Исследование SATIO: сегодня и завтра белорусского экспорта

На Первом экспортном форуме «Беларусь мясная» исследовательская компания SATIO провела мониторинг среди производителей мясной продукции. В опросе приняли участие руководители и менеджеры 56 предприятий. Они поделились мнением о перспективах экспорта и новых рынков.

В соответствии с результатами исследований, белорусские компании мясной промышленности стремятся не только удовлетворить внутренний спрос на рынке, но и широко экспортировать свою продукцию. 84 % компаний, которые участвовали в опросе на форуме «Беларусь мясная», ответили положительно на вопрос «Экспортирует ли ваше предприятие свою продукцию за рубеж?» Из них 22 % компаний экспортируют до 25 % от общего объема продаж, треть компаний экспортируют до половины от общего объема продаж, и практически каждая вторая компания экспортирует более 50 % своей продукции за рубеж (графики 1, 2).

Основным направлением, по которому экспортируется около 75 % белорусской мясной продукции, являются Россия и страны СНГ. За ними следуют государства ЕС (около 9 %), США, Япония, Канада и др. Тем не менее перспективным направлением для будущего развития экспорта белорусские компании считают Китай (около 23 %) (графики 3, 4).

При этом основными препятствиями для экспорта мясной продукции компании указали тарифные торговые барьеры, стоимость и доступ к финансированию и недостаток квалифицированных кадров для продвижения на зарубежных рынках. Далее следует соответствие требованиям, ожиданиям по качеству, стоимости и т. д., общие проблемы инфраструктуры и неудовлетворенность условиями оплаты (график 5). 31 % опрошенных считают, что реализовать стратегическую экспортную цель «треть-треть-треть», то есть когда треть экспорта приходится на Россию, треть — на государства ЕС и оставшаяся треть — на страны дальней дуги, возможно в ближайшие три года. Однако большинство (по 27 % в каждой категории) придерживаются менее позитивной позиции: за 5 и 10 лет соответственно. Неперспективным такое развитие экспорта назвали лишь 2 % опрошенных.