, в свою очередь, может быть обеспечено за счет совершенствования механизмов управления экономикой и всемерного поощрения конкуренции.

Член Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь Виктор МАРГЕЛОВ имеет на сей счет свое мнение. В общем, материал выстроен на моих «дальних ассоциациях» и высказываниях авторитетного эксперта «Продукт.BY». Объединяет наши мысли вслух интерес к ситуации на продовольственном рынке страны.

Александр НОВИКОВ

УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА — ПОД ВОПРОСОМ

Итак, через месяц после эмоционального выступления президента можно констатировать: гора… пока ничего родила. В том смысле, что чиновники, возможно, усиленно думают, как все услышанноепретворять в жизнь и как на это реагировать. Пока же реакция нулевая.

Показателен в этом плане майский эфир ток-шоу «Позиция» на канале ОНТ, как раз и посвященный вопросам развития внутреннего рынка. Начальник управления потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Светлана Слинько наперекор всем участникам и ведущей гордо заявила, что внутренний рынок, по сути, и так успешно развивается в нашей стране.

На этом фоне показательно выглядит ситуация с мясом. В прессе 13 мая проходила информация, что в Гродно не смогли обеспечить этим богатым белками и липоидами продуктом даже детские сады. И это при наличии мощнейшего, одного из лучших в стране мясокомбината.

«Авторитетно могу сказать, что и минские магазины в массе своей получают крохи по своим заявкам, сделанным по мясной, куриной и отчасти колбасной продукции: такого дефицита на моей памяти давно не было», — пожимает плечами Виктор Маргелов.

Понятно, что аргументы — белорусское мясо де-мол слопали туристы, посетившие в год гостеприимства чемпионат мира по хоккею в Минске, — выглядят несостоятельными. Все проще и… сложнее. Если говорить о мясном внутреннем рынке, то он перенес за последнее время тройной нокаутирующий удар и «успешно» зашатался на своих «тонких ножках».

1. С одной стороны, поставки свинины из Польши ограничены мизерной квотой.

2. С другой, в России еще более остро обстоит ситуация со свиной чумой по сравнению с нами. У наших соседей и братьев в одном флаконе было зарегистрировано порядка 150 очагов заражения. И страшилки в духе Ильфа и Петрова «Мясо — вредно» в России не работают.

3. Между прочим, Беларусь также не отошла от последствий АЧС. Свиное поголовье, по данным Минэкономики и лично министра Николая Снопкова, сократилось примерно на 20 %, и его (поголовье, в смысле) только лишь пытаются восстанавливать. В то же время мы активно используем возможность увеличить поставки на экспорт, не научившись соблюдать хотя бы видимость баланса внутри страны.

Можно также прогнозировать, что в ближайшее время будет отменено государственное регулирование цен по хлебобулочной и молочной продукции. На мясную продукцию цены были, кстати, отпущены ранее. «В итоге рост цен на многие продукты внутри страны белорусов «приятно удивит» уже в этом году, судя по всему», — обеспокоен Виктор Маргелов.

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫХ НЕТ

Если проанализировать имеющуюся на сегодняшний день ситуацию в торговле, то становится очевидно одно. Системного подхода в ее деятельности и развитии нет. В регионах наблюдается бурная имитация деятельности. Это когда авторитетные комиссии во главе с зампредами исполкомов ищут просроченную продукцию на прилавках, наказывают штрафников или принуждают торговые предприятия продавать себе в ущерб какую-нибудь застоявшуюся продукцию местных производителей — вот вам и весь системный подход.

В Минске роль системных управленцев в торговле и вовсе пытаются выполнять многочисленные «общества потребителей, которые занимаются, как правило, лишь откровенным вымогательством», сожалеет Виктор Маргелов.

Тут же возникает важный и оригинальный вопрос: что же делать? Самое главное, что придумывать ничего и не нужно. В Европе неслучайно в последние годы растет роль потребительских кооперативов и торговых ассоциаций. Может, пришло время и в Беларуси потребителям, производителям и продавцам включиться в решение своих проблем, весьма важных?

В той же Германии, условно, Дрезденская ассоциация розничной торговли не позволит за здорово живешь открыть гипермаркет в Дрездене, если его появление не добавит ничего нового покупателям и при этом создаст возможность для разорения кого-то из действующих участников.

Такая ассоциация в условном Кричеве не позволит производителю диктовать свою волю торговле в одностороннем порядке, как это происходит в Могилевской области, к примеру. Там представители уважаемой «Бабушкиной крынки», по информации Виктора Маргелова, в настоящее время «пытаются уговорить» торговлю Могилевщины завозить молоко и молочные продукты в отдельно взятые райцентры аж три раза в неделю. По воскресеньям молочку в магазины Могилевской области уже не возят. Производителю невыгодно. Ситуация достаточно странно выглядит со стороны рядового потребителя как минимум. Нет?..

КОНКУРЕНЦИЯ — «В РАЗВИТИИ»

Нам часто приходится слышать: мало у нас конкуренции. Мол, обеспечим ее побольше, и уж тогда наступит расцвет экономики. Но это утверждение справедливо лишь с большими поправками «на ветер», извините за выражение. По мнению Виктора Маргелова, такого рода спекулятивные обращения к массовому сознанию выгодно инициировать прежде всего хозяевам крупных торговых сетей, обладающих неограниченными финансовыми возможностями. «К чему приведет неограниченная разрушительная конкуренция, сказано уже много, — отмечает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства. — Сегодня нам намного важнее обеспечить прозрачность всех процессов в сфере торговли и должное взаимодействие ее участников. Конкуренция должна пойти на пользу потребителю. Русский аналог слова «конкуренция» — соревнование. И работать тут нужно в тесной, сбалансированной связке: бизнес – государство – потребитель». На сегодняшний момент ничего подобного нет и близко.

Пока что потребитель, к вящей радости и выгоде производителя, получает проблемы в виде дорогих и не блещущих натуральностью продуктов питания. «У нас во главу угла ставится такой размытый термин, как «безопасность продуктов питания, означающий, грубо говоря, следующее: если через день-два после употребления продукта N ты не помер и не заболел, значит, все в порядке. Что с тобой будет благодаря ему через сутки, никого уже не волнует, — иронизирует Виктор Егорович. — Между тем в Европе каждый год объемы производства экологически чистых продуктов растут на 50 %, в России — на 30 %. Развивается натуральное органическое фермерское хозяйство». Там уже понимают: много «химических продуктов — много расходов «на таблетки». Кстати, в Беларуси в прошлом году на них потратили 1 миллиард долларов.

Завершающий вопрос на засыпку ко всем читателям нашего издания. Какая форма конкуренции обеспечит нам:

А. В меру натуральные и недорогие продукты.

Б. Устойчивое снабжение ими тех же сельских жителей.

В. Приемлемые экономические показатели для производителей этих продуктов и торговых предприятий?

Подумайте на досуге…

И НА ЗАКУСКУ

Реализация любой самой замечательной программы в государстве вызовет сомнения, если попутно будет нанесет ущерб здоровью людей. По сути, на это намекал президент, образно предлагая переходить по вечерам белорусам хотя бы на картошку с рыбой, минимизировав при этом «жратву» сала с мясом.

Таким образом, развитие потребительского рынка — задача, безусловно, интересная. И пускать ее решение на самотек явно не стоит…

Этот текст — не дань современной идеологии. Он, извините, совершенно искренен и продиктован обеспокоенностью за то, что будет в стране и с нами всеми дальше.

Как-то так…