Какой импорт стоит замещать белорусскими товарами

Государство поддержит частные предприятия, которые будут заниматься экспортом и организацией собственного импортозамещающего производства.

Эксперты "Завтра твоей страны" сомневаются, что отечественные предприниматели смогут обеспечить необходимыми товарами белорусов среднего достатка без помощи мировых производителей.

Глава Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин напоминает, что существуют пользующиеся спросом у белорусов товары, которые невозможно производить внутри страны по объективным причинам.

– Мы не можем выращивать бананы или кофе – эти товары возможно только ввозить. Но кофе мы можем упаковывать, расфасовывать, и кроме того, внутри страны можно и нужно открывать кофейни. Развитие сферы услуг не менее важно для экономики, чем создание новых производств, – уверен эксперт «Завтра твоей страны».

Впрочем, на организацию производства очень многих товаров влияют не только климатические условия. Попытки наладить в Беларуси производство автомобилей пока не привели к заметным успехам. Объем выпуска иранских автомобилей Саманд в прошлом году не достиг и 300 штук (хотя за это же время в Беларуси было продано около 200 тысяч импортных автомобилей). На днях Иран заявил о намерении инвестировать $55 млн в дальнейшее развитие производства. Однако эксперты сомневаются в успешности проекта.

– Опыт показывает, что белорусские потребители ориентируются на автомобили европейского, японского, американского производства. Белорусы среднего достатка готовы платить за качество, они не особенно доверяют даже известным маркам российской сборки, – отмечает в интервью «Завтра твоей страны» замглавы исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.

Эксперт напоминает, что проблема заключается не только в доверии потребителя. Автомобиль является сложным технологическим продуктом, и возникает вопрос о необходимости создания качественных запчастей. В России, где уже не первый год действуют сборочные производства ряда известных марок, данная проблема тоже пока не решена.

– Это вопрос не одного дня. Ряду восточноевропейских стран удалось встроиться в цепочки создания автомобилей известных марок. Все начиналось с одного предприятия, которое постепенно обрастало сопутствующими производствами. Но это непростой и длительный процесс, – отмечает Ирина Точицкая.

Глава исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук по этому поводу отмечает, что смысла в организации производства автомобилей в Беларуси нет, поскольку «гораздо дешевле и безопаснее их импортировать».

Специалисты сходятся в том, что больший эффект обеспечило бы создание в Беларуси производств по сборке бытовой техники в сотрудничестве с известными мировыми производителями.

– Достаточно перспективной идеей было бы налаживание производства бытовой техники. Это не будет представлять проблем в случае прихода в Беларусь мировых брендов, таких, к примеру, как Филипс, –- считает Ирина Точицкая.

Встраивание в производственные цепочки мировых производителей выгодно по нескольким причинам. Это привлекло бы в Беларусь не только инвестиции, но и передовые технологии. К тому же производителям в этом случае не придется идти на большие затраты при продвижении бренда, поскольку марки уже известны потребителям.

Ирина Точицкая отмечает, что создание в Беларуси сборочных производств бытовой техники вряд ли приведет к значительному удешевлению продукции. Но все же значительные плюсы здесь есть – это решит проблему создания рабочих мест и поступления налогов в бюджет.

Эксперты отмечают, что в Беларуси также возможно наладить производство качественной одежды и обуви. Однако при этом надо учитывать необходимость конкуренции с зарубежными марками, к качеству которых уже привыкли белорусы среднего и высокого достатка.

– Вообще, идея импортозамещения достаточно стара. Ее хотели реализовать на Западе после второй мировой войны, но попытка завершилась провалом. Ведь импортозамещение – искусственное навязывание предпринимателям того, что они делать не хотят или не умеют. В то же время встраивание в цепочки транснациональных корпораций является нормальным сценарием организации импортозамещающего производства, – говорит Ярослав Романчук.