Из истории бренда «Віцебскае малако»

Во время проведения выставки «Прод­экспо-2014» в Москве журналисты нашего издания неслучайно обратили внимание на стенд ОАО «Молоко», г. Витебск.И не только потому, что получился он чрезвычайно ярким, внушительным и запоминающимся. Дело в том, что витебское предприятие исповедует свой, оригинальный путь развития — в вопросах качества, продвижения продукции, ассортиментной политики, брендостроения и т. д.

Кроме того, витебчане завоевали 5 золотых медалей в рамках нескольких специализированных конкурсов в столице России. Предприятие тем самым продолжило делать уверенные шаги по развитию своего молодого, да раннего бренда «Віцебскае малако» не только в Беларуси, но и за ее пределами. Пользуясь случаем, мы «не отходя от кассы», то есть от стенда пятикратных победителей «Продэкспо», задали несколько вопросов генеральному директору витебского ОАО «Молоко» Александру Алексеевичу ЛУКИНОВУ. По итогам общения и получился этот презентационный материал, состоящий ровно из пяти информационных блоков.

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТОР И СОВРЕМЕННОСТЬ

Начиналась история современного витебского предприятия и его нынешнего бренда достаточно давно. В 1931 году в городе над Двиной был открыт Городской молочный завод № 1 — довольно далекий предок сегодняшнего витебского ОАО «Молоко». В 50-е годы прошлого века завод реконструировали. Но его мощностей уже не хватало на то, чтобы удовлетворять потребности витебского региона, не говоря уж про республику. И в конце 1976-го в городе, носившем неформальный титул культурной столицы БССР, был построен и введен в эксплуатацию Витебский молочный комбинат — достаточно мощный по тем временам.

После 1991 года у него началась уже совершенно другая история. В 1996-м комбинат стал акционерным обществом, его структура постоянно расширялась и развивалась. На сегодняшний момент, помимо головного предприятия в Витебске, в состав ОАО «Молоко» входят еще пять молокоперерабатывающих предприятий, расположенных в различных населенных пунктах Витебщины: городах Шумилино, Лиозно, Новолукомле, Городке, а также в городском поселке Яновичи. При этом каждое производство обеспечивает свой оригинальный ассортимент. Такая стратегия дает и качественный, и количественный результат. Во всяком случае, в рассматриваемой нами истории.

Витебское ОАО «Молоко» на сегодняшний день выпускает более 250 видов сугубо натуральной, востребованной в Беларуси и за ее пределами продукции. А с конца 2012 года весь этот ассортимент производится под брендом «Віцебскае малако».

2. ОТ РЕГИОНАЛЬНОГО БЕЛОРУССКОГО БРЕНДА — К ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМУ

Именно так была выстроена стратегия развития бренда практически с момента его появления (случилось это около полутора лет назад). Точкой отсчета можно назвать 25 января 2013 года. Именно тогда только что зарегистрированная торговая марка «Віцебскае малако» получила золотую медаль престижного Международного конкурса «Бренд года» — в номинации «Региональный бренд».

И с тех пор руководством витебского предприятия стратегия работы и развития планировалась и выстраивалась так, чтобы расширить сферы влияния ОАО «Молоко» как на рынке молочных продуктов в Беларуси, так и за ее пределами. Разнообразные маркетинговые ходы были направлены на достижение одной цели: вывести молодой перспективный бренд на качественно новый уровень. Одним из оригинальных инструментов для получения необходимого результата стало продуманное участие компании в профессиональных конкурсах. Вот лишь несколько фактов «на тему», которые можно отметить в первую очередь:

• семь медалей высшей пробы на конкурсе качества продукции сыроделия и маслоделия в Угличе;

• кубок абсолютного лидера потребительских предпочтений № 1 в рамках белорусского потребительского конкурса «Чемпион вкуса»;

• девять Гран-при этого же форума, ставшего своеобразным ответом популярной российской телепрограмме «Контрольная закупка».

И это лишь часть того яркого и интересного, что произошло с предприятием за неполный 2013 год. Отдельно стоит рассказать о том, как начался для витебчан нынешний, 2014-й год.

3. ПРОНИКНОВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА «ПРОДЭКСПО» В МОСКВЕ

Подчеркнем. Знаковым событием для ОАО «Молоко» стало не просто участие, но и самый настоящий триумф на крупнейшей продовольственной выставке Европы — именно этот титул носит московская «Продэкспо».

Отдельного внимания заслуживает признание зерненого творога «Белозерница», получившего золотую медаль за высокие потребительские свойства. Во-первых, технология его производства не имеет аналогов в Беларуси. А во-вторых, в истории создания этого достаточно нового продукта отражается хорошо продуманная философия компании. Ведь витебское предприятие заявило о своем зерненом твороге широко только тогда, когда убедилось: постоянное качество продукта достигнуто. А значит, можно его продвигать в сознание потребителя и торговли. В общем, только после того, как было потрачено много времени, нервов и сил, творог, что называется, «взлетел». Он получил международный сертификат соответствия ISO 22000, начал завоевывать призы на различных конкурсах, и не только в Беларуси. Кстати, золото в Москве за высшие потребительские свойства, помимо зерненого творога, получили также сметана под маркой «Витебские просторы» и питьевые пастеризованные сливки.

Кроме того, славится на постсоветском пространстве и сливочное масло «с Витебщины». Сегодня этот продукт, подкупающий своим уникальным качеством и вкусом потребителей на белорусском и российском рынках, производится сразу на двух участках: в Витебске и Яновичах. Выпускается масло, вне зависимости от места рождения, под единым брендом — «Віцебскае малако». Показательно, что каждая торговая марка от ОАО «Молоко», прежде чем стать брендовой, проходит серьезнейший отбор. Здесь опять же кроются причины востребованности торговлей и потребителем этой продукции — с одной стороны, и успехов на различных форумах — с другой. Неудивительно, что в масштабном «прод­эксповском» конкурсе со всеобъемлющим названием «Лучший продукт-2014» ОАО «Молоко», г. Витебск, получило золотую медаль за сладко-сливочное масло «Яночка Люкс». Кроме того, серебряные медали здесь же завоевали витебская ряженка и мягкий сыр «Адыгейский».

Уверяем, что такого рода истории можно рассказать про любой продукт, который сегодня выпускают в Витебске и на филиалах предприятия ОАО «Молоко». Но у нас не так много места и времени. Поэтому переходим к новому смысловому блоку.

4. ОРИГИНАЛЬНАЯ ВИТЕБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основу белорусского бренда «Віцебскае малако» формируют сразу несколько факторов. Тут вам и внешняя неторопливость, и обстоятельность, и желание достичь совершенства во всем. Да и любой успех, давайте признаем, маловероятен без доли удачи. В нашем случае стоит признать: Витебщина, где расположены все сырьевые зоны и производственные площадки анализируемого нами предприятия, — это самое настоящее чудо, драгоценный подарок Природы и Бога. Тут вам и удивительные заливные луга, и потрясающие каскады озер, плюс минимум химической промышленности. За это Витебскую область еще во времена СССР часто называли второй Швейцарией.

Не стоит сбрасывать со счетов и врожденный творческий подход, который свойственен людям этого дивного края. Достаточно вспомнить художников и писателей, прославивших Витебщину на весь мир. Между прочим, многие специалисты ОАО «Молоко» также наделены кипучей творческой энергией. Они постоянно придумывают что-то новое и самое главное — внедряют свои идеи в жизнь. В связи с этим можно отметить успех очередной новинки предприятия — молочного пастеризованного коктейля «Шоколадное удовольствие». Он был награжден золотой медалью и получил статус «инновационного продукта № 1» крупнейшего продовольственного форума Европы, то бишь «Продэкспо». Однако если мы станем развивать эту тему подробно, то опять же рискуем выйти далеко за пределы журнальной полосы.

5. «ВІЦЕБСКАЕ МАЛАКО» — ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ!

Именно такая идея, говоря языком маркетологов, прописана в словесном воплощении бренда, о котором мы сегодня много говорим. Кстати, его графический символ — василек — претендует на то, чтобы вызвать в сознании потребителя положительные ассоциации с тем же фестивалем «Славянский базар», известным далеко за пределами Беларуси. Вы понимаете, что выпускать некачественную, ненатуральную продукцию с таким изначальным посылом предприятие из Витебска просто не имеет морального права?..

На этой фразе можно и закругляться. Возможно, стоило бы спрогнозировать стратегию развития и работу ОАО «Молоко» в 2014 году. Но заниматься долго и нудно прогнозами — дело совершенно неблагодарное. Можно лишь предположить навскидку следующее:

• в 2014 году все будет сделано для того, чтобы работа в ОАО «Молоко» велась последовательно и эффективно;

• бренд «Віцебскае малако» будет выведен на качественно новые уровни;

• появятся новые продукты из Витебска, востребованные рынком;

• не за горами участие компании и ее бренда в новых конкурсах. Будем надеяться, успешное.

Ждать, когда наши предположения обретут реальную форму, осталось, судя по всему, недолго.

Ну, а на сегодня сказано более чем достаточно… Всего вам доброго.

www.vitebskae.by