Вы здесь

Как формируется мясной рынок Узбекистана?

В Узбекистане за период с 2000 по 2017 год при росте средней численности постоянного населения на 31,4 % наблюдалось увеличение объемов потребления основных видов продуктов питания. В частности, потребление овощей в год составило 277 кг, фруктов — 145,2 кг, яиц — 215 штук, мяса и мясопродуктов — 43,2 кг, молока и молочных продуктов — 270 литров, картофеля — 55,2 кг, сахара — 31 кг, растительного масла — 24 литра.

Мясной рынок в Узбекистане, как и многие другие сегменты, развивается быстрыми темпами. При этом он отнюдь не так однозначен, как можно было бы представить. Кроме характерных для мусульманской страны видов мяса, здесь сформирован неожиданно высокий спрос на свинину. ПРОДУКТ.BY с помощью узбекских экспертов изучил вопрос.

Базар «Чорсу» — один из крупнейших в Узбекистане и Средней Азии, расположен в старой части Ташкента

Развитие и госрегулирование

Животноводство Узбекистана, по официальным данным, ежегодно прирастает на 7–10 %. Основное поголовье крупного рогатого скота, овец и коз (более 90 %), как показывает анализ, сконцентрировано в дехканских хозяйствах (на личных подворьях).

С 2009 года Узбекистан взял курс на повышение потенциала мясной промышленности в плане комплексной переработки сырья и производства всей гаммы продуктов, включая выпуск полуфабрикатов и колбас. Импульсом к ускоренному развитию стало постановление президента страны от 26 января 2009 года «О дополнительных мерах по расширению производства продовольственных товаров и насыщению внутреннего рынка».

С 1 июля 2009-го возможность промышленной переработки мясо-молочного сырья и производства из него готовой продукции получили исключительно юридические лица (до этого времени этот бизнес вели и индивидуальные предприниматели).

Микрофирмам и малым предприятиям до 1 января 2014 года на 50 % была снижена ставка единого налогового платежа с целевым перенаправлением высвобождаемых средств на техническое перевооружение и модернизацию производства. По мнению специалистов, это стало хорошим стимулом для быстрого и равномерного развития во всех регионах страны малых перерабатывающих предприятий на основе передовых технологий. В 2011-м произошла консолидация усилий производителей мясной продукции на государственном уровне. 24 предприятия из всех регионов республики вошли в созданную постановлением главы государства Ассоциацию предприятий пищевой промышленности. В их числе — все ключевые игроки рынка.

Как показывает анализ, в первую тройку ведущих производителей входят животноводы Самаркандской (125,3 тыс. тонн), Кашкадарьинской (122,1 тыс. тонн) и Ташкентской (119 тыс. тонн) областей. Их удельный вес в общем объеме производимого республикой мяса составляет 35,8 %.

Иностранные инвестиции

В 2019 году в Джизакской области Узбекистана стартовал проект создания агропромышленного кластера мясо-молочного направления на 10 тыс. голов крупного рогатого скота. Планируемая консолидированная мощность — 2,5 тыс. тонн мяса в год. Предусмотренный объем инвестиций составляет 100 млн долларов.

Для реализации проекта в Узбекистане уже создано иностранное предприятие Jizzax organic с китайским капиталом. На полную мощность кластер выйдет к 2023 году. Для реализации проекта китайской компании в долгосрочную аренду передается земельный участок общей площадью более По прогнозам местных экспертов, основанным на важнейших положениях «Стратегии продовольственной безопасности Узбекистана до 2025 года», потребление в стране мяса на душу населения, включая свинину, к 2025-му вырастет на 35,3 % и составит почти 55 кг в год.

Национальное и религиозное многообразие

Кто формирует спрос на свинину в Узбекистане и каков потенциал этого сегмента? Ответы на эти вопросы дает анализ национального и культурно-религиозного состава населения.

Из 34 млн населяющих страну 18,0 % — русские, 6 % — немцы, 7 % — другие европейские национальности, 5 % — татары, 2,2 % — корейцы, 2,1 % — казахи, 1,2 % — уйгуры. Конфессии вероисповедания, кроме мусульман, — христиане, буддисты и другие.

Около половины русского населения Узбекистана проживает в столице — Ташкенте. Каждый пятый из более чем 2,6 млн его жителей — русский. В Ташкенте работают более 60 крупных пабов и пивных баров, где продаются в основном свиные сосиски и шашлыки из свинины. В 26 стейк-хаусах наряду с говяжьими стейками хорошо реализуются и свиные, ставшие особенно популярными в последние несколько лет.

Кроме того, увеличивается поток людей, выезжающих в европейские страны. После возвращения многие из них переходят на европейскую кухню, включающую, в том числе, и свинину.

Многие крупные переработчики, такие как СП «Marmaks», ООО «Tegen Group», Geomax plyus, Rozmetov Z. (г. Ташкент), СП «Поток-Махсулот» (г. Навои) и другие, в основном используют в качестве сырья свинину. Ожидается, что в Ташкентской области (включая г. Ташкент) в текущем году будет переработано в колбасы и мясные консервы 19,1 тыс. тонн (16,1 %), в Андижанской — 8,9 тыс. тонн (14,4 %), в Кашкадарьинской — 10 тыс. тонн (8,2 %) производимого мяса.

Вместе с тем на рынке Узбекистана высока доля мясного сырьевого импорта. В целях стабилизации цен на мясо в страну завозится как скот, так и свежее охлажденное и замороженное мясо — говядина и свинина. Так, за январь — июнь 2019 года из Казахстана, Германии, Австрии, Нидерландов, Украины, Эстонии и других стран было импортировано 75,2 тыс. голов крупного рогатого скота на сумму 59,3 млн долларов, 159,3 тыс. голов овец и коз на 13,2 млн долларов; мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное, а также замороженное — на 3,5 млн долларов. 

__________________________________

Справка ПРОДУКТ.BY

10,7 тыс. га в Зааминском и Зарбдарском районах Джизакской области. Здесь будет создан современный животноводческий комплекс с собственным центром по производству кормов, убойным цехом и биогазовыми установками. Предусмотрено выращивание фуражных сортов сельскохозяйственных культур с использованием научно обоснованного четырехгодичного севооборота. За этим проектом, как ожидается, последуют другие. Рынок Узбекистана и Центральной Азии нуждается в них, и потому интересен для производителей мяса и мясопродуктов. Эксперты полагают, что приход крупных агропредприятий позволит насытить его мясом, стабилизировать, а в перспективе, возможно, — снизить цены на мясопродукты.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
В странах Таможенного союза статус ферментов для пищевой промышленности определяется техническим регламентом...
Закваску для пасхального супа, масло, мороженое и даже шампанское делают из молочной сыворотки польские переработчики....
По статистике, с 2012 по 2019 год экспорт сухой сыворотки из Беларуси увеличился практически в три раза — с 34,5 до 96,...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.