Иван Данченко о текущем моменте "Белгоспищепрома"

Предлагаем вашему вниманию выдержки из беседы с председателем концерна «Белгоспищепром» Иваном Данченко.

В нем — предварительные итоги работы соответствующих предприятий пищевой отрасли за половину 2010 года, оценка деятельности концерна, субъективные и объективные моменты, информирует «Продукт.BY». В общем, жизнь.

— Иван Иванович, как бы вы оценили работу концерна в первой половине 2010 года?

— Прежде всего, наши предприятия, несмотря на так называемый весенний «повышенный спрос», обеспечили внутренний рынок продуктами в полном объеме, всем спектром необходимых товаров. Это стоило очень дорого, во всех смыслах этого слова.

— В каком плане?

— Например, за полгода на внутреннем рынке было реализовано больше на 40 тысяч тонн сахара, чем обычно. А ведь его можно было успешно реализовать на экспорт. За валюту. Так что нам пришлось своими руками снижать экспортный потенциал.

В то же время за полгода общий рост производства по предприятиям концерна достиг 10%, по отдельным позициям реализация продукции внутри страны выросла сразу на 20-25%.

Это подтверждает то, что в прошлой пятилетке наши предприятия успешно создавали и наращивали производственные мощности. Был создан серьезный задел, благодаря которому удалось «удержать» страну несколько месяцев назад.

Все запросы потребителей (в том числе и ничем неоправданные) на соль, растительное масло, маргарин, водку, тот же сахар — были удовлетворены. — Не секрет, что из-за слабого белорусского рубля наши социально значимые товары стали намного дешевле, чем в России. Специалисты все громче говорят об опасности оголения полок магазинов внутри станы, в частности в регионах, соседствующих с Россией. Не так ли?

— Действительно, так называемый народный экспорт продуктов питания на Российскую Федерацию живет и процветает. Он никак не фиксируется официально. Но возможно, именно поэтому по поставкам пищевой продукции у нас сейчас наметилось отрицательное сальдо.

Ничего не скажу нового. В странах единого таможенного пространства придется проводить единую ценовую политику, попутно добиваясь реального роста доходов белорусского населения.

— В середине июля пошли разговоры о том, что количество покупателей в столичных магазинах увеличилось, люди снова кинулись покупать крупы и растительное масло… Не означает ли это второй, летней волны пресловутого «хапуна»?

— Я бы не хотел заострять внимание на поведении белорусских потребителей. Оно непредсказуемо. Важнее вот что отметить. Сейчас формируются цены на урожай 2011 года. От того, насколько грамотно нам удастся пройти этот период, зависит, насколько мы будем жить во второй половине 2011 и в 2012 годах.

— Это не преувеличение?

— Нет. Мы до последнего времени работали и еще продолжаем работать по ценам урожая 2010 года. Но по таким ценам крестьяне в 2011 году уже не будут ни производить, ни продавать продукцию. И сейчас правительством формируются новые закупочные цены на сельскохозяйственное сырье. Соответственно, планируются цены и на готовые продукты питания.

Предприятия концерна в целом готовы к такому повороту событий. Мы готовы оценить динамику роста цен на сырье. В основном мы получаем нормальные цены для внешних рынков. Но внутренний должен будет к ним привыкнуть и «переварить».

— Давайте сейчас оценим работу основных отраслей концерна. Осенью прошлого года вы числе своеобразных любимцев назвали 4 предприятия сахарной отрасли. А что сейчас?

— А сейчас по сахару у нас сложилось отрицательное сальдо. Заводы несут убытки.

— А что так?

— Во-первых, в прошлом году не добрали сахарной свеклы порядка 80 тысяч тонн. Во-вторых, как следствие недобора урожая, пришлось ввозить сахар-сырец в объеме порядка 400 тысяч тонн. В третьих, и мы уже об этом сказали, сверх запланированного на внутренний рынок ушло 40 тысяч тонн готового сахара, который можно было бы с выгодой реализовать за пределами Беларуси.

В то же время сахарная отрасль показала за эти полгода темп роста в 111%, запасы достигают 90-100 тысяч тонн. Это к вопросу, если вдруг население сейчас поразит очередной приступ болезни под названием «хапун».

Полагаю также, что в этом году мы доберем те недостающие 80 тысяч тонн сахарной свеклы, которые недобрали год назад. И закроем все вопросы с помощью своего сырья. — В нынешнем году масложировая отрасль работала в закрытом режиме: рапсовое масло было запрещено отправлять на экспорт. А что будет осенью?

— Подозреваю, ситуация кардинально не изменится. Из-за суровой зимы пострадали урожаи рапса. В той же Витебской области погибло до 70% посевов этой культуры. Мы ожидаем получить 500 тысяч тонн в амбарном весе. А это – уровень прошлого года. При всем при том масложировая отрасль для внутреннего рынка сработала очень неплохо. В июне был достигнут темп в 127%, за полгода — 114%.

И рынок был удержан за счет своих переработчиков. Это «Гродно Биопродукт», Бобруйский комбинат растительных масел, Гомельский жировой комбинат, Минский маргариновый завод. Они взяли на себя решение проблем насыщения рынка растительными маслами.

— Вы недавно говорили о том, что 2011 год может стать знаковым для Гомельского жирового комбината…

— На нем сейчас проводится серьезная модернизация. В частности, комплектуется участок по рафинации и дезодорации растительных масел.

Его запуск даст возможность увеличить переработку сырого масла внутри страны.

— Мощности по переработке маслосемян рапса на предприятиях концерна уже сейчас достигают 1 миллиона тонн. Но урожай мы пока получаем стабильно в два раза меньше. Что из этого следует?

— То, что будут прорабатываться различные схемы работы. Возможно, небольшую часть сырого рапса продадим в Германию. Он уже сейчас используется в этой стране в качестве альтернативного источника энергии. За вырученную валюту можно будет взять семечку и получить подсолнечное масло. Вариантов много. Будем выбирать лучшие.

— Сегодня пивовары сетуют на то, что государство поддерживает производителя крепкого алкоголя, тем самым нарушая свой же принцип: «Мы — за здоровый образ жизни».

— Я бы не стал так говорить. Проблема есть. Но в последние годы подходы к развитию ликероводочной отрасли были как раз направлены на снижение потребления крепкого алкоголя внутри страны.

Поставлена задача при прежних объемах производства получить выручку в полтора раза больше. То есть уйти из сегмента прейскурантной водки в «сувенирку», предлагать новые оригинальные направления.

— Об этом говорилось осенью прошлого года, когда был презентован проект производства водки «Немирофф» на мощностях РУП «Минск Кристалл». Однако из этой идеи ничего, судя по всему, не получилось?

— Все получится. Но решать эту задачу придется уже новым руководителям «Кристалла». К сожалению, прежнее руководство предприятия не приняло должных мер по продвижению водки «Немирофф» на белорусский рынок. В итоге генеральный директор и его первый зам были отправлены в отставку.

Но в целом нельзя сказать, что отрасль «закоснела». У кого-то вызывает недовольство рост производства водки. Однако до конца пятилетки запланировано долю экспорта в общих объемах производства довести до 20%. И основную долю здесь будут занимать спирт и водка.

— Мне приходилось слышать, что сейчас с этой целью планируется дальнейшее масштабное перевооружение Климовичского ЛВЗ, недавнего аутсайдера отрасли.

— Сейчас Климовичи уверенно восстанавливают свои утраченные позиции.

В июне темпы роста были зафиксированы на уровне 175%, с начала года — 130%.

Исторически это предприятие было ориентировано на экспорт в Россию. И его новые руководители очень многое делают для того, чтобы обратить внимание потребителей на продукцию завода и в Беларуси, и за ее пределами. Создаются новые линейки и бренды, завершена реконструкция Костюковичского спиртзавода.

Осталось завершить один крупный инвестиционный проект. Он осуществляется на паритетных началом: концерном и Могилевским облисполкомом. — В марте вы говорили, что для кондитерской отрасли потребуется привлечение нового инвестора, способного построить кондитерскую фабрику. Эта информация вызвала негативную реакцию со стороны инвестора «Спартака» Марата Новикова, утверждавшего и утверждающего, что ныне действующие предприятия способны уже в этой пятилетке кардинально перевооружиться и выйти на необходимый уровень.

— Видите ли, в ходе недавнего оперативного совещания в правительстве нам указали на недостатки как раз в кондитерской отрасли. В июне ее темпы достигли «аж» 83%.

И перед «кондитеркой» давно стоит задача кардинально увеличить мощности. Всей пищевой промышленности эту задачу удалось решить в прошлой пятилетке, кроме кондитерской отрасли.

Зато мы получили рост импорта. В 2010 году на 160 миллионов долларов сюда ввозили сладкой продукции. А нам зачастую было нечего противопоставить производителям из России и Украины.

— Тем не менее, позиция инвестора «Спартака» выглядит логично. Зачем строить иностранные фабрики в Беларуси, если можно радикально перевооружить те, что уже есть в стране и работают. Ведь нечто подобное сейчас случилось на «Красном мозырянине».

— Давайте мы отделим одно понятие от другого. Марат Михайлович Новиков и его позиция всем прекрасно известны. Мне, как и ему, тоже не нравится появление в Беларуси «чужой фабрики».

Но он почему-то плохо реагирует на критику. Мы же не говорим ничего нового: мощностей в самом деле не хватает. И давно. Он же не сможет перевооружить все предприятия. И далеко не все линии, которые он обещал поставить в страну, сюда были ввезены.

Да, на «Красном мозырянине» сегодня осуществлен прорыв. Новая линия увеличивает мощности в целом на 60%, что делает фабрику лидером в производстве зефира, номером 1 в Беларуси в этой нише. Новая линия запускается также на «Ивконе».

Но на том же «Слодыче» запоздали с модернизацией, в итоге предприятию приходится работать круглосуточно. Кардинально не хватает мощностей «Спартаку» и «Коммунарке». Эти факторы нужно признавать и трезво на них реагировать, а не обижаться.

— Мне доводилось слышать, что концерн «Белгоспищепром» и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси планируют в будущем «слить» в единую структуру…

—Такова сегодня позиция Минэкономики. Я ее комментировать не буду. Скажу лишь, что концерн свою роль не раз уже сыграл в новой экономической истории Беларуси. Например, за счет инновационного фонда, который заложили его успешные предприятия (в первую очередь, ЛВЗ), удалось обеспечить решение задач программы «Дети Беларуси».

И сегодня предприятия, входящие в структуру «Белгоспщепрома», свои задачи в целом выполнили. А это в 2011 году было весьма непросто.

— И последнее. Иван Иванович, этот номер выходит в канун Дня работников торговли…

— Я понял (улыбается — АВТ.). Знаете, у нас с Министерством торговли, практически всеми профильными торговыми организациями страны налажены теплые партнерские отношения. Такова реальность.

Вся пищевая промышленность тесно завязана на предприятия торговли. Друг без друга мы просто не выживем.

Мы по-доброму следим за развитием наших магазинов, видим, как динамично прибавляет торговля. Желаю ей от души не останавливаться на достигнутом. Коллеги, я всех вас поздравляю с профессиональным праздником и желаю реализации всех задач.

Кроме того, хотелось бы всегда принимать взаимовыгодные решения, становиться вместе сильнее… И расставлять совместно акценты для дальнейшего продвижения белорусских продуктов.