Как «БЕЛРЫБА» себя показала...

Уходящий год для авторитетной компании «Белрыба» прошел под знаком выставок, ярмарок, презентаций, новых идей и стратегий. В общем, всего того, что специалисты определяют термином «маркетинговая активность». Задача этого материала проста и прозрачна: наполнить эту красивую фразу содержанием и фактами. Александр БЕЛОВ

Начнем с общих фактов. Последние пару лет ОАО «Белрыба» совершенно точно переживает новый этап в своей серьезной биографии. Стоит напомнить, что предприятие было основано 28 декабря 1957 года. Так что на носу у него хоть и не юбилей, но очередной день рождения. Можете поздравить вовремя, если что. Хотя речь в статье пойдет не об очередной дате.

Совсем недавно в руководство компании пришли новые люди — энергичные, амбициозные, достаточно молодые. Произошло также то, что во всем мире называется укрупнением и диверсификацией. Сегодня здесь производится около 400 наименований рыбной продукции под различными марками: «Ле Филе», «Династия», «Рыбзавод», «Полундра», «Веселый Флинт» и, собственно, «Белрыба».

ВЫСТАВОЧНАЯ ПРЕЛЮДИЯ

Понятно, что весь ассортимент, производимый «Белрыбой», отличается достойным качеством. Но азбучная истина гласит: произвести сегодня можно все, что угодно, но гораздо важнее все выпущенное продать, в идеале — за пределами страны. Валюта нынче дорога и жизненно необходима для нашей республики. Это — еще один бесспорный факт. В связи с этим предприятие как никогда активно работает на крупных специализированных выставках в Беларуси и за ее пределами. Вот несколько штрихов «на тему».

В МОСКВУ, В МОСКВУ

История с выставками начиналась в феврале. «Белрыба» стала участником крупнейшей европейской выставки «Продэкспо-2013» в Москве. Мы уже не раз писали, что значит этот форум для ведущих производителей продуктов питания и напитков в Европе и мире. Поз­волим привести лишь пару цифр: в течение рабочей недели более 2200 участников из 63 стран мира продемонстрировали свою продукцию, передовые технологии, маркетинговые ходы в павильонах Краснопресненского выставочного комплекса. Площадь выставки приближалась к 50 тыс. кв. м.

Стенд «Белрыбы» был заметным не только благодаря своим размерам, но и за счет подчеркнуто морского дизайна. За эти дни посетители стенда (а ими стали ведущие специалисты по закупкам из торговых сетей, оптовые и розничные покупатели со всей России и из соседних государств) познакомились с лучшими образцами торговых марок от «Белрыбы».

Компания представила потенциальным клиентам ряд новинок и лучшие виды проверенной продукции: рыбу холодного и горячего копчения, широкую палитру продукции из лососевых, рыбную кулинарию, консервы, пресервы и т. д. Серьезным козырем «на руках» является тот факт, что «Белрыба» делает ставку на натуральный продукт, без консервантов и стабилизаторов. Такой аргумент сегодня смотрится весьма привлекательно. Поэтому белорусская компания на зарубежной выставке выглядела солидно и вызвала неподдельный интерес не только у представителей торговли, но и самого Министерства сельского хозяйства России. Как результат — две золотые медали победителя конкурса «Лучший продукт»…

Не знаю уж, бросали ли монеты в подмерзшие московские фонтаны представители нашего ведущего госпредприятия в соответствии с общеизвестной приметой, но в Москву они вернулись. В ноябре «Белрыба» была активно представлена на Днях Минска в Москве. Почти неделю в столице России проводились активные дегустации, полным ходом шли продажи.

ВОСТОК — ДЕЛО ТОНКОЕ

В нынешнем году ведущая столичная рыбоперерабатывающая компания активно штурмовала новые для себя рынки на постсоветском пространстве. Во-первых, «Белрыба» дважды участвовала в крупных выставках в Казахстане. Яркая экспозиция предприятия была представлена в ходе Национальной выставки республики «БеларусьЭкспо» в Астане в июне. А в начале ноября квалифицированные специалисты монтировали стенд компании на крупной выставке Worldfood Kazakhstan уже в Алма-Аты, бывшей столице Республики Казахстан.

Маркетинговые стратегии здесь очевидны. Учитывая тот факт, что Беларусь, Россия и Казахстан находятся в едином таможенном пространстве, производителям дается возможность использовать сильные стороны этого союза. И участие в крупных выставках здесь — серьезный аргумент и инструмент для формирования имиджа компании, продвижения в сознание рядовых потребителей и торговых работников информации о качестве продукции. Скажете, что я не прав?..

Во-вторых, можно также отметить участие «Белрыбы» в Международной выставке пищевой промышленности и продуктов питания UzProdExpo в Узбекистане в конце ноября. Когда номер готовился к печати, стало известно: в Ташкенте наша компания приняла участие в дегустационном конкурсе «Совершенство вкуса». Результатом стали высшие оценки и победы в номинации «Изысканный вкус». Лучшими были признаны два продукта:

«Скумбрия-филе подкопченная с пряностями»;

«Скумбрия, филе-кусочки в масле «Ароматное».

На все выставки компания везет самую лучшую продукцию и наиболее компетентных специалистов. И игра, что называется, стоит свеч: интерес к «Белрыбе» за пределами Беларуси растет.

Можно отметить, что, помимо активного продвижения на рынки России, Казахстана и Узбекистана, «Белрыба» также отгружает продукцию в Армению и Туркменистан, Молдову и Канаду. Есть перспективы для выхода и в другие регионы. В общем, как говорят в таких случаях, новые горизонты и новые рынки — дело времени.

БЕЛОРУССКИЙ ЯКОРЬ

Понятно, что самые яркие достижения на внешних рынках не аргумент для того, чтобы хуже работать внутри страны. Поэтому «Белрыба» весьма солидно была представлена в середине ноября на крупной Международной выставке «Продэкспо» в Минске.

В течение года предприятие активно участвовало в разнообразных акциях, инициированных белорусской торговлей; оно последовательно работало со всеми розничными сетями, представленными на нашем внутреннем рынке. Во многом благодаря такой стратегии не самые легкие производственные планы по итогам года «Белрыба» выполнит. Это можно сказать уже сейчас. (Для крупного отечественного госпредприятия это очень важно, как вы догадываетесь). Конкуренция на внутреннем рынке сегодня весьма серьезная. И чтобы не просто работать, но еще и зарабатывать, предприятию приходится придумывать что-то новое.

Одним из необычных ходов по продвижению своей продукции на внутреннем рынке стала реализация свежемороженой морской рыбы. Причем не просто в прозрачных фирменных пакетах, а в прозрачной упаковке с прикрепленными… паспортами. Минтай, скумбрия, аргентина и многие другие виды мороженой продукции от «Белрыбы» сегодня сопровождаются документами, где покупатель может узнать все, что его душа пожелает.

Наличие паспорта (см. фото внизу) означает: потребителю гарантировано высокое качество продукции, производитель в свою очередь заявляет о повышенной степени контроля. И этот документ уже входит в сознание торговли и покупателя в виде оригинального знака качества, а не просто бумаги. В целом ход этот получился удачным. Продажи у «Белрыбы» буквально сходу выросли на 20 %. Кроме того, предприятие сумело войти в сети, о сотрудничестве с которыми до недавнего времени могло только лишь мечтать.

Одними из символов компании долгое время были пресервы и консервы как собственного производства, так и импортируемые в Беларусь напрямую. И сегодня на эту продукцию спрос растет. В частности, по пресервам «Белрыба» планирует расширять линейки, работать над новыми видами упаковки и т. д. То же самое можно сказать и по консервам. Год назад, в декабре 2012-го, на предприятии вступил в строй новый консервный цех. Сегодня он выходит на заявленные производственные мощности. А это значит, что торговля получит любой заявленный объем консервов из горбуши, скумбрии, кальмара, кильки, карпа, толстолобика и т. д. — всех популярных еще с советских времен лакомств.

РЕАЛЬНОСТЬ И ПРОГНОЗЫ

Когда этот текст верстался, стало известно: по итогам 2013 года «Белрыба» победила в пяти номинациях конкурса «Лучшая продукция года». Но эти победы будут помогать маркетологам предприятия продвигать свою продукцию на полки магазинов уже в следующем году. Сейчас же можно сказать, что перед «Белрыбой» в 2014-м стоит задача увеличить объемы, нарастить мощности и все произведенное продать. Политика работы на склад в Беларуси официально и весьма жестко признана вредной.

Поэтому предприятие вошло в состав свободной экономической зоны «Минск». Специалисты рассчитывают, что за счет этого удастся снизить себестоимость готовой продукции. Правда, произойдет это в том случае, если продукция от «Белрыбы» будет уходить на экспорт. А о том, какие способы применялись для решения этой задачи в 2013 году, мы много сказали выше.

В следующем году можно ожидать не меньшей активности столичного предприятия в деле активного продвижения высококачественной продукции как на экспорт, так и в Рес­публике Беларусь. Кроме того, непременно появятся новые идеи и маркетинговые ходы, продукты, предложения к торговле и рядовым покупателям.

В общем, следующий год для «Белрыбы» будет, возможно, и непростым, но уж точно очень и очень интересным.