Вы здесь

Информационные система

По сложности управления и объемам информации, на основании которой принимаются решения, розничные предприятия сегодня ставят на второе место после банков.

А можете ли вы представить банк без сложной информационной системы? Станете ли вы клиентом банка, сотрудники которого вычисления делают на калькуляторах, а документы печатают на пишущих машинках? В то же время станете ли вы постоянным клиентом супермаркета, в котором не можете найти цены на товары и отсутствуют полюбившиеся вам продукты, где в часы пик лучше обходить стороной гастрономический прилавок, а очередь в кассу идет так медленно, что вы опять не успеваете к началу своей любимой телепередачи?

Очень часто виной тому бывает информационная система, точнее, ошибки, допущенные при ее проектировании, выборе компонентов, внедрении и эксплуатации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТОРГОВОГО ЗАЛА

Информационная система торгового зала предназначена для того, чтобы обеспечить бесперебойную и эффективную работу супермаркета по продаже товаров и предоставить покупателю всю необходимую информацию. Сколько товаров в торговом зале, сколько и какого товара надо подать в зал, на какую полку его выложить, как быстро обслужить покупателей в гастрономическом отделе, соответствуют ли цены на полочных ценниках ценам в кассовой системе и т. д. — на все эти вопросы отвечает информационная система торгового зала.

Информационная система торгового зала вместе с кассовой системой образуют систему front-office.

В общем случае front-office — это транзакционная система, которая решает следующие задачи: обеспечение работы торгового зала; сбор данных об операциях на расчетно-кассовых узлах; сбор данных о продажах; сбор данных о неторговых операциях (возвраты, списания и т. п.); управление ценовыми схемами; реализация программы лояльности на торговом предприятии; инвентарные операции; ведение (коррекция) остатков; формирование заказов на восполнение товарных запасов зала; работа со специализированным оборудованием (кассовое оборудование, специализированные ручные компьютеры (ТСД — терминал сбора данных), верификаторы цен (прайсчекеры), электронные весы, этикеточные принтеры, полочные электронные ценники и т. д.); анализ накопленных данных для выработки управленческих воздействий; генерация отчетов; обмен данными с внешними системами.

Надо обратить особое внимание на то, что система front-office супермаркета управляет исключительно ресурсами торгового зала, то есть товарами, деньгами (выручкой), персоналом и оборудованием. При этом количество атрибутов этих ресурсов ограничено. Например, информационная система торгового зала должна включать систему заказов. Но, в отличие от систем более высокого уровня, эта система заказов работает на восполнение товарных запасов именно торгового зала, а не супермаркета в целом. Почему? Потому что нельзя допустить «выбитых зубов» на полках, так как продажи мгновенно падают.

Информационная система, исходя из размеров первоначальной выкладки товара и темпов продаж, должна вовремя сообщить менеджеру о необходимости подачи дополнительного количества товара в торговый зал. Такая же ситуация с ценовыми атрибутами товаров. Нужно ли знать персоналу, обслуживающему торговый зал, закупочные цены на товары? Разумеется, нет. Товар поступает в зал, только когда назначена его продажная цена. И именно с ней и работает персонал торгового зала. Будь то кассир или менеджер, который с помощью ручного компьютера, оснащенного встроенным сканером штриховых кодов, проверяет соответствие цен на полочных этикетках ценам в базе данных информационной системы.

Еще недавно информационная система торгового зала была невидимой для покупателя, она ничем не выдавала своего присутствия. Со стороны казалось, что торговля по методу самообслуживания (а вместе с ней и информационная система) до предела проста: ввел информацию о товарах в базу данных, выложил промаркированный штриховыми кодами товар на полки — и жди своего покупателя. Сейчас ситуация меняется. В магазинах появились прайсчекеры, которые позволяют покупателю самостоятельно узнать цену на товар. Для этого надо поднести товар штриховым кодом к окну сканера прайсчекера. Встроенный сканер считывает этот код, и на экране верификатора высвечивается наименование товара и его цена. Покупателю удобно, но что дает супермаркету приобретение таких устройств?

Попробуйте установить верификатор цен в торговом зале рядом с низкотемпературными холодильниками, в которых хранятся продукты глубокой заморозки, и уже через несколько дней можно будет наблюдать рост продаж этих товаров. Объяснение этому простое. На продукты глубокой заморозки нелегко найти полочные ценники, количество похожих продуктов большое. Покупатель боится совершить ошибку и взять товар, в цене которого он не уверен. Когда у него есть возможность рассеять свои сомнения, не прибегая к помощи продавца, которого, как назло, нет рядом, и быстро узнать точную цену на товар (ведь он пришел в магазин, чтобы его купить), — покупателю проще выбрать товары.

Еще одна «болезнь» белорусских супермаркетов — несоответствие цены на товар, напечатанной на полочном ценнике, с ценой, которой оформляется покупка этого товара на кассе. Часто это приводит к скандалам на расчетно-кассовых узлах, к катастрофическим задержкам в обслуживании покупателей. В итоге магазин теряет своих покупателей, падают продажи. Избежать этой «болезни» очень просто. Уже сейчас во многих магазинах можно увидеть людей, в руках которых ручные компьютеры со встроенным сканером штриховых кодов (ТСД). С помощью этих устройств персонал магазина сканирует штриховой код на товарной упаковке, и на экране появляются цена товара и прочая информация о нем. Если цена на полке не соответствует цене, показанной на ТСД, то ценник изымается, а на ТСД делается специальная пометка. Если же к ручному компьютеру подключен портативный этикеточный принтер, новую полочную этикетку можно напечатать тут же.

В других случаях печать новой полочной этикетки можно выполнить либо в офисе, либо в информационном центре, которые стали непременным атрибутом торговых залов крупных магазинов самообслуживания. Вообще для информационной системы магазина действует одно правило: если внедрение какого-либо компонента системы повышает удобство совершения покупок для покупателя, то это приводит и к увеличению доходности магазина. «ИС Супермаркета»

Фронт-офис — зона вашей прибыли

НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

Понятие «фронт-офис» пришло из банковской сферы. Изначально этот термин означал зону обслуживания массовых клиентов. Применительно к ритейлу фронт-офис — это торговый зал. Но территориальный признак здесь не основной. Фактически фронт-офис — это торговый процесс, то есть зона прибыли любого ритейлера.

Вне зависимости от формата магазина или сети все процессы, протекающие в торговом зале, имеют специфические черты, присущие исключительно торговле. В них задействован линейный персонал, все решения должны приниматься в режиме реального времени. Но главное, фронт-офис магазина — это сосредоточение человеческих и материальных ресурсов, покупательских и товарных потоков. Эффективное управление ими требует специальных инструментов.

SET: ПРОЗРАЧНОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Система автоматизации фронт-офиса должна давать информационный срез, который позволит работнику оперативного уровня получать исчерпывающие инструкции и средства для немедленного реагирования, а руководителю — данные для анализа и работы на перспективу. Эти требования легли в основу семейства программных продуктов SET. В составе комплексного решения они связывают воедино оборудование и персонал торгового зала, корпоративную учетную систему и руководство предприятия. SET превращает разрозненные операции в единый процесс, который вы полностью контролируете.

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ РИТЕЙЛА

Эффективный фронт-офис, то есть производительный, прозрачный и противостоящий потерям, становится базой эффективности торгового предприятия в целом. Именно выбор фронт-офиса определяет перспективы и политику предприятия. Это не означает меньшую значимость систем управления верхнего уровня или бэк-офиса, на которых по-прежнему лежит большая ответственность и к которым предъявляются существенные требования.

Это означает перераспределение приоритетов при подборе и оценке систем управления: повышение производительности и снижение потерь в торговом зале сегодня дает ритейлеру большую финансовую отдачу, чем оптимизация товародвижения.

ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ИНТЕГРАЦИИ

Более 10 лет компания «БелКристаллСервис» реализует комплексные проекты по автоматизации торговых предприятий. Фундаментом наших решений сегодня является семейство программных продуктов SET.

Многолетний опыт поставки POS-терминалов и IT-оборудования ведущих мировых производителей позволяет нам подобрать наиболее подходящие компоненты для эффективного фронт-офиса. Если вам нужен надежный интегратор с широкой сетью филиалов по всей Беларуси, «БелКристаллСервис» — это партнер для вас.

В условиях постоянно растущей конкуренции эффективный фронт-офис, то есть производительный, прозрачный и противостоящий потерям, становится необходимой базой для успешной работы торгового предприятия.

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.