Искусство управлять складом

Законы рынка говорят, что в бизнесе успешен тот, кто знает, что нужно клиенту, где и когда это необходимо и в каком количестве. Если эти знания применяются на практике, многие задачи решаются быстро и оперативно. В этом плане особую роль играют склады, ведь они в задействованы в любом процессе производства.

Еще на стадии идеи подготовки материала, посвященного логистике, мы начали искать компанию, которая работала бы в этой сфере и помогла бы нам разобраться в перспективной, интересной и в то же время непростой теме. Предполагалось, что она не просто продает тот или иной товар или услугу для склада, а максимально и на разных этапах вовлечена в создание склада не как места хранения товаров, а как отдельно взятого бизнеса на предприятии. Проведя небольшой мониторинг, обратили внимание на компанию «Воксон­Инжиниринг». В отличие от своих конкурентов она занимается не просто продажей стеллажного и иного оборудования, а предлагает разработку склада от создания концепции до ввода в эксплуатацию.

Как не наступить на «грабли»

Статистика показывает, что 95 % собственников даже на стадии строительства еще не задумываются, как и зачем будет работать их склад. Отсутствие продуманной концепции — это «грабли», на которые многие по-прежнему продолжают наступать.

— Склад может обернуться как очень прибыльным, так и очень затратным делом, — уверен директор компании «Воксон­Инжиниринг» Сергей Носков. — И основная задача нашего предприятия — найти тот самый баланс, который позволит владельцу бизнеса на минимальных площадях при оптимальных затратах получить максимальную прибыль и скорейшую окупаемость проекта. Конечно, это решается не за один день и требует привлечения многих специалистов.

Извлечение прибыли из склада, по опыту Сергея Носкова, начинается задолго до его ввода в эксплуатацию, еще на стадии формирования самой идеи. Какие же функции выполняет «Воксон­Инжиниринг»? В первую очередь компания помогает понять заказчику, нужен ли ему собственный склад и как он предполагает его использовать. В работу включаются специалисты по логистике, оборудованию, инженеры-проектировщики, строители… Они уже на начальном этапе выявляют сильные и слабые стороны логистической системы предприятия, анализируют его складскую и транспортную логистику, планируемые грузопотоки, учитывают особенности и ассортимент товара.

Свое слово должны сказать и компании-партнеры в других областях: специалисты по системам пожарной безопасности, холодильному оборудованию и т. д. Сергей Носков делает акцент на том, что над проектом с самого начала работает много специалистов. Цель — предусмотреть все на стадии подготовки. Важно связать процессы между собой, чтобы они функционировали как единый механизм.

Только на базе полученных данных разрабатывается логистическая концепция, на основе которой строится товаропроводящая система предприятия. Она еще до начала процесса проектирования помогает представить, каким станет склад, чем он будет оборудован. Грамотно спроектированный и построенный складской комплекс, который обладает оптимальной схемой размещения стеллажей и зон для хранения различных товаров, — это гарант того, что в дальнейшем расходы клиента будут оптимизированы.

С учетом всего этого компания «Воксон­Инжиниринг» подбирает оптимальное оборудование для использования на складе. А это не только погрузчики и стеллажи, но и оборотная тара, конвейеры, система WMS, системы безопасности и еще много других элементов, которые позволяют заставить склад работать как часы и максимально обезопасить работу человека.

«Дорожим репутацией компании»

— Мы часто сталкиваемся с таким явлением, когда заказчики просят оснастить склад, как у «соседей», — продолжает Сергей Носков. — Это абсолютно неправильный подход, ведь это не соседа склад, и не соседа товар, и не он будет нести убытки, а заказчик. Стараемся убедить наших клиентов, что к покупке оборудования и выбору поставщика следует подходить очень тщательно, нужно найти время и вникнуть в суть вопроса, а не поручать это своим некомпетентным сотрудникам. Задача нашей компании — защита интересов хозяина бизнеса, а не дополнительные 3–5 % заработка. Мы дорожим репутацией своей компании, и в этом уже смогли убедиться представители большого количества компаний, которые выбрали нас в качестве своих партнеров. Очень приятно, когда проектами руководят люди, понимающие, что мы им предлагаем. Однажды нас пригласили на предприятие «для галочки», т. к. мы участвовали в тендере на поставку оборудования. Там о «Воксон­Инжиниринг» ничего не знали, но спустя два часа переговоров мнение людей кардинально изменилось.

Сергей Носков рассказывает, что тендер, о котором идет речь, они тогда выиграли благодаря глубине проработки вопроса и анализу имеющихся данных. Почему? Потому что они на реальных примерах показали клиенту, что другие поступившие к ним предложения содержат серьезные ошибки, в которых в конечном итоге окажется виноват не поставщик, а тот, кто покупал оборудование, и заказчику потом придется дополнительно что-то приобретать, а значит, и нести финансовые убытки. А вот еще один случай. Участвуя в очередном тендере, специалисты «Воксон­Инжиниринг» обратили внимание на то, что одна из компаний не все указала в своем предложении. Они порекомендовали заказчику запросить подробную спецификацию, провести анализ имеющихся других предложений. Заказчик это сделал и сразу увидел, что характеристики оборудования, которые были указаны в предложении, не соответствовали действительности.

— Мы тот тендер проиграли, — говорит Сергей Носков, — жаль, конечно. Но мы до сих пор в прекрасных отношениях с компанией, которая при покупке стеллажей прислушалась к нашим рекомендациям: они помогли им избежать ошибок в будущем.

Склад, который и завтра будет современным

Отношения с клиентами часто перерастают в партнерские и дружеские. И это не удивительно, потому что компания, которой руководит Сергей Носков, изначально создавалась с той целью, чтобы направлять заказчиков и вместе с ними поэтапно проходить весь путь создания склада: от проведения аудита действующей логистической системы предприятия до внедрения системы управления WMS. Иногда с новаторскими идеями выступают сами заказчики. Например, один из клиентов пожелал иметь оборотную тару для склада, которую придумала его компания. Чтобы воплотить это предложение в жизнь, потребовалось бы 480 000 долларов. После проведения анализа заказчик предпочел все-таки купить более дорогие стеллажи, однако за счет экономии на таре проект получится намного дешевле.

— Мы не привязаны к одному поставщику, — еще раз уточняет Сергей Носков, — так как поставляем товары разных производителей. А это в свою очередь говорит о том, что заказчик может сам выбрать: что покупать, за сколько и какой фирме отдать предпочтение. А наша задача — помочь клиенту сделать такой склад, который и завтра будет современным. И который будет не хуже, чем в Германии или Италии.

Специфика журнала обязывает поинтересоваться, на что конкретно могут обратить внимание предприятия пищевой промышленности.

— Наше ассортиментное предложение довольно широкое, — отвечает Сергей Носков. — Это конвейерные системы любых типов, гравитационные и мобильные стеллажи, техника для склада, пластиковые паллеты, пластиковая тара, которая предназначена для хранения товаров на обычных и автоматизированных складах, комиссионирования и транспортировки. У нас есть различные варианты исполнения и размеры. А наше термоупаковочное оборудование поможет защитить продукцию от механических повреждений при транспортировке или хранении на складе или от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды: пыли, влаги, грязи, придать продукции свежий, привлекательный и легкоузнаваемый вид. Пригодятся в использовании также штабелеры, погрузчики, ручные гидравлические тележки и многое другое. Добавлю, что в нашем каталоге можно найти все, что нужно для оснащения склада: оборудование, любые металлические стеллажи, полочные стеллажи малой и средней грузоподъемности, укомплектованные пластиковыми лотками, торговые и складские стеллажи для оборудования магазинов и складских помещений. Клиенты могут также заказать изготовление ящиков, пластиковых лотков, контейнеров и купить ящики в офисе нашей компании, расположенной в центре Минска. Мы работаем с каждым клиентом индивидуально и стараемся максимально учесть его пожелания и цели. Наша компания открыта для партнерства, мы постоянно расширяем и совершенствуем ассортимент и готовы сотрудничать в самых разных направлениях своей деятельности.

Долларизировать и оптимизировать

В американской бизнес-литературе есть одно очень полезное выражение — долларизируй. Это значит, что абсолютно все можно свести к денежному выражению. Кто сталкивается с белорусской логистической и складской сферами, часто сетует на то, что здесь этим правилом, к сожалению, пользуются недостаточно. А ведь это не сложно — любую работу можно оценить в долларах или рублях. Так вот, в правилах компании «Воксон­Инжиниринг» подсчитать для заказчика, какую пользу она ему принесет, какие экономические ценности создаст, показать — сколько конкретно клиент будет экономить денег, работая с этой командой. Заказчик должен понимать, что и сколько стоит на каждом этапе работы склада. Только так он может оценить полезность компании, с которой имеет дело.

На каждом складе стремятся оптимизировать работу, ведь от его четкости зависят конкурентоспособность и процветание любой компании. Поэтому возникает необходимость максимально ограничить влияние человеческого фактора на конечный результат. Для успешного функционирования склада внедряют систему Warehousw Management System, которая позволяет оптимизировать использование ресурсов склада: размещение складских единиц, заполняемость складского пространства, максимально эффективно использовать технику и контролировать ее загруженность, персонал.

— WMS позволяет снизить или увеличить производительность склада, — объясняет директор компании «Воксон­Инжиниринг». — Вместо затрат на обучение сотрудников и оплату их труда, вы инвестируете в проект, который будет работать на вас. Как это сделать наилучшим образом — мы готовы подсказывать. Приедем, посмотрим, расскажем… Но никого не станем заставлять приобретать оборудование именно у нас. У наших сотрудников есть знания и желание ими поделиться. Мы совершенствуемся, ездим на конференции к нашим российским и немецким коллегам. А то, чего не знаем мы, знают наши партнеры.