Вы здесь

Как белорусская молочка осваивает сырную экзотику и пробирается в российские сети.

17.01.2013

После сверхудачного для производителей мясомолочной продукции 2011 года прошлый год сложился куда сложнее.

Падение цен на продукцию заставило наращивать объемы поставок, что вызывало недовольство России, которая традиционно является основным рынком сбыта. Представители холдинга "Мясомолпром" на круглом столе в среду рассказали о том, какие проблемы удалось решить за счет укрупнения, как компания намерена штурмовать российские сети и украинский рынок, а также о том, какие сырные новинки ждут белорусов.

В мировом масштабе

"Последние три года Беларусь сохраняет свою долю поставщика молочной продукции на мировой рынок на уровне 4-5%", – рассказала специалист Института мясо-молочной промышленности Мария Климова. По объемам экспорта масла доля Беларуси на мировом рынке достигла 8%, сыра – 5-6%. "По маслу мы даже вытесняем поставки Евросоюза в Россию", – отметила эксперт.

В мире растет спрос на сыворотку, сухое обезжиренное молоко и казеин. В результате из 1,5 млн тонн объема мировой торговли сывороткой 3% приходится на Беларусь, а еще в 2000 году эта доля составляла всего 0,1%.

"Мы конкурируем с ключевыми игроками на рынке – ЕС, Новой Зеландией, США. На трех лидеров приходится более 50% мировой торговли", – отметила эксперт.

"Год был слегка тяжеловат, так как цены на молочные продукты снижались. Особенно снижение было характерно летом и осенью для сыра, масла, сухого обезжиренного молока. Но, несмотря на это, Беларусь заканчивает год с приростом и в денежном, и в объемном выражении. По мясной продукции прирост составил около 40% (в количественном выражении), по молочной – около 30%", – рассказала Климова.

Цены против производителя

Итоги года уже подвел холдинг "Миноблмясомолпром", объединивший в прошлом году ряд крупных предприятий Минской области и Минска. Первый заместитель директора холдинга Олег Колос рассказал, что экспорт продукции составил по итогам года 493 млн долларов (около 60% от общего объема производства), увеличившись на 7,2% к 2011 году.

"Но год был очень тяжелым, потому что динамика цен играла не на нашей стороне. По некоторым позициям снижение достигало 40%", – отметил Колос. Чтобы сохранить выручку, в натуральном выражении экспорт пришлось наращивать высокими темпами: экспорт масла и сухого обезжиренного молока – в два раза, цельномолочной продукции – на 73%.

Рентабельность экспорта замдиректора холдинга не озвучил, заверив, что она положительная и ни о каком демпинге на российском рынке речи не идет.

Приоритетным рынком для холдинга остается Россия и ЕЭП, в 2012 году туда поставлено продукции на 477,1 млн долларов (96% от общего объема экспорта холдинга). Как рассказал начальник отдела ВЭД "Мясомолпрома" Павел Лаппо, есть и попытки диверсификации – поставки в Китай, Турцию, Сингапур, Иран, Польшу, Германию, Испанию и другие страны.

Сейчас идет активная работа по сертификации предприятия для реализации продукции в Украине. "Это тоже наш стратегический партнер и это рынок с населением 40 млн человек", – рассказал Лаппо.

Планируется и создание в Украине товаропроводящей сети. Интересы холдинга будет представлять "Белорусская аграрная компания", которая была крупнейшим экспортером сахара в Украину. "Мясомолпром" по решению Мингорисполкома войдет в уставный капитал с долей 50%, еще 50% приобретет "Коммунарка".

Неуловимая сеть и перспективная плесень

Основным по объемам и по сложности остается для предприятий холдинга российский рынок. Здесь и ограничения объема утвержденными годовыми балансами, и снижение таможенных пошлин из-за вступления в ВТО, что открывает российский рынок, считающийся самым дорогим рынком молочной продукции в мире, усиливая конкуренцию.

"Несмотря на вступление России в ВТО белорусские продукты будут востребованы, мы останемся на рынке, хотя по некоторым позициям мы отстаем от европейских производителей", – заверил Олег Колос.

Как рассказал Павел Лаппо, в России создана и довольно успешно развивается товаропроводящая сеть холдинга. В 2012 году через нее экспортировано продукции на 144 млн долларов (+7%). "К сожалению, сталкивается она и с рядом проблем. Это и проблема вхождения в крупные торговые сети – основной объем белорусской продукции реализуется на рынках, в магазинах шаговой доступности. Проблема в том, что в России уже на законодательном уровне предусмотрена выплата ретро-бонусов, листинг, трейдмаркетинг. К сожалению, у нас это пока не закреплено, и правоохранительные органы такие действия могут расценивать как серые схемы. Поэтому у нас нет механизма стимулирования торговой сети", – посетовал эксперт.

"В этом году мы запускаем новый проект – производство цельномолочной продукции под торговой маркой "Высоко-высоко", с этой продукцией мы будем напрямую заходить в торговые сети России, не через трейдера", – сказал Олег Колос.

Он также рассказал о планах по расширению производства сыров, в частности, речь идет о линейке сыров с голубой плесенью.

"Мы заканчиваем в этом году модернизацию Молодечненского молочного комбината, устанавливаем итальянское оборудование по производству моцареллы", – сообщил Колос. "Что касается сыров с плесенью – это наш проект, первый и, наверное, единственный в республике. Думаю, никто больше в стране не будет заниматься производством сыра с плесенью, это не так просто… На данный момент проект успешен", – отметил заместитель гендиректора холдинга, призвав не сравнивать белорусскую продукцию с "Дорблю" и "Горгонзолой".

"Каждый сыр имеет свой вкус, мы не стремились повторить "Дорблю". Мы создали свой сыр с голубой плесенью. Эту тему мы будем развивать, есть замыслы, как расширить линейку сыров с голубой плесенью", – рассказал он. Идет работа над освоением выпуска сыра типа "Камамбер" с белой плесенью и сычужных сыров с длительными сроками созревания. "Есть разработка сыра "Базирон" с базиликом – он зеленого цвета. Пусть это никого не пугает, это натуральный хлорофилл, сыр полностью натуральный", – заверил заместитель руководителя холдинга.

Холдинг "Миноблмясомолпром" – одно из крупнейших объединений мясомолочной промышленности Республики Беларусь. В его состав входят 9 предприятий по переработке молока с филиалами и производственными участками, 3 мясокомбината. Ежегодные мощности по переработке молока составляют 1020 тысяч тонн, скота – около 145 тысяч тонн.

Источник: tut.by

Читайте также
В Минске прошел Первый международный сырный форум, организатором которого выступил журнал «Продукт.BY» при участии...
В условиях снижения покупательской способности населения и присутствия фальсификата на полках магазинов возможности...
Падение спроса на российском потребительском рынке не позволяет белорусским производителям наращивать поставки...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
 

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.

*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.