Как развивается импорт говядины в КНР и какие есть возможности для поставщиков

Мясной рынок Китая огромен и разнообразен. Для многих производителей найти на нём свою нишу и надёжного партнёра — значит обеспечить себе стабильную загрузку и гарантированный сбыт на годы. О том, как развивается импорт говядины в КНР и какие возможности он открывает для поставщиков,  рассказал член Клуба экспертов ПРОДУКТ.BY, соучредитель китайской компании Changshu Silk Road Import Export Trade Co., Ltd Ма ЧЖИЮАНЬ.

Вместе — на новый уровень

— Какие изменения происходят на китайском рынке в последнее время?

— Спрос на говядину в Китае продолжает расти. После того как в сентябре 2021 года Бразилия добровольно закрыла поставки в КНР из-за вспышки коровьего бешенства, цены стремительно пошли вверх. К настоящему моменту они уже достигли рекордного за последние десять лет уровня. В 2012-м
мы стали заниматься импортом говядины из Бразилии и Аргентины. С тех пор впервые наблюдаем такой быстрый и долговременный
рост цен. Нужно добавить, что этот процесс не так интенсивно идет не только в Китае, но и по всему миру.

— Конъюнктура благоприятствует развитию бизнеса?

— Мы можем гордиться результатами, которых достигли вместе с белорусскими партнерами. В 2021 году Беларусь перешла с двенадцатого места на седьмое по объемам поставок говядины на китайский рынок. В натуральном выражении экспорт белорусской говядины составил порядка 16 тысяч тонн. По этому показателю ваша республика
опережает многие крупные государства, в том числе Россию.

Из стран постсоветского пространства белорусы лучше всех продают в Китай. Пусть пока это не премиальное мясо, но не все еще и понимают, что такое ангус или другие элитные виды. Это совсем другой сегмент, а мы идем своим путем. И  есть все основания думать, что он — правильный.

На прошлом форуме «Беларусь мясная» я озвучил планы  увеличить продажи белорусской говядины в КНР в три раза. Сейчас могу констатировать, что мы вместе с партнерами сделали это. Белорусы зарекомендовали себя на китайском рынке очень хорошо, заработали имидж надежных поставщиков качественной продукции. Оценивая сегодняшнюю ситуацию, думаю, что поставки могут вырасти еще вдвое с продажей трех-четырех тысяч тонн мяса в месяц.

— Как развивается сотрудничество с белорусскими поставщиками?
— Мы постоянно анализируем рынок, видим, что список аттестованных предприятий все время расширяется. Помимо государственных, в нем появляются частные компании. Это, конечно, хорошо, что отрасль развивается. Но если говорить о перспективах сотрудничества, то для нас главные критерии надежного партнерства — качество, объем, стабильность поставок.

Предприятия, с которыми мы работаем, давно аттестованы. У нас есть совместный план развития: мы поэтапно его реализуем и вместе переходим на новый уровень, углубляемся в детали. В 2021-м открыли в Китае фирменный магазин, он работает. Есть статистика, есть отзывы, есть понимание, чего от нас ждут.

В этом году с двумя  белорусскими мясокомбинатами начали новый проект — единый штрихкод. Это позволяет отслеживать весь путь белорусского мяса в Китае, видеть конечного потребителя, учитывать его мнение и пожелания.

Мы работаем над качеством как самой продукции, так и упаковки, над продвижением. Занимаемся всем, что складывается в общий бренд «белорусское мясо». Для большинства потребителей уже просто достаточно знать, что
мясо из Беларуси, а конкретный поставщик для них — лишь номер свидетельства об аттестации. Это говорит о том, что, выходя на международный рынок, мы несем ответственность за свою страну.

Предприятия должны помнить, что от каждого из них зависит общий положительный имидж. Все знают, что лучшее мясо — из Бразилии или Аргентины, так исторически сложилось. Но теперь у китайских потребителей есть понимание, что и белорусское мясо  — тоже очень достойный продукт. Мы все вкладываемся в это понятие и можем гордиться своими результатами.

— Какие продукты и формы сотрудничества наиболее выгодны  для белорусов и что интересно китайской стороне?

— Не могу утверждать, что у нас с поставщиками стопроцентное
понимание. В бизнесе всегда существуют разногласия и конфликты
интересов. Но можно сказать, что в 99 % случаев мы находим взаимовыгодные решения. В Беларуси исторически на экспорт продается
мясо на кости. У предприятий часто просто не предусмотрена возможность массовой обвалки.

Мы  также покупаем белорусское мясо в основном в полутушах и четвертинах. Однако китайские потребители привыкли получать мясо в отрубах. С ростом объемов поставок стало все более очевидным — нужна
собственная обвалка. Год назад мы открыли в Китае обвалочный цех.
Выработали стандарт с учетом качества и особенностей белорусского
мяса, наладили производство. Сейчас цех успешно работает, и
мы понимаем, что это было пусть и вынужденное, но очень правильное
и своевременное решение.

Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество. Это выгодно для всех сторон. Рынок часто непредсказуем, и мы не раз вместе с белорусскими партнерами переживали сложные моменты, поддерживали друг друга, поднимались и  двигались дальше. Такие же надежные отношения выстраиваем и со своими конечными потребителями в Китае. Проводим большую работу по обслуживанию и сопровождению клиентов. Любая претензия, любое требование не остаются без внимания. Мы делаем все, чтобы клиенты — сетевые рестораны, гостиницы, магазины — понимали, что имеют дело с надежными поставщиками и всегда могут на нас рассчитывать.

— А что в перспективе? Планируются ли новые проекты и направления развития?

— Конечно. В планах — расширять аттестацию, но не за счет новых предприятий, а за счет новых видов продукции. Это непросто, но я думаю, что это нужно делать. Хотя бы попробовать, хотя бы начать двигаться в данном направлении. Неплохо бы аттестовать одно-два предприятия на поставки субпродуктов (это очень объемный рынок с большими возможностями). Кроме того, у белорусов наработан большой опыт поставок качественного охлажденного мяса на российский рынок. Почему бы не попробовать выйти с ним на Китай?

Вместе с Берёзовским мясоконсервным комбинатом работаем, чтобы начать поставки в КНР говяжьих консервов. Это очень перспективное направление — готовая продукция. По вкусовым требованиям консервы — наиболее подходящая для Китая позиция. Наши маркетологи и продавцы говорят, что готовы продавать до миллиона банок в месяц и очень ждут, когда, наконец, появится такая возможность. Потенциал есть, желание и ресурсы — тоже.

В Беларуси огромный сегмент по производству колбасных изделий. Конечно, сейчас китайцы не слишком любят колбасу, но через пять лет все может в корне измениться. Аттестация на поставки готовых изделий открывает новые
ниши для производителей и позволяет двигаться вглубь китайского рынка. Конечно, придется работать над вкусами. Но нужно идти вперед, шаг за шагом пытаясь осваивать новые сегменты. Мы начали изучать опыт китайских технологов, которые работали на крупных мясокомбинатах. Как только появится возможность, обязательно привезем их в Беларусь, покажем производственные мощности наших партнеров и будем думать, какую продукцию производить, чтобы она хорошо продавалась в Китае.

Источник: ПРОДУКТ.BY