Кадровый ресурс

В пищевой отрасли ожидается приток ВЭД-специалистов. Совет концерна «Белгоспищепром» поставил перед подведомственными предприятиями задачу кадрового укрепления служб внешнеэкономической деятельности.

Как пояснили «ЭГ» в концерне, эта задача вызвана необходимостью наращивания экспорта. Кадровый фактор рассматривается в числе важнейших. В этом году организации Белгоспищепрома уже увеличили совокупную численность работников служб маркетинга, в т.ч. занимающихся ВЭД, в полтора раза. О том, что данная мера не напрасна, свидетельствует устойчивая тенденция роста в 2009 г. объемов реализуемых на внешних рынках товаров. По итогам первого полугодия экспорт организаций концерна увеличился на 81,8%.

Наибольшего успеха достигли предприятия по выпуску безалкогольных напитков. Они в январе-мае продали иностранным потребителям своей продукции в 11,1 раза больше, нежели за аналогичный период 2008 г. Высокую динамику внешней торговли демонстрируют в нынешнем году также отечественные производители пива (в 2,1 раза), саломаса (на 39,8%), отходов переработки сахарной свеклы и рапса (на 31,2%), водки и ликероводочных изделий (на 26,6%).

Вместе с тем если в натуральном выражении экспорт отечественного пищепрома увеличивается, то в долларовом эквиваленте он несколько снизился. Например, белорусской соли в этом году на российском рынке было продано на 18% больше, однако валютная выручка за нее упала на 5%. С одной стороны, виноват кризис, обрушивший цены на традиционных рынках, но, с другой, они достаточно разнятся в различных регионах мира. В этой связи возникает необходимость диверсификации экспорта, что является еще одним основанием для формирования субъектами хозяйствования дееспособных ВЭД-структур.

На сегодняшний же день их качество, как полагает руководство Белгоспищепрома, все еще оставляет желать лучшего. «На каждом экспортоориентированном предприятии должен быть создан ВЭД-отдел, внутри которого сотрудники будут специализироваться по регионам мира», — сообщил «ЭГ» начальник внешнеэкономических связей, торговли и маркетинга концерна Виктор Краснюк. В Белгоспищепроме рассчитывают, что субъекты хозяйствования будут иметь в формируемых ВЭД-отделах по одному менеджеру для работы по таким направлениям, как Россия, ЕС, страны Азии, Южной и Северной Америки, Африки.

По мнению В.Краснюка, с реализацией данной инициативы у предприятий-экспортеров не возникнет кадровых трудностей. Отечественные учреждения образования готовят немало специалистов, знающих на приличном уровне иностранные языки и мечтающих об успешной карьере в бизнесе. Работа ВЭД- менеджером — прекрасная возможность для воплощения таких планов.

Вместе с тем в штате ряда субъектов хозяйствования специалисты по внешнеэкономической деятельности уже есть. Просто они не структурированы в ВЭД-отделы. В таких организациях будет произведено лишь упорядочение системы управления.

ОАО «Коммунарка» ежегодно выпускает до 25 тыс. т продукции, порядка 30% которой экспортируется. Внешнеэкономической деятельностью здесь занимаются два подразделения, одно из которых оформляет документы, второе — торгует продукцией. Скорее всего, согласно установке Белгоспищепрома, их ожидает реформирование, поскольку реальным экспортом занимаются лишь два менеджера по продажам. «В их обязанности входит работа с внешними рынками — установление контактов, ведение клиентов вплоть до отгрузки продукции. Один занимается Россией, другой — странами дальнего зарубежья», — рассказала «ЭГ» заместитель директора управления продаж «Коммунарки» Галина Падюнас. В перечень этих стран входят США, Германия, Израиль, прибалтийские государства, Молдова, Таджикистан, Кыргызстан и др. Достаточно ли двух менеджеров на реализацию экспортных планов предприятия? «Они с заданиями справляются», — считает Г.Падюнас.

В настоящее время управление продаж, по словам замдиректора, активно работает над расширением географии поставок. «Коммунарка» производит более 300 наименований кондитерской продукции. Это упрощает работу ВЭД-специалистов по поиску клиентов. «Для нас все рынки перспективные, поскольку мы можем предложить потенциальным потребителям конфеты на любой вкус», — пояснила Г.Падюнас.

Разнообразный ассортимент продукции предлагает ОАО «Лидапищеконцентраты»: несколько десятков наименований пищевых концентратов, среди которых первые и вторые обеденные блюда, сухие завтраки, овсяные, ячменные и пшеничные хлопья. В производимом объеме продукции доля экспорта составляет около 10%. И хотя в числе торговых партнеров числятся США и Германия, основная часть зарубежного сбыта ОАО приходится на российский рынок. При этом здесь в последнее время наблюдается усиление конкуренции со стороны местных производителей, что повышает важность для предприятия задачи активизации ВЭД.

«У нас есть сектор внешнеэкономической деятельности из двух сотрудников, собираемся взять третьего», — рассказала «ЭГ» коммерческий директор «Лидапищеконцентраты» Зинаида Малейкович. Она считает установку руководства Белгоспищепрома на формирование эффективных ВЭД-отделов «правильной идеей», но при этом важно, на ее взгляд, сохранить требовательный подход к профессионализму кадров, которые, «кроме английского языка, должны хорошо знать маркетинг».

Лидская продукция в настоящее время, по мнению коммерческого директора, не уступает по качеству и упаковке аналогам лучших зарубежных фирм. Однако тягаться с ними на равных на внешних рынках белорусскому предприятию пока не под силу. Ведь за пределами Беларуси торговую марку «Лидкон», под которой выпускает продукцию «Лидапищеконцентраты», потребители знают слабо, в отличие от таких брендов, как Gallina Blanca, Maggi или Knorr. Предстоит много работать, чтобы повысить там узнаваемость лидских концентратов. И потому услуги ВЭД-специалистов по совершенствованию экспортной стратегии предприятия действительно кажутся не лишними.